Презентация по музыке. Тема урока: Иоганнес Брамс (5 класс). Яркий и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, сделали выводы и подвели итоги, сделали введение и заключение, проверили задание и задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Иоганнес Брамс (5 класс)
Иоганнес Брамс
композитор страстной
музыкальной мысли
«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и
идеальное выражение духу нашего времени»
Роберт Шуман
Данная презентация посвящена творческой деятельности
композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой
классической музыки второй половины XIX века, что собственно
вызвало полемику среди музыкантов того времени и разделение их
за тех, кто отдавал предпочтение программной музыке и
вагнеровской реформе оперы (то есть были за Ф. Листа и Р. Вагнера)
и тех, кто придерживался основ классической музыки, за их
сохранение и развитие (Брамса). Недаром сторонники Брамса
Итак, Иоганнес Брамс:
композитор страстной
музыкальной мысли
Но помимо этого композитор также придерживался традиций
Бетховена в сочинении симфоний. Впоследствии немецкий
называли его «последователем Баха».
композитор и дирижёр того времени Г.Бюлов назовёт его первую
Брамс написал серию композиций для фортепиано, наполнив их
мотивами, близкими мелодике Р.Шумана и Ф.Шуберта, привнеся тем
симфонию «Десятой симфонией Бетховена» за чёткость и
стройность музыкальной формы, классическую ясность и
самым новую романтическую глубину, а его композиции для
скрипки заняли центральное место между концертами Чайковского,
завершённость мелодии.
Бетховена и Мендельсона.
Цель данной презентации пробудить интерес к
удивительной музыке этого замечательного композитора,
пробудить душу того, кто ознакомится с этим материалом.
Немецкий композитор Иоганнес
Брамс жил и творил в период
развития новых жанров программной
и театральной музыки (как Ф.Лист,
Р.Вагнер). Но являясь приемником
Роберта Шумана, Брамс своим
творчеством, как бы завершал эпоху
романтизма.
Он доказывал жизнеспособность и
перспективность классических
инструментальных форм и жанров.
Ни один композитор XIX века не
создал такого количества крупных
инструментальных произведений,
преимущественно сонатных циклов,
как Брамс.
Высоко ценя поэзию, чутко
прислушиваясь к народнопесенному
творчеству – австрийскому,
немецкому, западнославянскому, он
насыщал свои инструментальные
образы живой напевностью.
7.05. 1833 г. (Гамбург) – 3.04. 1897
г. (Вена)
Первым учителем Брамса
становится его отец, который
был валторнистом и
контрабасистом в небольшом
ансамбле и давал концерты в
различных Гамбургских
заведениях. Именно в семье
Брамс получил
первоначальные навыки
игры на различных
струнных и духовых
инструментах, но больше
всего его привлекало
фортепиано. Помогая отцу
содержать семью, он с
ранних лет играл на
фортепиано в портовых
кабаках, работал пианистом
в оперном театре. И уже в 10
лет он принимает участие в
камерном ансамблевом
концерте, а в 15 – даёт
сольный концерт.
Гамбург – место рождения
композитора
В 20 лет Иоганнес Брамс издаёт первые
свои сочинения 3 сонаты, 4 скерцо для
фортепиано и ряд песен.
В молодости Брамс был «стройным, красивым,
светловолосым юношей, с яркими голубыми
глазами. Он отличался почти девической
хрупкостью…», писал в 1853 году
исследователь его творчества Васильевский.
А близкий друг Брамса швейцарский писатель
Йозеф Виктор Видман в 1864 так писал о нём:
«Брамс, которому исполнилось 33 года, сразу
же показался мне могучей личностью – не
только благодаря мощи своей игры, но и
благодаря своей внешности… Широкая
львиная грудь, геркулесовы плечи, могучая
голова, которую он, играя, порой откидывал
энергичным движением назад, задумчивый,
прекрасный, как бы светившийся внутренним
светом лоб и меж светлых ресниц брызжущие
чудесным огнём германские глаза – всё это
выдавало художественную индивидуальность,
которая, казалось, до кончиков пальцев была
заряжена флюидами гениальности».
Брамс в возрасте 20
лет
Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он
вызвал восхищение Роберта Шумана, встреча с которым осенью 1853
г. в Дюссельдорфе определила всю его последующую жизнь.
