Презентация по музыке. Тема урока: Музыка эпохи Классицизма (обзорная лекция) (7 класс).

  • Работа в классе
  • ppt
  • 13.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по музыке. Тема урока: Музыка эпохи Классицизма (обзорная лекция) (7 класс). Интересный и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, рисунки, картины, картинки, проверили задание и задано домашнее задание, подвели итог и вывод. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Музыка эпохи Классицизма (обзорная лекция) (7 класс).
Иконка файла материала Музыка эпохи Классицизма (обзорная лекция) (7 класс)..ppt
Музыка эпохи Классицизма (обзорная лекция)
стиль и направление в искусстве XVII ­  Классицизм –  начала XIX вв.  Слово это произошло от латинского  classicus ­ образцовый. В основе  классицизма лежало убеждение в  разумности бытия, в том, что  человеческая натура гармонична. Свой  идеал классики видели в античном  искусстве, которое считали высшей  формой совершенства.
В восемнадцатом столетии начинается новый этап  развития общественного сознания – Эпоха  Просвещения. Разрушается старый общественный  порядок; первостепенное значение приобретают  идеи уважения человеческого достоинства, свободы  и счастья; личность обретает независимость и  зрелость, использует свой разум и критическое  мышление. На смену идеалам эпохи Барокко с ее  пышностью, высокопарностью и торжественностью  приходит новый стиль жизни, основанный на  естественности и простоте. Наступает время  идеалистических взглядов Жан­Жака Руссо,  призывающего вернуться к природе, к естественной  добродетели и свободе. Наряду с природой  идеализируется Античность, поскольку считалось,  что именно во времена Античности людям удалось  воплотить все человеческие устремления. Античное  искусство получает название классического, его  Жан­Жак Руссо признают образцовым, наиболее правдивым,  совершенным, гармоничным и, в отличие от  искусства эпохи Барокко, считают простым и  понятным. В центре внимания, наряду с другими  важными аспектами, находятся образование,  положение простого народа в общественном  устройстве, гениальность как свойство человека.
• Разум царит и в искусстве. Желая  подчеркнуть высокое назначение  искусства, его общественную и  гражданскую роль, французский  философ­просветитель Дени Дидро  писал: "Каждое произведение  ваяния или живописи должно  выражать собой какое­либо великое  правило жизни, должно поучать". • Театр одновременно был учебником  жизни, и самой жизнью. Кроме того,  в театре действие в высшей степени  упорядочено, размеренно; оно  разделено на акты и сцены, те, в  свою очередь, расчленена на  отдельные реплики персонажей,  создавая столь дорогой 18 веку  идеал искусства, где всё находится  на своём месте и подчинено  логическим законам. Дени Дидро
Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует  искусство театра, подражает ему.  место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной. Разделение классической сонаты и симфонии на крупные разделы ­  части, в каждой из которых происходит много музыкальных "событий",  подобно делению спектакля на действия и сцены.  В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое  действие, которое развёртывается перед слушателями так же, как  действие театральное развёртывается перед зрителями.  Слушателю только остаётся включить воображение и узнать в  "музыкальной одежде" персонажей классической комедии или трагедии. Искусство театра помогает объяснить и большие перемены в  исполнении музыки, которые совершились в 18 веке. Раньше, главным  местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в  огромном пространстве, где музыка как будто помогала ему взглянуть  ввысь и посвятить свои мысли Богу. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в  аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на  городской площади. Слушатель века Просвещения как будто  обращается с музыкой "на ты" и не испытывает больше восторг и  робость, которые она ему внушала, когда она звучала в храме.  В музыке уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась  роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо  меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная,  многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось  звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили
Новый век выдвинул новый идеал ­ им стал Фигаро, "севильский цирюльник". Этот  парикмахер, хитрец и пройдоха, всегда знал, как одурачить господина и добиться своего,  и не позволял никому, даже вельможному графу, унижать своё достоинство. Но не  только деятель и практик Фигаро занимает мыслящую публику 18 века; на роль идеала  претендует и доктор Фауст­ учёный, философ, который в поисках истины продал душу  дьяволу ­ Мефистофелю. Фауст понял, что нет ничего прекраснее, чем труд, результаты  которого останутся будущим поколениям, и нет такой жертвы, которую нельзя было бы  принести ради общего блага. "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт  за них на бой!" ­ эти слова Фауста повторили бы многие его современники.  Фауст и Фигаро прекрасно соответствовали времени, поскольку в этих персонажах люди  видели символ неразрывности мысли и действия: чтобы добиться успеха, оба они  старались понять, зачем действовать, какие цели ставить перед собой, и, наконец,  составив продуманный план, приступали к исполнению. Людям эпохи классицизма  хотелось узнать, по каким законам живёт природа, общество, каждый человек, и,  вооружившись знанием, сделать жизнь достойной и счастливой. Благодаря  беспредельной вере в возможности человеческого разума и силу знания 18 век стали  называть веком Разума или веком Просвещения.
