Презентация по музыке. Тема урока: Франц Шуберт (5 класс). Яркий и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, рисунки, картины, проверили задание и задано домашнее задание, подвели итог и вывод. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Франц Шуберт (5 класс).
Франц Петер Шуберт (нем. Franz
Peter Schubert; 31 января 1797,
Лихтенталь, Австрия — 19
ноября 1828, Вена) — великий
австрийский композитор, один
из основоположников
романтизма в музыке. Он
написал около 600 песен,
девять симфоний (в том числе
знаменитую «Неоконченную
симфонию»), литургическую
музыку, оперы, а также
большое количество камерной
и сольной фортепианной
музыки.
Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале,
небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-
любительски занимавшегося музицированием. Франц очень
рано проявил музыкальные способности. С шести лет он
учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть
на скрипке и фортепиано.
В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт —
придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на
многих инструментах и теорию музыки (под руководством
Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт
устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно
Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные
произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и
мессу фа мажор — он написал в 1814 г.
В области песни Шуберт явился
продолжателем Бетховена.
Благодаря Шуберту этот жанр
получил художественную
форму, обогатив область
концертной вокальной
музыки. Баллада «Лесной
царь», написанная в 1816 г.,
принесла композитору славу.
Вскоре после неё появились
«Скиталец», «Похвала
слезам», «Зулейка» и др.
Как утверждают биографы,
Шуберт в своих сочинениях
никогда ничего не изменял,
потому что не имел для того
времени. Он не щадил своего
здоровья и в расцвете лет и
таланта скончался в возрасте
31 года. Последний год его
жизни, несмотря на
расстроенное здоровье, был
особенно плодотворен: именно
тогда он написал симфонию до
мажор и мессу ми-бемоль
мажор. При жизни он не
пользовался выдающимся
успехом. После его смерти
осталась масса рукописей, уже
позднее увидевших свет (6
месс, 7 симфоний, 15 опер и
проч.).
Композитор умер от
брюшного тифа в Вене 19
ноября 1828 г. Согласно
последнему пожеланию,
Шуберта похоронили на
кладбище, где за год до
того был погребен
боготворимый им
Бетховен. На памятнике
выгравирована
красноречивая надпись:
«Смерть похоронила
здесь богатое сокровище,
но ещё более прекрасные
надежды» В честь
Шуберта назван кратер на
Меркурии
Сочинения
• Оперы — Альфонсо и Эстрелла (1822;
постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823;
постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в
т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;
• Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла
(на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3
актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы
(1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война
(1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
• Музыка к пьесам — Волшебная арфа (1820,
Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там
же);
• Для солистов, хора и оркестра — 7 месс (1814-
28), Немецкий реквием (1818), магнификат
(1815), оффертории и другие духовые
сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная
песнь Мирьям (1828);
• Для оркестра — симфонии (1813; 1815; 1815;
Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818;
1821, незавершённая; Неоконченная, 1822;
Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
• Камерно-инструментальные ансамбли — 4 сонаты
• Для фортепиано в 2 руки — 23 сонаты (в т. ч. 6
• Для фортепиано в 4 руки — сонаты, увертюры,
(1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано;
соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2
фортепианных трио (1827, 1828) 2 струнных трио (1816,
1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26),
фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный
квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и
др.;
незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и
др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов
(1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400
танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты,
экосезы, галопы и др.; 1812-27);
фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо,
вариации, полонезы, марши и др.;
смешанных составов с сопровождением и без
сопровождения;
циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь
(1827), сборник Лебединая песня (1828).
• Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и
• Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в т. ч.