Презентация по музыке. Тема урока: Музыка как вид искусства (4 класс).

  • Работа в классе
  • pptx
  • 11.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по музыке. Тема урока: Музыка как вид искусства (4 класс). Яркая и красочная презентация. В презентации даны иллюстрации, текст, картины, достигли цели и задач, подвели итоги, сделали заключение, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Музыка как вид искусства (4 класс).
Иконка файла материала Музыка как вид искусства (4 класс)..pptx
Музыка как вид искусства
Введение • Темплан, чем будем заниматься, пожелания курса • Формы отчетности. • Осн. лит-ра – Чередниченко Т. Музыка в контексте культуры. http://www.read.in.ua/book6275/? r=1&p=114&s=Z • Ассоциативное поле. Что такое музыка?
Этимология (происхождение) слова Музыка - от греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза   - искусство муз. Кто такие музы? ДЗ – 1) «Мифы народов мира» - конспектировать статью «Музы» (архаические и классические, за что отвечают, как изображались), 2) Гесиод «Теогония» - функции муз: 2.1. Когда и зачем сказитель обращается к 2.2. Какую роль играют музы в жизни музам? богов?
Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке» • «Музыка – источник радости, а радость свойственна человеку; человек не может жить без радости, когда же он радуется – это находит свое выражение в его голове и проявляется в его поступках. Сущность человека, тембр его голоса, поведение – все это проявляется в музыке! Поэтому человек не может обходиться без музыки, музыка же не может не иметь соответствующего выражения. Если не направлять это выражение музыки, возникнет беспорядок»
Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке» • «Музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому звери и птицы знают голоса, но не знают музыкальных звуков. И только благородные люди могут знать музыку. Поэтому нужно научиться разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку, нужно разбираться в музыке, чтобы понимать политику. Только в этом случае будет достаточно знаний для правильного руководства».
Кассиодор (6 в. н.э.) • «Музыка – наука, оперирующая числами, некоторым образом создающимися в ее звучаниях…»
Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке» • «Музыка, радующая только чувства, воспринимается только ухом и не требует участия разума; таково пение птиц… Эта музыка иррациональна, как чувство, от которого она происходит и к которому обращается. И в сущности, ее нельзя даже назвать музыкой, т.к. мы говорим «Птицы поют» - в том же смысле, как говорим «Луга и воды смеются»…
Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке» • Музыка, имеющая своим предметом один только разум, может быть понимаема, но она не слышима. Под такой музыкй может быть понимаема Musica mundana и Musica humana древних; гармония ее воспринимается не через удовольствие слуха, но лишь через познание разума: она не дает смешение звуков, но соотношение чисел. • Середину между той и другой музыками занимает та, которая и слухом воспринимается, и разумом обсуждается. Это та, которую древние называли musica instrumentalis»
И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора Московского Кремля, «Мусикия» 1671 • «Музыка – это стройное искусство и изящнейшее разделение голосов, определенное знание различий, знание надлежащих благозвучных и неблагозвучных голосов, которые выявляются в различиях внутри согласованности. • Музыка – это вторая философия и грамматика, измеряющая голоса ступенями, подобно тому как в словесной философии или грамматике существуют правила употребления слов, слогов и их свойств, фраз и рассуждений, знание и наименований стихий, всех их свойств и силы. • Также и музыка, имеющая все степени голосов, приводящая в умиление или радость совокупность звуков, как красноречие или философия, радующая слух»
Иммануил Кант (1724- 1804) «самый навязчивый вид искусства»
Эдгар Варез (1883-1965) «Музыка – это организованный звук»
Виктор Цуккеркандль (США, сер. 20 в.) • «Музыка есть демонстрация сущности природы в некоем ее аспекте, и потому мир без музыки непознаваем (познаваем неполно)» • «Музыка – это идеальная динамическая модель мира»
Что же есть музыка? «- вид искусства, главным выразительным средством которого является организованный звук, отражающий на высоком художественном уровне представления определенной культуры о мире и человеке»
Музыка в системе культуры • 1 фаза – невыделеность художественной деятельности из синкретической цельности деятельности первобытного человека, соответственно невыделенность музык и в отдельный вид искусства; • 2 фаза – постепенная дифференциация различных видов деятельности, вычленение искусства, его разделение на разные виды. (начиная с эпохи древних цивилизаций ) • 3 фаза – дифференциация пластов, жанров, направлений внутри музыки (сквозная линия). • Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с 17 в.)
Выразительные средства музыки • Характеристики звука - ??? • Высота (определенная) – всем ли звук характерна? • Когда определяется • Длительность • Тембр • Что первично?
Выразительные средства музыки • Соотношение высот – гармония, • Соотношение длительностей – ритм, • Мелодия – соотношение …. ??? • Инструментовка, аранжировка – соотношение ….???
Однолинейно ли развитие музыки?
Типы метроритмических систем • 1. Свободный ритм / система интонационного ритма 2. Квантитативные (время- измерительные) системы ритма (античные метры, макам/мугам) 3. Квалитативные (регулярно- акцентная) системы ритма (тактовая)
Множество ладовых систем неотрефлексированных систем узкого диапазона • Диатоника (мажоро-минор, лидийский, фригийский, дорийский и пр. лады) • Пентатоника • Хроматика • 22-хтоновые системы древней Индии • Множество
Тембровые системы
Чарльз Айвз (США, 1874- 1954) • «Ткань существования сплетается в единое целое. Вы не можете, задвинув искусство в угол надеяться, что оно будет <в этом углу> жизненным, реальным и значимым… Оно рождается непосредственно из сердцевины опыта жизни, размышлений о жизни и ее проживания»
ДЗ • Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Введение. Гл 2.1, 3.1.
ДЗ дополнительное (для любящих музыку) • Конспект статья «Звук» (БСЭ), • «Звук музыкальный» (МЭ, МЭС), • «Тон музыкальный» (МЭ) • «Музыка» (МЭ) Доп. Литература: • Назайкинский Е.С. «Звуковой мир музыки», • Сисаури В. «Об исторической типологии систем музыкального мышления». – Жанрово- стилистические тенденции классической и современной музыки. – Л.: ЛГИТМИК, 1980. • Философия звука (С. Губайдулина, Л. Ноно). – Культурология (дайджест). 1999, № 2, с. 142-145.