Расцвет Классицизма наступает в 80­х годах восемнадцатого  столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских  произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит  премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет  драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И.  Канта. Ярчайшими представителями классического периода являются  композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг  Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает  совершенством композиторской техники, гуманистической  направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в  музыке В. А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную  красоту.  Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после  смерти Л. Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое  равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием.  Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху  Барокко предметом отображения в музыке стали состояния  человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки  человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и  целостный человеческий разум.
Йозеф Гайдн (1732–1809) Австрийский композитор, один из величайших классиков  музыкального искусства.  Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776:  «Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе,  совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно  мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня  заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я  изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества  науки... Когда мне исполнилось семь лет, ныне покойный  капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно  услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и  определил в капеллу [собора cв. Стефана в Вене], где, продолжая  образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у  очень хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом  исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе.  Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет  влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по  ночам, не зная, имею ли я какой­либо дар к композиции или нет, и  записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так  продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать  подлинные основы искусства у господина Порпоры, который жил  тогда в Вене».
Стиль Гайдна органически связан с почвой, на  которой он вырос, – с Веной, великой  австрийской столицей.  Венский композитор середины 18 в. имел в  своем распоряжении несколько разных стилей:  один – «строгий», предназначавшийся для  месс и прочей церковной музыки: в нем по­ прежнему главная роль принадлежала  полифоническому письму;  второй – оперный: в нем итальянская манера  преобладала вплоть до времен Моцарта;  третий – для «уличной музыки»,  представленной жанром кассаций, часто для  двух валторн и струнных или для духового  ансамбля.  Попав в этот пестрый мир, Гайдн быстро  создал собственный стиль, притом единый для  всех жанров, будь то месса или кантата,  уличная серенада или клавирная соната,  квартет или симфония.
Значение творчества  Й.Гайдна. • В 20 в. обнаружилось, что Гайдна нельзя считать, как полагали  ранее, отцом симфонии. Полные симфонические циклы,  включавшие менуэт, создавались уже в 1740­е годы. Заслуга  Гайдна –в подытоживании и совершенствовании того, что было  сделано его предшественниками.   Гайдна можно назвать отцом струнного квартета, обладающего  следующими типическими признаками:  1) состав – две скрипки, альт и виолончель;  2) четырехчастность (аллегро в сонатной форме, медленная часть,  менуэт и финал) • • • • И рондо­сонаты, в которой принципы сонаты (экспозиция,  разработка, реприза) сливаются с принципами рондо (А–В–С–А  или А–В–А–С–А–В–А).  • В своей трактовке деревянных и медных духовых Гайдн с первых  же шагов обнаруживает врожденное чувство колорита; даже в  весьма скромных по составу партитурах композитор демонстрирует  безошибочное чутье в выборе оркестровых тембров. Написанные с  помощью весьма ограниченных средств, симфонии Гайдна, по  выражению Римского­Корсакова, оркестрованы так хорошо, как  никакая иная музыка Западной Европы. • Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую  стилистическую пропасть – между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все  внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом  забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между  этими двумя мирами.
Вольфганг  Амадей Моцарт (1756–1791) Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое  представление о его личности.  По­видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые  противоположные качества:  великодушие и склонность к едкому сарказму,  ребячливость и житейская искушенность,  веселость и склонность к глубокой меланхолии – вплоть до патологической,  остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих),  высокая нравственность (хотя он не слишком жаловал церковь),  рационализм, реалистический взгляд на жизнь.  Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о  Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами.  Отец однажды написал ему:  «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины»,  прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком  снисходителен, либо – временами – слишком строптив и беспокоен, слишком  торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. И  по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и  неуловимой, как ртуть.
