Презентация по музыке. Тема урока: Музыка Возрождения (4 класс). Яркая и красочная презентация. В презентации даны иллюстрации, текст, египетская арфа, подвели выводы и итоги, сделали заключение, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Музыка Возрождения (4 класс).
Музыка
Возрождения
«Берегись грубого и
резкого, пусть тени ваши
тают, как дым,
как звуки дальней музыки»
Леонардо да Винчи
Музыке Возрождения оказались чужды грубые и резкие звуки.
Законы гармонии составили ее главную суть.
Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во
дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой,
риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки
человеческие».
Ведущее положение попрежнему
занимала духовная музыка,
звучащая во время церковного
богослужения.
Мессы и пассионы оставались ведущими
монументальными жанрами.
Постепенно в сочинения церковных
композиторов начинают проникать светские
веяния. В многоголосную ткань церковных
песнопений смело вводят темы народных песен
вовсе не религиозного содержания. Но теперь
это не противоречило общему духу и
настроениям эпохи. Напротив, в музыке
удивительным образом соединялось
божественное и человеческое.
Наивысшего расцвета духовная
музыка достигла в XV в. в
Нидерландах.
Здесь музыка почиталась больше других
видов искусства. Нидерландские и
фламандские композиторы первыми
разработали новые правила
полифонического (многоголосного)
исполнения — классический «строгий
стиль».
Важнейшим композиционным приемом
нидерландских мастеров стала имитация
— повторение одной и той же мелодии
в разных голосах. Ведущим голосом
стал тенор, которому поручалась главная
повторяющаяся мелодия — cantus firmus
(«неизменный напев»).
Ниже тенора звучал бас, а выше — альт.
Самый верхний, то есть возвышающийся
над всеми, голос получил название
сопрано.
С помощью математических
расчетов нидерландским и
фламандским композиторам
удалось вычислить формулу
сочетаний музыкальных
интервалов. Главной целью
сочинительства становится
создание стройной,
симметричной и грандиозной,
внутренне завершенной
звуковой конструкции.
Один из ярчайших
представителей этой школы
Йоханнес Окегем
(ок. 14251497) на основе
математических вычислений
сочинил мотет на 36 голосов!
В эпоху Возрождения
было положено
начало
профессиональному
композиторскому
творчеству.
Музыка нидерландца
Орландо Лассо (ок. 1532—
логику.
1594), соединяет
импровизационность и безупречную
В излюбленный жанр мотета он внес
множество новаторских приемов.
Ему принадлежит Попытка освоить жанр
«страстей» (пассионов). Лассо создал
Пассионы ко всем четырем Евангелиям.
В них отсутствовало сольное пение, а
хор из пяти голосов открывал путь к
жанру оперного искусства. Одним из
музыкальных шедевров композитора
стала песня «Эхо», в которой мастерски
были переданы далекие и тихие
отголоски громких фраз хора.
Звучит «Пророчество сибилл» Орландо Лассо пр.30
Джованни Пьерлуиджи
Палестрина
(15251594)
Его называют последним великим
полифонистом. Работал в соборе
св.Петра в Риме и был официальным
папским композитором. Его искусство
лишено чувственных страстей, полное
гармонии и благолепия.
Является ярчайшим представителем
классической музыкальной школы
Италии.
Его наследие составляет множество
произведений духовной и светской
музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов.
Он является автором двух томов
светских мадригалов на слова
Петрарки.
Звучит Аgnus Dei из «Мессы Папы Марчелло пр.24.
Какие живописные образы Ренессанса вам представляются?
В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке.
Сам Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею
религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и
профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные
обработки. (И.С.Бах)
Также были популярны
жанры полифонической миниатюры:
В них могли вводиться тексты на родном языке.
Хоровое пение было самым популярным видом музицирования.
кондукт, мотет.
Стали появляться
светские хоровые жанры:
Баллата (танцевальная песня),
Шансон (полифоническая песня )
и итальянский мадригал.
Содержание лирическое и шутливое.
Звучит шансон Орландо Лассо «Доброе утро, милая». пр.33.
Обратите внимание на гармоничность стиля и оживлённость светского
тона стиха.
Наиболее популярным жанром светской музыки
стали мадригалы (итал. madrigаlе — песнь на
родном языке) — многоголосные хоровые
сочинения, написанные на текст лирического
стихотворения любовного содержания.
