Презентация по музыке. Тема урока: КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РУСИ (5 класс). Яркий и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, сделали выводы и подвели итоги, сделали введение и заключение, проверили задание и задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РУСИ (5 класс).
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, 5 класс. По программе Г. И. Даниловой.
Тема VIII: Музыка народов мира.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка в храме.
Колокольные звоны Руси.
5
2
2
1
ПЛАН УРОКА:
1. Виды церковного звона;
2. Типы колоколов;
3. Колокольный звон в русской
музыке;
4. «История одного колокола».
ТИПЫ
КОЛОКОЛ
ОВ
Если подбор колоколов
на звоннице был достаточно
обширен, то они обычно
подразделялись
три
основные группы:
на
большие,
средние,
мелкие.
Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном,
предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их
Благовестники
можно подразделить на следующие виды: Праздн
ичные
Воскре
сные
Постны
Полиел
ейные
Буднич
ные
Помимо благовеста, большие
(без
колокола самостоятельно
иных колоколов) используются
при пении «Честнейшей…» на
утрене и к «Достойно…» на
Божественной Литургии.
также
используются при перезвонах,
переборах,
трезвонах. Таким
образом, использование того или
иного
благовестника
службы,
зависит от
статуса
времени её совершения или
группу
в
момента Богослужения.
благовестников можно включить
часовые
так
колокола,
в
которые
«отбиваются» часы.
вида
е
Кроме
того,
называемые
ПраздничныеВоскресныеПостныеПолиелейныеБудничные
Средние
несут
специальной функции и служат только
для украшения звона.
колокола
не
Самостоятельно средние колокола
используются при так называемым
звоном
который
«в
осуществляется
Литургию
Преждеосвященных Даров в Великий
Пост.
двои»,
на
При отсутствии средних колоколов
звон «в двои» осуществляется на
подзвонных колоколах.
Средние
используются
переборах, трезвонах.
при
колокола
также
перезвонах,
К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.
Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола
небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые
связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке
может быть не менее 2х колоколов. Как правило, связка состоит из 2х,
3х или 4х колоколов.
Подзвонные
колокола по весу больше
зазвонных. Подзвонных
колоколов может быть
любое
количество.
Верёвки (или цепочки), на
звонарь
которые
нажимает
звоне,
крепятся одним концом к
языкам
подзвонных
колоколов, а другим к так
называемому
звонарскому столбику.
при
Зазвонные и подзвонные колокола
на колокольне Троице-Сергиевой
Лавры
РУССКОЙ МУЗЫКЕ
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН В
Для классиков русской музыки колокольный
звон был не просто иллюстрацией, звон – это
музыкальная среда, которая с детства окружала
русского
его
музыкальное чувство. Отсюда колокольные
интонации в русской музыке, колокольные
переливы и переборы, наплывы и колыхания
звона. Отсюда ритмика и гармония колокольного
звона, вошедшего в саму фактуру музыкальной
ткани.
композитора,
воспитывала
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН В
РУССКОЙ МУЗЫКЕ
К колокольному звону как к
богатейшему
музыкальному
материалу обращались многие
русские
композиторы: М.
Глинка и М. Мусоргский, П.
Чайковский и А. Бородин, Н.
РимскийКорсаков
А.
Скрябин, А. Глазунов и И.
Стравинский. В русских операх
можно отыскать все виды звона
— от стандартных сигналов до
замечательных
образцов
колокольного искусства.
и
Нестеров М.В. Под благовест. 1895.
Партия колоколов в нотах никогда не выписывается в
точности. Ее обычно обозначают ритмическим или вполне
условным
присутствие
колокольного звона, набрасывается лишь «намёк звона».
указывающим
письмом,
на
Подлинные церковные колокола не могут быть признаны
подлинно «оркестровым инструментом», разве только
за
исключением самых малых, принимавших иногда участие в
симфоническом оркестре. Это происходит по той причине, что
низкозвучащий
огромное
сооружение в несколько тысяч пудов весом, которое ни при каких
условиях не может быть приспособлено для «концертных» целей.
Такие колокола применяются только за сценой театров, и
действуют в тех случаях, когда требуется «благовест», «набат»
или
подлинным
воспроизведением колокольного звона вообще.
«колокольный
представляет
являющиеся
трезвон»,
колокол
собою
В наиболее известных русских оперных театрах, как
например в Большом театре, имеется устроенная по всем
правилам колокольная звонница, располагающая особенно
прославленными
стране подлинными церковными
колоколами. Самый большой колокол этой звонницы звучит
низким додиез, весит несколько десятков тысяч пудов и
применяется в «сцене пожара» оперы Бородина Князь Игорь.
в
Для иммитации колокольных
звонов в оркестрах и театрах чаще
такие
всего
музыкальные инструменты как
оркестровые
«плоские»
колокола.
используются
и
стальные
деревянной
Оркестровые
колокола
собою длинные
представляют
трубы,
узкие
в
укреплённые на подвесках
особой
или
металлической раме. В Италии эти
«колокола» известны под именем
японских колоколов, а в России,
именем
наоборот,
итальянских
римских
колоколов.
под
или
Карильон — музыкальный инструмент, посредством
часового механизма
заставляющий ряд колоколов
исполнять какуюлибо мелодию, подобно тому, как
вращающийся вал приводит в движение орг н. Кроме
того, на карильоне играют «вручную» посредством
специальной клавиатуры.
аа
Всего же в мире существует 600700 карильонов.
Протоирей Николай Агафонов «История
ЗАДАНИЕ: сочинить окончание сказки.
одного колокола»
Мама – Бам - Бам
Герои:
2
5
Старшая дочь – Бем
Малыши – Динь и
- Бем
Дилинь
3
нес-
кол
ько
кг
Папа – Бум - Бум
4
0
Старший сын – Бом -
7,
5
Младший сын – Бим
1
Бом
- Бим
Словарь:
1 пуд= 16 кг
Рында –
корабельный
колокол
7,5401325нес-колько кг
Протоирей Николай Агафонов «История
одного колокола»
Протоирей Николай Агафонов «История
одного колокола»
Фрагмент рисунка Харлова Ильи, ученика 8 класса 2013 – 2014 учебный год
Протоирей Николай Агафонов «История
одного колокола»
Рисунок Харлова Ильи, ученика 8 класса 2013 – 2014 учебный
год
Протоирей Николай Агафонов «История
одного колокола»
Фрагмент рисунка Харлова Ильи, ученика 8 класса 2013 –
2014 учебный год
Протоирей Николай Агафонов «История
одного колокола»
Протоирей Николай Агафонов «История
одного колокола»
Продолжение
следует…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/176944
http://
art.1september.ru/view_article.php?ID=200901
213
http://predanie.ru/rubric/kolokolnye-zvony/
http://
www.svetoch-opk.ru/load/hram/kolokola_i_koloko
lnye_zvony/istorija_kolokol/5-1-0-195