Презентация по музыке. Тема урока: Музыка Возрождения (4 класс).

  • Работа в классе
  • pptx
  • 11.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по музыке. Тема урока: Музыка Возрождения (4 класс). Яркая и красочная презентация. В презентации даны иллюстрации, текст, египетская арфа, подвели выводы и итоги, сделали заключение, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Музыка Возрождения (4 класс).
Иконка файла материала Музыка Возрождения (4 класс)..pptx
Музыка  Возрождения  «Берегись грубого и  резкого, пусть тени ваши  тают, как дым, как звуки дальней музыки» Леонардо да Винчи  Музыке Возрождения оказались чужды грубые и резкие звуки.  Законы гармонии составили ее главную суть.
Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во  дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой,  риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки  человеческие».
Ведущее положение по­прежнему  занимала духовная музыка,  звучащая во время церковного  богослужения.  Мессы и пассионы оставались ведущими  монументальными жанрами.  Постепенно в сочинения церковных  композиторов начинают проникать светские  веяния. В многоголосную ткань церковных  песнопений смело вводят темы народных песен  вовсе не религиозного содержания. Но теперь  это не противоречило общему духу и  настроениям эпохи. Напротив, в музыке  удивительным образом соединялось  божественное и человеческое.
Наивысшего расцвета духовная  музыка достигла в XV в. в  Нидерландах.  Здесь музыка почиталась больше других  видов искусства. Нидерландские и  фламандские композиторы первыми  разработали новые правила  полифонического (многоголосного)  исполнения — классический «строгий  стиль».  Важнейшим композиционным приемом  нидерландских мастеров стала имитация  — повторение одной и той же мелодии  в разных голосах. Ведущим голосом  стал тенор, которому поручалась главная  повторяющаяся мелодия — cantus firmus  («неизменный напев»).  Ниже тенора звучал бас, а выше — альт.  Самый верхний, то есть возвышающийся  над всеми, голос получил название  сопрано.
С помощью математических  расчетов нидерландским и  фламандским композиторам  удалось вычислить формулу  сочетаний музыкальных  интервалов. Главной целью  сочинительства становится  создание стройной,  симметричной и грандиозной,  внутренне завершенной  звуковой конструкции.  Один из ярчайших  представителей этой школы  Йоханнес Окегем  (ок. 1425­1497) на основе  математических вычислений  сочинил мотет на 36 голосов!
В эпоху Возрождения  было положено  начало  профессиональному  композиторскому  творчеству.  Музыка нидерландца  Орландо Лассо (ок. 1532— логику. 1594),  соединяет   импровизационность и безупречную  В излюбленный жанр мотета он внес  множество новаторских приемов.  Ему принадлежит Попытка освоить жанр  «страстей» (пассионов). Лассо создал  Пассионы ко всем четырем Евангелиям.  В них отсутствовало сольное пение, а  хор из пяти голосов открывал путь к  жанру оперного искусства. Одним из  музыкальных шедевров композитора  стала песня «Эхо», в которой мастерски  были переданы далекие и тихие  отголоски громких фраз хора.  Звучит «Пророчество сибилл» Орландо Лассо пр.30
Джованни Пьерлуиджи  Палестрина  (1525­1594)  Его называют последним великим  полифонистом. Работал в соборе  св.Петра в Риме и был официальным  папским композитором. Его искусство  лишено чувственных страстей, полное  гармонии и благолепия. Является ярчайшим представителем  классической музыкальной школы  Италии.  Его наследие составляет множество  произведений духовной и светской  музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов.  Он является автором двух томов  светских мадригалов на слова  Петрарки.  Звучит Аgnus Dei из «Мессы Папы Марчелло пр.24.  Какие живописные образы Ренессанса вам представляются?
В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке.  Сам Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею  религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и  профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные  обработки. (И.С.Бах) Также были популярны  жанры  полифонической миниатюры:   В них могли вводиться тексты на родном языке. Хоровое пение  было самым популярным видом музицирования.  кондукт, мотет.
Стали  появляться  светские хоровые жанры:  Баллата (танцевальная песня), Шансон (полифоническая песня ) и итальянский мадригал.  Содержание лирическое и шутливое.  Звучит шансон Орландо Лассо «Доброе утро, милая». пр.33. Обратите внимание на гармоничность стиля и оживлённость светского  тона стиха.