Моцарт не был новатором, как Гайдн, но у  него встречаются смелые прорывы в  области обновления гармонического  языка (например, известная Маленькая  жига соль мажор, К. 574 для фортепиано –  весьма показательный образец,  напоминающий о современной 12­тоновой  технике).  Невозможно найти другого композитора,  который бы с таким блеском, как Моцарт,  владел самыми разнообразными жанрами  и формами: это относится к симфонии и  концерту, дивертисменту и квартету, опере  и мессе, сонате и трио.  Оркестровое письмо Моцарта не столь  поразительно ново, как письмо Гайдна, но  безупречность и совершенство  моцартовского оркестра – постоянный  предмет восхищения как музыкантов, так и  профанов, которые, говоря словами  самого композитора, «наслаждаются, не  давая себе отчета, чем именно».
Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве (где  было сильно влияние Михаэля Гайдна, брата Йозефа),  глубокое и продолжительное воздействие оказали на него  впечатления от многочисленных путешествий, совершенных в  детстве. Позже большую роль сыграла Италия (где Моцарт  побывал трижды): там он воспринял основы драматургии и  музыкального языка оперного жанра.  А затем Моцарт стал близким другом и почитателем Й.Гайдна и  был покорен гайдновской глубоко осмысленной трактовкой  сонатной формы.  Но вообще в венский период Моцарт создал собственный,  исключительно самобытный стиль.  И только в 20 в. было до конца осознано удивительное  эмоциональное богатство моцартовского искусства и его  внутренняя трагичность, близко соседствующая с внешней  безмятежностью, солнечностью мажорных фрагментов его  В былые времена только Бах и Бетховен рассматривались как  главные столпы западноевропейской музыки, ныне же многие  музыканты и любители музыки считают, что это искусство  нашло свое самое совершенное выражение в творениях  музыки.  Моцарта.
Занимательно: Моцарт, как известно, был вундеркиндом:  в четыре года малыш написал свой первый  концерт для клавира, причем такой сложный,  что вряд ли кто­либо из европейских  виртуозов мог бы его исполнить.  Когда любящий отец отнял у малыша  неоконченную нотную запись, он изумленно  ­ Какие глупости, папа! ­ возразил Моцарт,­  его может сыграть даже ребенок.  Например я. ­ Но этот концерт так труден, что его никто не  воскликнул: сможет сыграть!
Людвиг Ван Бетховен (1770–1827)  Немецкий композитор,  которого нередко считают  величайшим творцом всех  времен.  Его творчество относят как к  классицизму, так и к  романтизму.  Сочинения Бетховена ­  прежде всего выражение его  гениальной личности.
Бетховен продолжил общую линию развития жанров  симфонии, сонаты, квартета, намеченную его  предшественниками.  Однако его трактовка известных форм и жанров отличалась  большой свободой; можно сказать, что Бетховен раздвинул  их рамки во времени и в пространстве.  Его партитуры требуют,  во­первых, большего числа исполнителей в каждой партии,  во­вторых, невероятного в его эпоху исполнительского  мастерства каждого оркестранта. Кроме того, Бетховен очень чувствителен к  индивидуальной выразительности каждого  инструментального тембра.  Фортепиано в его сочинениях – не близкий родственник  изящного клавесина: используются весь расширенный  диапазон инструмента, все его динамические возможности.
В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с  трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно,  шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная  композиция, отмеченная убедительной логикой построения и  Именно логика – главный источник бетховенского величия, его  несравненного умения организовать контрастные элементы в  редкой красотой.  монолитное целое.  Бетховен стирает традиционные цезуры между разделами формы,  избегает симметрии, сливает части цикла, развивает протяженные  построения из тематических и ритмических мотивов, на первый  взгляд не содержащих в себе ничего интересного.  Иначе говоря, Бетховен творит музыкальное пространство силой ума,  собственной волей.  Он предвосхищал и создавал те художественные направления,  которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И  сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее  почитаемых творений человеческого гения.