Вся атмосфера дома, близость
художественных интересов Брамса и
Шумана (романтическая литература
ЖанПоля, Т.А.Гофмана, Й.
Эйхендорфа и др.) оказали огромное
воздействие на молодого
композитора.
И вместе с тем ответственность за
судьбы немецкой музыки, как бы
возложенная Шуманом на Брамса,
затем последовавшая вскоре
душевная болезнь Р.Шумана и его
кончина, романтическое чувство
страстной привязанности к Кларе
Шуман, всё это обострило
драматическую напряжённость
брамсовской музыки, её бурную
стихийность.
Изображение Дюссельдорфа,
где произошла встреча Брамса и
Шумана.
Гравюра неизвестного
Роберт Шуман
1810 - 1856
Клара Шуман
1819 – 1896
В 1850е годы Брамс приобретает еще одного друга на всю жизнь
скрипача Иожефа Иоахима. Он и Ременьи, благодаря которому
Брамс вошел в большую музыкальную жизнь, привили
композитору любовь к венгерскому музыкальному фольклору –
«вербункош». Вербункош являлся в те годы в Австрийской империи
чемто вроде музыкальной агитации за призыв в армию. Парадно
одетые гусары, приходя в села, пели и плясали, показывая
блестящую сторону армейского быта. Песни и пляски были
позаимствованы ими из музыки цыган, кочевавших по Венгрии,
Словакии, Трансильвании. Во многих крупных произведениях
Брамса мы находим отголоски его увлечения венгерским
фольклором. Но появившиеся в 1869 году «Венгерские танцы»
(первая тетрадь) воплощают этот интерес Брамса в чистом виде.
Написанные в оригинале для домашнего музицирования
(фортепиано в четыре руки), они стали, возможно, самым
популярным произведением Брамса и исполняются в самых
различных переложениях до сих пор. Абсолютно все 21 танец
слушаются на одном дыхании!
«У Брамса исключительный
композиторский талант и особая
природа, которая сможет полностью
развиться только в абсолютном
одиночестве, — чистая, как бриллиант, и
нежная, как снег», так отзывался о
молодом композиторе Й. Иоахим.
Благодаря поддержке Иоахима в 1853
году Брамс получил возможность
выступить при дворе в Ганновере (в
рамках турне с венгерским скрипачом
Эдуардом Ременьи). В июне Брамс по
приглашению Иоахима приехал в
Геттинген, и музыканты дали здесь
совместный концерт. Этот концерт,
помимо всего прочего, принес Брамсу
средства на воплощение его давней
мечты: он отправился в путешествие по
долине Рейна. Начиная свой «поход»,
композитор и не предполагал, что
увенчается он визитом к Шуманам. Об
этом визите (без ведома Брамса)
позаботился все тот же «добрый гений»
молодого музыканта — Иожеф Иоахим.
30 сентября 1853 года Брамс явился
перед очами своего кумира.
В 1862 году Брамс переезжает в Вену. Укреплению его авторитета здесь
способствовала его деятельность в должности руководителя хора Певческой
академии (186364 гг.), а затем – хора и оркестра Общества любителей
музыки (187275). Он занимался редактированием фортепианных
произведений В.Ф.Баха, Ф. Куперена, Ф. Шопена, Р. Шумана для
народные мелодии станут его идеалом.
издательства Брейткопф и Хертель. Способствовал изданию произведений
мало известного в то время композитора А. Дворжака.
В Вене композитор знакомится и вдохновляется национальной музыкой
разных народов Европы (сербы, хорваты, австрийцы, чехи, немцы). В итоге
Венгерские пейзажи
Венгерские пейзажи
Надо отметить, что Брамс был самоучкой, как в сущности и все
великие. Всё, что он смог получить в родительском доме, в школе –
кроме обычной школы он больше нигде не учился, составляло лишь
самый необходимый минимум. В зрелые же годы он обладал не только
энциклопедическими познаниями в своей области, превосходящими
познания любого, даже самого искушенного из современных ему
музыковедов, но и общеобразовательной подготовкой, способной в своей
широте и основательности выдержать любое сравнение.
Говоря о качествах Брамса, нельзя не сказать и о
высокой требовательности к себе, к своему
творчеству, проявившейся уже в раннем
возрасте, когда им были уничтожены его ранние
сочинения и даже наброски.