Чаще всего для этой цели использовались
стихотворения прославленных мастеров: Данте,
Франческо Петрарки и Торквато Тассо.
Мадригалы исполнялись не профессиональными
певцами, а целым ансамблем любителей, где
каждую партию вел один певец. Основное
настроение мадригала — печаль, тоска и грусть,
но встречались и радостные, оживленные
сочинения.
Мадригал прожил с 15201620е годы. Замысел
мадригала был революционным для эпохи
Возрождения, т.к. ставил задачу претворения в
музыке поэтического текста. Поэтому мадригал
можно условно назвать романсом 16 века.
Звучит мадригал «Томлюсь без конца» Джезуальдо ди
Веноза. пр.38.
Какое настроение передаёт автор ?
Не менее популярным жанром светской музыки
была песня в сопровождении музыкальных
инструментов. В отличие от музыки, звучащей
в церкви, песни были довольно простыми в
исполнении. Их рифмованный текст отчетливо
членился на 4—6строчные строфы. В песнях,
как и в мадригалах, большое значение
приобретал текст. При исполнении
поэтические строки не должны были
затеряться в многоголосном пении. Особой
известностью пользовались песни
французского композитора
Клемана Жанекена
(ок. 1485—1558),
который прославился умением воспроизводить
в музыке голоса живой природы: звуки леса,
журчание воды, гул сражения, суетливую
болтовню двух подружек, возгласы уличных
торговцев. Он создал совершенно новый жанр
светской музыки программную хоровую
картину. Музыкальный « рисовальщик» пишет
песни «Битва». «Пение птиц», «Крики
Парижа».
В его песне «Пение птиц» — не менее пяти
птичьих голосов, поющих хвалу весне.
Звучит «Пение птиц» К.Жанекена. пр.35.
Музыка может передать
многообразие реальных
звучаний, она сможет с
помощью звуков рисовать,
живописать зримо и ярко.
харп
Во второй половине 16
века начинается бурное
развитие
инструментализма.
Разрастаются семейства
струнных и духовых
инструментов,
расширяется их диапазон,
распространяется
светское и домашнее
музицирование.
скрипки
Появляются новые инструментальные жанры:
прелюдия (перед игрой) вступительная пьеса
ричеркар (изысканная пьеса) полифоническое письмо,
канцона (песня без слов) – предшественница фуги.
Звучит «Прелюдия» Франческо ди Милано
Почему лютневая музыка особо выражает эстетику Ренессанса?
Возникает потребность в публичном исполнении музыки.
Впервые появляется в Лондоне платный и в Венеции субсидированный
Формируется концерт.
городским магистратом.
Завершается эпоха Возрождения
возникновением новых
музыкальных жанров: сольной
песни, оратории и оперы.
Если раньше центром музыкальной
культуры был храм, то с этого
времени музыка зазвучала в оперном
театре.
Декорации Театра Фарнезе
В итальянском городе
Флоренция в конце XVI в. стали
собираться талантливые поэты,
актеры, ученые и музыканты.
Члены камераты (так
называлось это общество),
возобновляя постановки
произведений древнегреческих
драматургов, стали сочинять
собственную музыку,
соответствующую, по их
представлениям, характеру
античной драмы.
Они тщательно продумывали
музыкальное сопровождение
монологов и диалогов
мифологических персонажей.
На основе таких вокальных
партий возникли арии —
законченные эпизоды в
музыкальном спектакле, в том
числе и в опере.
Развитию музыки способствовало
изобретение нотопечатания
ВЫВОДЫ
Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы,
появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.
происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.
Композиторы становятся профессионалами и поступают на придворную службу,
формируется творческая элита.
ставят свои имена на произведения.
- До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника
достигла необыкновенной виртуозности.
- Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами.
Французские и бургундские композиторы иногда вводили мелодии популярных
светских песен в мессы.
- Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия, ричеркар, канцона
- Появляется концерт и опера как формы публичного исполнения оперы
Философия пантеизма,
поклонение Природе,
Творцу и Человеку во
всём многообразии его
земных проявлений,
пронизывала всё
искусство
Возрождения.
Любовью к природе и
стремлением выразить
заключённую в ней
Гармонию, были
наполнены и
живопись, и
архитектура, и музыка
Ренессанса.