Презентация по музыке. Тема урока: Архаические пласты музыкальной культуры (5 класс). Яркий и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, рисунки, картины, проверили задание и задано домашнее задание, подвели итог и вывод. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Архаические пласты музыкальной культуры (5 класс).
Архаические
пласты
музыкальной
культуры
Введение
• Сохранилась ли в нас – людях 21
века - память о музыкальной
архаике?
Этимология (происхождение)
слова
Архаика –
от греч. archaikуs — старинный,
древний,
др.-греч. αρχι — старший, главный
(отсюда архитектура, археология),
греч. ἀρχή (архэ)— начало, принцип,
Как восстановить знания об
утраченной музыке?
• Археологические находки +
исторические реконструкции
• Этнографические и
фольклористические исследования
18-21 вв.
• Теоретические и исторические
исследования культурной
антропологии, музыковедения.
• Насколько достоверно?
Самый младший или
самый старший вид искусства?
Теория «натурального макета»
А.Д.Столяра
Важнейшие черты первобытной
культуры
1. Синкретизм (греч. гр. synkretismos соединение,
объединение) – нерасчленённость различных видов чего-
либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении,
свойственная ранним стадиям развития
• В психологии = синкретизм мышления (хар-рен для детей до
2-х лет) + синкретизм мышления первобытного человека.
• В культурологии = синкретизм культуры (нерасчлененность
различных видов деятельности, особенно магии, охоты и в
целом трудовой деятельности, бытовой, социальной,
художественной),
• В искусствознании = невыделенность искусства из
синкретичного целого человеческого поведения +
невыделенность отдельных видов ис-ва, слиянность танца,
музыки, слова, изо.
Важнейшие черты первобытной
культуры
• 2. Анимизм – вера в одушевленность
всех явлений и процессов на земле.
Частные формы:
– тотемизм – вера в происхождение
человеческого рода от определенного
вида животных, реже растений,
фетишизм – вера в сверхъестественную
связь объекта и высшей силы.
Синтетическое музыкальное-речевое-
пластическое действо-обряд как способ
общения с духами.
Обожествление инструментов
Лоб лоб —
обрядовые
деревянные
пластинки
«гуделки» (из
коллекции Н. Н.
Миклухо-Маклая,
Музей антропологии
и этнографии,
Ленинград)
Обожествление
инструментов
Барум — сигнальный
барабан (деревня Волгу,
Берег Маклая)
Обожествление инструментов
Добжанская О. ШАМАНСКАЯ МУЗЫКА
САМОДИЙСКИХ НАРОДОВ В СИНКРЕТИЧЕСКОМ
ЕДИНСТВЕ ОБРЯДА. Автореферат дис-ции на соиск.
уч. ст. д-ра ис-ведения по специальности 17.00.02
Музыкальное искусство. – М., 2008.
• «звук-звучание-музыка» для комплексного
представления феномена музыки, в котором
соединяется
звуковой материал,
творческий процесс и
форма (результат процесса).
• Применительно к фольклорной культуре данное
триединое понятие расшифровывается следующим
образом:
звук – сонорный эффект (возглас, хлопок, тон вокальной
звучание – способ звукового поведения (музицирование,
мелодии),
пение и др.),
музыка – результирующая форма звукового выражения
(песенная импровизация, колыбельная и др.).
Основные мировоззренческие
концепты, связанные со звуком
• Звук - принадлежность живой материи
(так как только живое имеет свой «голос»);
• Звучание - атрибут и символ движения
(«дорожные» песни, поющиеся эпизоды
эпических сказаний и шаманского ритуала);
• Звучание - атрибут «одушевленности»,
так как мелодия – это звуковое воплощение
души (традиция личной песни);
• Звучание - атрибут красоты (например,
«звенящая» упряжка, «звенящая» женщина);
Основные мировоззренческие
концепты, связанные со звуком
• Звучание - средство коммуникации людей с
миром духов (шаманские духи-помощники
воплощаются исключительно с помощью звуковых
манифестаций – пения специальных песен, имитации
голосов животных, игры на бубне и др.);
• Целительные свойства звука (пение в шаманском
ритуале и эпосе);
• Духовные свойства звучания - физического
воплощения концепта Мирового дерева (космической
вертикали для связи между мирами космоса). Песня
как медиатор между миром людей и миром духов (в
шаманстве), между разными социальными группами
людей (иносказательное песенное общение юношей и
девушек), между явью и сном (колыбельная).
Звучащее=сакральное
• Подобно Мировому дереву, «звук-звучание-
музыка» соединяет сферы реальной и
духовной жизни самодийских народов, она
является носителем космической, или
транс-культурной информации
(идентификации человека, социума,
первопредка, сверхъестественного мира),
обеспечивает единство мировоззрения
традиционной культуры, служит
инструментом социальной и духовной
активности.
Музыкальный язык
шаманского обряда
• «Музыкальный язык шаманского обряда
обладает строгой предназначенностью, и не
используется вне обрядовых жанров»
• «Важнейшим отличием речи шаманских духов
является ее омузыкаленность. Каждому
шаманскому духу-помощнику сопутствует
определенная мелодия, строго закрепленная за
ним в качестве индивидуального музыкального
маркера-"лейтмотива", по которой его
безошибочно узнают участники обряда,
знакомые с шаманской традицией. Начиная
пение, шаман как бы перевоплощается в то
существо, чью песню он поет»
Суть канонизации
• «…многообразие напевов, используемых в нганасанских шаманских
ритуалах, практически исчерпывается типами мелодий:
1) предковых (наследственных),
2) полученных в период инициации.
•) Помимо этого, в ритуале Дюлсымяку Костеркина встречаются 2
песни-импровизации, созданные непосредственно в процессе
шаманского ритуала. Однако подобное «песнетворчество»
Дюлсымяку порицалось представителями старшего поколения
нганасан, которые расценивали эти моменты новизны как «незнание
шаманских песен» и «неумение держаться верной дороги».
Возможно, появление импровизирующихся во время ритуала песен
знаменует собой упадок шаманской традиции и поэтому порицается
ее блюстителями. Можно сделать вывод, что классическое
нганасанское шаманство признавало мелодику только первых двух
типов и ориентировалось на традиционные мелодические образцы;
мелодическая импровизация не применялась» Устные сообщения
информантов, зафиксированные в полевых материалах автора 1991-
1996 годов.
слушать
• http://tibet-cd.narod.ru
Самый древний
инструмент?
Музыка в системе
культуры
• 1 фаза – невыделеность художественной
деятельности из синкретической цельности
деятельности первобытного человека,
соответственно невыделенность музык и в
отдельный вид искусства;
• 2 фаза – постепенная дифференциация различных
видов деятельности, вычленение искусства, его
разделение на разные виды. (начиная с эпохи
древних цивилизаций )
• 3 фаза – дифференциация пластов, жанров,
направлений внутри музыки (сквозная линия).
• Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с
17 в.)