Си бемоль мажор – одна из любимейших
тональностей Брамса. Она неизменно
становилась тональностью всех его сочинений,
согретых какойто особой, уютной
удовлетворённостью.
Такие песни, как
«Майская ночь», «К фиалке», «О вечной
любви», «Путь к милой», «Ода Сафо»,
«Колыбельная», «Тоска по Родине» являются
маленькими шедеврами и до сих пор входят в
Брамс создал прекрасные образцы вокальной
лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов.
Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела
в творчестве композитора вторую жизнь.
репертуар многих певцов.
Брамс предназначал свои песни для исполнения
певцамилюбителями в домашнем кругу. Отсюда
необыкновенная интимность, проникновенный и
тонкий лиризм музыки этих произведений.
Его стремление к
объективности, строгой
логической упорядоченности,
свойственное искусству
классиков, особенно укрепились
с переездом Брамса в Детмольд
(1857 г.), где он занял
должность музыканта при
княжеском дворе. Здесь он
руководил хором, изучал
партитуры старых мастеров –
Г.Ф. Генделя (1685-1759),
И.С.Баха (1685-1750), Й.Гайдна
(1732-1809), В.А.Моцарта (1756-
1791), создавал произведения в
жанрах, характерных для
музыки XVIII века. Итогом его
творчества в 50-60-х гг. стали
камерные ансамбли с участием
фортепиано, как бы
заменявшие Брамсу симфонии
(два «Квартета» – 1862 г.,
«Квинтет» – 1864 г., «Вариация
и фуга на тему Генделя» – 1861
г., две тетради «Вариаций на
Иоганнес Брамс в расцвете
своего творческого дарования
Младший современник
Брамса – Георг Геншель
(1850 – 1934 гг., дирижёр,
композитор, певец, автор
популярных песен того
времени) писал о нём: «…
его крепкая фигура,
здоровый цвет загорелого
лица, густые, слегка
тронутые сединой
волосы всё это
производило впечатление
воплощённой силы и
здоровья… Его облик
заставляет вспомнить о
некоторых портретах
Бетховена».
Георг Геншель
Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх
симфоний, отражающих разные аспекты его мироощущений.
Все они разнятся между собой характером, стилем, звучанием.
Первая симфония (доминор) – монументальноэпическая наследница
бетховенского симфонизма, в ней острота сразу же вспыхивающих
драматических коллизий разрешается в радостном гимническом звучании.
Он работал над ней 10 лет (1876 г).
Вторую симфонию (ремажор) жанровотанцевальную можно смело
назвать «симфонией радости». Истоки её в музыке Гайдна и Шуберта. Она
была создана в 1877 году.
Третья симфония (фамажор) лирикодраматическая самая искренняя
и романтичная из всего симфонического цикла, проходит путь от
восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно
отступающим перед вечной красой природы, светлого и ясного утра (1883
год).
Четвёртая симфония (миминор) – трагическая венец брамсовского
симфонизма (1885 год), она развивается «от элегии к трагедии»
(И.Соллертинский). Именно в ней получили самое совершенное воплощение те
образы и мысли, которые составляют самую сущность симфонизма Брамса –
удивительное соединение сердечной искренности и рациональной
композиции, новых идей и старинных форм, как будто слегка улыбающейся
печали и как будто чуть плачущей радости.
Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы,
она стала синонимом монументального стиля в инструментальной
музыке.
Сохраняя четырёхчастный классический симфонический цикл,
не прибегая к литературной программе, Брамс стремился к
созданию большой симфонической концепции. Но если
Бетховен стоял на уровне самых передовых идей своего
времени и в своих симфониях ставил и разрешал в рамках
возможностей его эпохи большую революционногероическую
тему, то в симфониях Брамса монументальность замыслов,
широта масштабов, связанные с опорой на традиции
бетховенского симфонизма, своеобразно сочетаются с
субъективным, «камерным» содержанием музыкальных
образов.
Людвиг ван Бетховен
(17701827)
Художник Д.Штилер
1919 г.
Симфонии Брамса обладают мелодичностью, обусловленной
творческим претворением немецкой, венгерской и славянской
песенности, эпической широтой концепций, ярким
сопоставлением драматических, лирических и жанровых образов,
высоким художественным мастерством. Все это делает их
выдающимися образцами западноевропейского симфонизма
послебетховенского времени .