Наиболее популярным жанром светской музыки  стали мадригалы (итал. madrigаlе — песнь на  родном языке) — многоголосные хоровые  сочинения, написанные на текст лирического  стихотворения любовного содержания.  Чаще всего для этой цели использовались  стихотворения прославленных мастеров: Данте,  Франческо Петрарки и Торквато Тассо.  Мадригалы исполнялись не профессиональными  певцами, а целым ансамблем любителей, где  каждую партию вел один певец. Основное  настроение мадригала — печаль, тоска и грусть,  но встречались и радостные, оживленные  сочинения. Мадригал прожил с 1520­1620­е годы. Замысел  мадригала был революционным для эпохи  Возрождения, т.к. ставил задачу претворения в  музыке поэтического текста. Поэтому  мадригал  можно условно назвать  романсом 16 века.   Звучит мадригал «Томлюсь без конца» Джезуальдо ди  Веноза. пр.38.  Какое настроение передаёт автор ?
Не менее популярным жанром светской музыки  была песня в сопровождении музыкальных  инструментов. В отличие от музыки, звучащей  в церкви, песни были довольно простыми в  исполнении. Их рифмованный текст отчетливо  членился на 4—6­строчные строфы. В песнях,  как и в мадригалах, большое значение  приобретал текст. При исполнении  поэтические строки не должны были  затеряться в многоголосном пении. Особой  известностью пользовались песни  французского композитора  Клемана Жанекена  (ок. 1485—1558),  который прославился умением воспроизводить  в музыке голоса живой природы: звуки леса,  журчание воды, гул сражения, суетливую  болтовню двух подружек, возгласы уличных  торговцев. Он создал совершенно новый жанр  светской музыки ­ программную хоровую  картину. Музыкальный « рисовальщик» пишет  песни «Битва». «Пение птиц», «Крики  Парижа». В его песне «Пение птиц» — не менее пяти  птичьих голосов, поющих хвалу весне. Звучит  «Пение птиц» К.Жанекена. пр.35. Музыка может передать  многообразие реальных  звучаний, она сможет с  помощью звуков рисовать,  живописать зримо и ярко.
харп Во второй половине 16  века начинается бурное  развитие  инструментализма.  Разрастаются семейства  струнных и духовых  инструментов,  расширяется их диапазон,  распространяется  светское  и домашнее  музицирование. скрипки
Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия (перед игрой) ­ вступительная пьеса ричеркар (изысканная пьеса) ­ полифоническое письмо, канцона (песня без слов) – предшественница фуги. Звучит  «Прелюдия» Франческо ди Милано  Почему лютневая музыка особо выражает эстетику Ренессанса?
Возникает потребность в публичном исполнении музыки.  Впервые появляется в Лондоне ­ платный и  в Венеции ­ субсидированный   Формируется  концерт. городским магистратом.
Завершается эпоха Возрождения  возникновением новых  музыкальных жанров: сольной  песни, оратории и оперы.  Если раньше центром музыкальной  культуры был храм, то с этого  времени музыка зазвучала в оперном  театре.  Декорации Театра Фарнезе
В итальянском городе  Флоренция в конце XVI в. стали  собираться талантливые поэты,  актеры, ученые и музыканты.  Члены камераты (так  называлось это общество),  возобновляя постановки  произведений древнегреческих  драматургов, стали сочинять  собственную музыку,  соответствующую, по их  представлениям, характеру  античной драмы. Они тщательно продумывали  музыкальное сопровождение  монологов и диалогов  мифологических персонажей.  На основе таких вокальных  партий возникли арии —  законченные эпизоды в  музыкальном спектакле, в том  числе и в опере.
Развитию музыки способствовало  изобретение нотопечатания
ВЫВОДЫ  ­ Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы,  появившись в Италии и Франции, потом  в Германии и Испании. ­ происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.  Композиторы становятся профессионалами и поступают на придворную службу,  ­ формируется творческая элита. ставят свои имена на произведения.  - До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника  достигла необыкновенной виртуозности.  - Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами.  Французские и бургундские композиторы иногда вводили мелодии популярных  светских песен в мессы. - Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия, ричеркар, канцона - Появляется концерт и опера как формы публичного исполнения оперы
Философия пантеизма,  поклонение Природе,  Творцу и Человеку  во  всём многообразии его  земных проявлений,  пронизывала всё  искусство  Возрождения. Любовью к природе и  стремлением выразить  заключённую в ней  Гармонию, были  наполнены и  живопись, и  архитектура, и музыка  Ренессанса.