Презентация по музыке. Тема урока: Клод Дебюсси МАЭСТРО (8 класс).

  • Работа в классе
  • pptx
  • 14.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по музыке. Тема урока: Клод Дебюсси МАЭСТРО (8 класс). Французский композитор. Родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка – его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена). Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Клод Дебюсси МАЭСТРО (8 класс).
Иконка файла материала Клод Дебюсси МАЭСТРО (8 класс)..pptx
МАЭСТРО!
Единственное, что я стараюсь  делать, когда я сочиняю музыку  — это заставить её прямо и  просто выражать то, что у меня  на сердце.                             (Рахманинов С. В.)
Французский композитор. Родился 22 августа 1862 в Сен­Жермен­ ан­Ле близ Парижа в семье скромного достатка – его отец в  прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки  фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала  одаренному ребенку Антуанетта­Флора Моте (теща поэта Верлена). В  1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение  11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка,  Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои  первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882  проводил летние каникулы как «домашний пианист» – сначала в  замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк – в ее домах и  поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России. Во время этих  путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты,  причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями  русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в  поэзию Де Банвиля (1823–1891) и Верлена, молодой Дебюсси,  наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам  (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией  революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884  Римскую премию за кантату Блудный сын.
Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре­ рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева­ избранница на текст Г.Россетти. Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское  влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера. Среди других увлечений молодого композитора – экзотические оркестры,  яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной  выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно  проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского  пения. В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена по  либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение  незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была  найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым  и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор  стал постоянным посетителем кружка поэта­символиста С.Малларме и  впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В  1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и  Мелисанда (Pelleas et Melisande), а год спустя, вдохновленный эклогой  Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых  фавна.
Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы  этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и  швейцарский ученый­лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал  импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком  посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в  художественной галерее «Свободная эстетика» – на фоне новых  полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году  началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые  первоначально были задуманы как скрипичный концерт для  известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор  сравнивал с «живописным этюдом в серых тонах». К концу 19 в.  творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в  изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще  более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди  сочинений этого периода – струнный квартет соль минор (1893), в  котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный  цикл Лирические прозы) на собственные тексты, Песни Билитис по  стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом  Древней Греции, а также Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл  для баритона с оркестром на стихи Россетти.
В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье,  Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел:  скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все  же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 –  вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда.  Поставленный в парижской «Опера­комик» 30 апреля 1902, Пеллеас  произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих  отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической  утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий  поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в  оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл  Эстампы– в нем уже складывается стиль, характерный для  фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в  новый семейный союз – с Эммой Бардак, что едва не привело к  самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку  некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это  не помешало завершению лучшего оркестрового произведения  Дебюсси – трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервые  исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов – Трех  песен Франции и второй тетради Галантных празднеств на стихи  Верлена.
В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он  работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с  остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они  были собраны в сборнике Господин Крош – антидилетант,, опубликован в 1921). В тот же период  появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов  последовала сюита Детский уголок, посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в  1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).  Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси  совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал  собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради  прелюдий для фортепиано (1910–1913) демонстрируют эволюцию своеобразного  «звукоизобразительного» письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911  он написал музыку к мистерии Г. д'Аннунцио Мученичество св. Себастьяна, партитуру по его  разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл  Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры,  который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В том же  году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками– его инструментовка  была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была  временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные  фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвященных памяти Шопена.  Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику  французской инструментальной музыки 17–18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла:  для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и  фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По  Падение дома Эшеров – сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу  над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти­Казацца из «Метрополитен­опера».  Умер Дебюсси в Париже 25 мая 1918.
Творчество Дебюсси венчает последнюю, наиболее утонченную стадию  музыкального искусства целой эпохи. Он сумел преодолеть влияние  вагнеровской эстетики, но при этом, привнося в музыку достижения  литературы и живописи, стремился к тому же синтезу искусству, что и  Вагнер. Это отразилось в таких, например, сочинениях, как Море и Образы,  – они подобны видениям­снам на полотнах Тёрнера, которого Дебюсси  называл «величайшим творцом тайны в искусстве». Всю жизнь Дебюсси  преклонялся перед Э.По – художником и человеком (это преклонение  разделяли многие французы – современники Дебюсси), и у американского  писателя композитор нашел близкую ему идею «сна во сне». В ином  аспекте творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство  ощущений, точнее – воспоминаний о пережитых ощущениях («Есть  воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности», –  писал он в связи с симфоническими эскизами Море). Такая направленность  музыкального мышления Дебюсси близка психологизации прозы у  М.Пруста. Утонченность, выражающаяся в исключительном внимании к  деталям и постоянном тяготении к изысканности отделки, – характерная  черта творчества Дебюсси, хотя к концу жизни композитор начал  воспринимать чрезмерную изысканность как опасный симптом.  Предчувствуя появление неоклассицизма, который получил развитие в  творчестве следующего поколения, Дебюсси в поздних сочинениях  стремился к большей простоте выражения. Он обогатил музыкальный язык  применением средневековых церковных ладов, целотоновой гаммы и  пентатоники, создал новые модели форм и оригинальное  инструментальное письмо (в особенности фортепианное).
Всё!