Иоганнес Брамс
Брамс – единственный из знаменитых
музыкантов своей эпохи, кто упорно
отклонял предложения о заграничных
турне; исключение составляли поездки в
Италию – с цель отдохнуть и развеяться.
Виды итальянских
пейзажей
Современники Брамса в его
музыке ощущали глубокую,
неисчерпаемую человечность.
Например, его талантливая
ученица Элизабет фон
Штокгаузен (в замужестве фон
Герцогенберг) писала: «О Вашей
сонате я лучше ничего говорить не
стану (скрипичная соната соль
мажор); Вы и так наверняка уже
наслушались о ней всякого, и
верного, и вздорного. То, что она
будет нравиться, как мало что на
свете, вам, пожалуй, тоже
известно, как и то, что она
буквально превращает человека в
энтузиаста, и внешне, и внутренне,
заставляя то мечтательно
вслушиваться в музыке, то
блаженно погружаться в себя.
Последняя часть просто
околдовывает, обнаруживая такое
богатство настроений, что
невольно задаёшься вопросом, что
Ганс фон Бюлов и Иоганнес
Брамс
Крепкая дружба связывала
Брамса с Гансом фон Бюловым -
выдающимся пианистом и
дирижером, немало сделавшим
для пропаганды музыки Брамса.
Автограф Брамса
БаденБаден своей особой, удивительно
утонченной атмосферой всегда являлся
притягательным местом для деятелей
искусства. Неслучайно теплые месяцы
года в летнем домике на Лихтенталер
аллее проводил всемирно известный
композитор – Иоганнес Брамс. Он жил
здесь целое десятилетие (18651874),
привлекаемый заветной тишиной,
возможностью побыть в одиночестве и
творить в скромном, но удобном домике.
Здесь он написал многие из своих
знаменитых музыкальных
произведений.
Вид Баден-Баден с картины
неизвестного художника
Дом Брамса в Баден-Баден
Фотография современного
Баден-Баден
Дружеские шаржи на Брамса
рисунки художника Вилли фон Бекерата
1911 г.
дирижирует
Брамс
Брамс за
роялем
Брамс на пути в
таверну «Красный
Силуэт работы Отто
ёж»
Бёлера
Музеи Брамса
Гамбург
Музей Иоганнеса Брамса
расположен вблизи того места, где
когдато был родной дом Брамса на
Speckstraße. Во время Второй
Мировой Войны в 1943 году его дом
был разрушен и остался лишь
мемориальный камень. На этом
месте в память великого сына
города был открыт музей 26го
августа 1971 года при участии
любителей музыки Гамбурга.
Обновленный дом в стиле барокко
18го столетия был выбран очень
удачно и многие посетители всегда
спрашивают как он связан с
жизнью композитора, родился он в
нем или умер.
Гамбург
В двух комнатах на втором этаже дома разместился мемориальный музей. В
квартире, в которой Брамс проводил летние месяцы 18651874 гг. и в которой
были созданы многие из его музыкальных шедевров, по сей день сохранилась
атмосфера тайны и творчества. Доммузей включает в себя жилые комнаты
Брамса, а также выставочный зал с многочисленными экспонатами,
повествующими о жизни композитора и его отношениях с Кларой Шуман.
Музеи Брамса
Вена
(Австрия)
В Вене находится
музей Гайдна, в
котором есть
мемориальная
комната Брамса
Мемориальная комната
Брамса в музее Вены
«Пока есть люди, способные всем
сердцем откликаться на музыку, и
пока именно такой отклик будет
рождать в них музыка Брамса – она,
эта музыка, будет жить»
Г. Галь
Памятник И.Брамсу.
Вена.
Список использованной литературы
Спасибо за
внимание !
1. Галь Ганс. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера – три мира.
М., «Музыка», 1990.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
2. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник.
Материалы Internet:
http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/054.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/288/%D0%91%D0%A0%D0%90
%D0%9C%D0%A1
http://www.olgasleeps.ru/100velikih/compositors/brams3_8.html
http://www.brahms-baden-baden.de/index.php?inc=db&id=2
http://www.horizontwenzel.de/main/AttractionsHamburg.xhtml