Презентация по музыке. Тема урока: Клод Дебюсси МАЭСТРО (8 класс). Французский композитор. Родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка – его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена). Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Клод Дебюсси МАЭСТРО (8 класс).
Единственное, что я стараюсь
делать, когда я сочиняю музыку
— это заставить её прямо и
просто выражать то, что у меня
на сердце.
(Рахманинов С. В.)
Французский композитор. Родился 22 августа 1862 в СенЖермен
анЛе близ Парижа в семье скромного достатка – его отец в
прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки
фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала
одаренному ребенку АнтуанеттаФлора Моте (теща поэта Верлена). В
1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение
11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка,
Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои
первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882
проводил летние каникулы как «домашний пианист» – сначала в
замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк – в ее домах и
поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России. Во время этих
путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты,
причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями
русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в
поэзию Де Банвиля (1823–1891) и Верлена, молодой Дебюсси,
наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам
(преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией
революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884
Римскую премию за кантату Блудный сын.
Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре
рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева
избранница на текст Г.Россетти.
Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское
влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера.
Среди других увлечений молодого композитора – экзотические оркестры,
яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной
выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно
проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского
пения. В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена по
либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение
незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была
найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым
и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор
стал постоянным посетителем кружка поэтасимволиста С.Малларме и
впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В
1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и
Мелисанда (Pelleas et Melisande), а год спустя, вдохновленный эклогой
Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых
фавна.
Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы
этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и
швейцарский ученыйлингвист Р.Годе. Его внимание привлекал
импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком
посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в
художественной галерее «Свободная эстетика» – на фоне новых
полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году
началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые
первоначально были задуманы как скрипичный концерт для
известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор
сравнивал с «живописным этюдом в серых тонах». К концу 19 в.
творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в
изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще
более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди
сочинений этого периода – струнный квартет соль минор (1893), в
котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный
цикл Лирические прозы) на собственные тексты, Песни Билитис по
стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом
Древней Греции, а также Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл
для баритона с оркестром на стихи Россетти.
В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье,
Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел:
скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все
же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 –
вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда.
Поставленный в парижской «Операкомик» 30 апреля 1902, Пеллеас
произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих
отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической
утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий
поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в
оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл
Эстампы– в нем уже складывается стиль, характерный для
фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в
новый семейный союз – с Эммой Бардак, что едва не привело к
самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку
некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это
не помешало завершению лучшего оркестрового произведения
Дебюсси – трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервые
исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов – Трех
песен Франции и второй тетради Галантных празднеств на стихи
Верлена.
В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он
работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с
остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они
были собраны в сборнике Господин Крош – антидилетант,, опубликован в 1921). В тот же период
появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов
последовала сюита Детский уголок, посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в
1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).
Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси
совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал
собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради
прелюдий для фортепиано (1910–1913) демонстрируют эволюцию своеобразного
«звукоизобразительного» письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911
он написал музыку к мистерии Г. д'Аннунцио Мученичество св. Себастьяна, партитуру по его
разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл
Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры,
который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В том же
году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками– его инструментовка
была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была
временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные
фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвященных памяти Шопена.
Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику
французской инструментальной музыки 17–18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла:
для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и
фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По
Падение дома Эшеров – сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу
над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.ГаттиКазацца из «Метрополитенопера».
Умер Дебюсси в Париже 25 мая 1918.
Творчество Дебюсси венчает последнюю, наиболее утонченную стадию
музыкального искусства целой эпохи. Он сумел преодолеть влияние
вагнеровской эстетики, но при этом, привнося в музыку достижения
литературы и живописи, стремился к тому же синтезу искусству, что и
Вагнер. Это отразилось в таких, например, сочинениях, как Море и Образы,
– они подобны видениямснам на полотнах Тёрнера, которого Дебюсси
называл «величайшим творцом тайны в искусстве». Всю жизнь Дебюсси
преклонялся перед Э.По – художником и человеком (это преклонение
разделяли многие французы – современники Дебюсси), и у американского
писателя композитор нашел близкую ему идею «сна во сне». В ином
аспекте творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство
ощущений, точнее – воспоминаний о пережитых ощущениях («Есть
воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности», –
писал он в связи с симфоническими эскизами Море). Такая направленность
музыкального мышления Дебюсси близка психологизации прозы у
М.Пруста. Утонченность, выражающаяся в исключительном внимании к
деталям и постоянном тяготении к изысканности отделки, – характерная
черта творчества Дебюсси, хотя к концу жизни композитор начал
воспринимать чрезмерную изысканность как опасный симптом.
Предчувствуя появление неоклассицизма, который получил развитие в
творчестве следующего поколения, Дебюсси в поздних сочинениях
стремился к большей простоте выражения. Он обогатил музыкальный язык
применением средневековых церковных ладов, целотоновой гаммы и
пентатоники, создал новые модели форм и оригинальное
инструментальное письмо (в особенности фортепианное).