Презентация по музыке. Тема урока: Музыка как вид искусства (4 класс). Яркая и красочная презентация. В презентации даны иллюстрации, текст, картины, достигли цели и задач, подвели итоги, сделали заключение, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Музыка как вид искусства (4 класс).
Введение
• Темплан, чем будем заниматься,
пожелания курса
• Формы отчетности.
• Осн. лит-ра – Чередниченко Т.
Музыка в контексте культуры.
http://www.read.in.ua/book6275/?
r=1&p=114&s=Z
• Ассоциативное поле. Что такое
музыка?
Этимология (происхождение)
слова
Музыка - от греч. μουσική, прилагательное
от греч. μούσα — муза - искусство муз.
Кто такие музы?
ДЗ – 1) «Мифы народов мира» -
конспектировать статью «Музы»
(архаические и классические, за что
отвечают, как изображались),
2) Гесиод «Теогония» - функции муз:
2.1. Когда и зачем сказитель обращается к
2.2. Какую роль играют музы в жизни
музам?
богов?
Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.)
«О музыке»
• «Музыка – источник радости, а радость
свойственна человеку; человек не может
жить без радости, когда же он радуется –
это находит свое выражение в его голове и
проявляется в его поступках. Сущность
человека, тембр его голоса, поведение – все
это проявляется в музыке! Поэтому человек
не может обходиться без музыки, музыка
же не может не иметь соответствующего
выражения. Если не направлять это
выражение музыки, возникнет беспорядок»
Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.)
«О музыке»
• «Музыка связана с отношением человека к
человеку. Поэтому звери и птицы знают голоса,
но не знают музыкальных звуков. И только
благородные люди могут знать музыку. Поэтому
нужно научиться разбираться в голосах, чтобы
понимать музыкальные звуки,
нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы
понимать музыку,
нужно разбираться в музыке, чтобы понимать
политику. Только в этом случае будет достаточно
знаний для правильного руководства».
Кассиодор (6 в. н.э.)
• «Музыка – наука, оперирующая
числами, некоторым образом
создающимися в ее звучаниях…»
Франсиско Солинас (1519-1550, Испания),
«7 книг О музыке»
• «Музыка, радующая только чувства,
воспринимается только ухом и не
требует участия разума; таково пение
птиц… Эта музыка иррациональна, как
чувство, от которого она происходит и
к которому обращается. И в сущности,
ее нельзя даже назвать музыкой, т.к.
мы говорим «Птицы поют» - в том же
смысле, как говорим «Луга и воды
смеются»…
Франсиско Солинас (1519-1550,
Испания),
«7 книг О музыке»
• Музыка, имеющая своим предметом один
только разум, может быть понимаема, но она не
слышима. Под такой музыкй может быть
понимаема Musica mundana и Musica humana
древних; гармония ее воспринимается не через
удовольствие слуха, но лишь через познание
разума: она не дает смешение звуков, но
соотношение чисел.
• Середину между той и другой музыками
занимает та, которая и слухом воспринимается,
и разумом обсуждается. Это та, которую
древние называли musica instrumentalis»
И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора
Московского Кремля, «Мусикия» 1671
• «Музыка – это стройное искусство и изящнейшее
разделение голосов, определенное знание
различий, знание надлежащих благозвучных и
неблагозвучных голосов, которые выявляются в
различиях внутри согласованности.
• Музыка – это вторая философия и грамматика,
измеряющая голоса ступенями, подобно тому как
в словесной философии или грамматике
существуют правила употребления слов, слогов и
их свойств, фраз и рассуждений, знание и
наименований стихий, всех их свойств и силы.
• Также и музыка, имеющая все степени голосов,
приводящая в умиление или радость
совокупность звуков, как красноречие или
философия, радующая слух»
Иммануил Кант (1724-
1804)
«самый навязчивый
вид искусства»
Эдгар Варез (1883-1965)
«Музыка – это
организованный
звук»
Виктор Цуккеркандль
(США, сер. 20 в.)
• «Музыка есть демонстрация
сущности природы в некоем ее
аспекте, и потому мир без музыки
непознаваем (познаваем
неполно)»
• «Музыка – это идеальная
динамическая модель мира»
Что же есть музыка?
«- вид искусства, главным
выразительным средством
которого является
организованный звук,
отражающий на высоком
художественном уровне
представления определенной
культуры о мире и человеке»
Музыка в системе
культуры
• 1 фаза – невыделеность художественной
деятельности из синкретической цельности
деятельности первобытного человека,
соответственно невыделенность музык и в
отдельный вид искусства;
• 2 фаза – постепенная дифференциация различных
видов деятельности, вычленение искусства, его
разделение на разные виды. (начиная с эпохи
древних цивилизаций )
• 3 фаза – дифференциация пластов, жанров,
направлений внутри музыки (сквозная линия).
• Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с
17 в.)
Выразительные средства
музыки
• Характеристики звука - ???
• Высота (определенная) – всем ли
звук характерна?
• Когда определяется
• Длительность
• Тембр
• Что первично?
Выразительные средства
музыки
• Соотношение высот – гармония,
• Соотношение длительностей –
ритм,
• Мелодия – соотношение …. ???
• Инструментовка, аранжировка –
соотношение ….???
Однолинейно ли развитие
музыки?
Типы метроритмических
систем
• 1. Свободный ритм /
система интонационного ритма
2. Квантитативные (время-
измерительные) системы ритма
(античные метры, макам/мугам)
3. Квалитативные (регулярно-
акцентная) системы ритма
(тактовая)
Множество ладовых
систем
неотрефлексированных систем
узкого диапазона
• Диатоника (мажоро-минор,
лидийский, фригийский,
дорийский и пр. лады)
• Пентатоника
• Хроматика
• 22-хтоновые системы древней
Индии
• Множество
Чарльз Айвз (США, 1874-
1954)
• «Ткань существования сплетается
в единое целое. Вы не можете,
задвинув искусство в угол
надеяться, что оно будет <в этом
углу> жизненным, реальным и
значимым… Оно рождается
непосредственно из сердцевины
опыта жизни, размышлений о
жизни и ее проживания»
ДЗ
• Шейкин Ю. И. История
музыкальной культуры народов
Сибири. Введение. Гл 2.1, 3.1.
ДЗ дополнительное
(для любящих музыку)
• Конспект статья «Звук» (БСЭ),
• «Звук музыкальный» (МЭ, МЭС),
• «Тон музыкальный» (МЭ)
• «Музыка» (МЭ)
Доп. Литература:
• Назайкинский Е.С. «Звуковой мир музыки»,
• Сисаури В. «Об исторической типологии систем
музыкального мышления». – Жанрово-
стилистические тенденции классической и
современной музыки. – Л.: ЛГИТМИК, 1980.
• Философия звука (С. Губайдулина, Л. Ноно). –
Культурология (дайджест). 1999, № 2, с. 142-145.