Презентация по музыке. Тема урока: Н.А.Римский-Корсаков (2 класс). Яркая и красочная презентация. В презентации даны иллюстрации, картинки, рисунки, детские годы, достигли цели и задач, подвели итоги, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Н.А.Римский-Корсаков (2 класс).
Н.А.Римский-
Н.А.Римский-
(1844-1908)
(1844-1908)
Корсаков
Корсаков
Николай Андреевич
Николай Андреевич
Римский-Корсаков
Римский-Корсаков
(1844-1908) — русский
(1844-1908) — русский
композитор, педагог,
композитор, педагог,
дирижёр,
дирижёр,
общественный
общественный
деятель, музыкальный
деятель, музыкальный
критик; представитель
критик; представитель
«Могучей кучки»,
«Могучей кучки»,
возглавлял Беляевский
возглавлял Беляевский
кружок. Среди его
кружок. Среди его
сочинений — 15 опер, 3
сочинений — 15 опер, 3
симфонии,
симфонии,
симфонические
симфонические
произведения,
произведения,
инструментальные
инструментальные
концерты, кантаты,
концерты, кантаты,
камерно-
камерно-
инструментальная,
инструментальная,
Детство
Детство
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта
1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской
губернии.
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец
композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя
часто пели народные песни, а также отрывки из модных
опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный
слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте.
Музыка давалась Николаю легко — он вообще был
понятлив, но знаний и умения матери уже не хватало. Вскоре
ее заменила специально приглашенная учительница,
добросовестная, но, видимо, не очень способная
музыкантша; после нее на протяжении нескольких лет
мальчика обучали еще две учительницы. Несмотря на
прекрасный слух, он играл, как вспоминал впоследствии
сам, «плохо, неаккуратно и был слаб в счете». Однако к 11
—12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в
игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Но музыка в то время была
не единственным и даже не самым любимым занятием
Римского-Корсакова. Ника, как его звали домашние, рос
обыкновенным мальчиком — пытливым, подвижным. Он
любил игры, которые сам придумывал, любил лазать по
Фотография Римского-
Фотография Римского-
Корсакова в юности
Корсакова в юности
Учился
Учился
Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса
в его жизни.
Порядки в Морском корпусе ничем не отличались от
существовавших в других военных заведениях николаевской
эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередки были
драки между учащимися: старшие и более сильные
обижали младших. «Новенький» сразу же дал отпор
пристававшим к нему «старикашкам» и быстро сдружился с
товарищами. Были в корпусе и замечательные
преподаватели, самоотверженные воспитатели молодежи. В
число старшекурсников входили будущий писатель
Станюкович и художник Верещагин.
Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет
обучения в корпусе он неизменно числился среди первого
десятка. Свободное от занятий время он все более и более
заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал
концерты и оперные спектакли.
Он организовал в училище хоровой кружок. Выяснив, кто из
товарищей может петь, набрал восемнадцать человек и
начал разучивание программы. Пели хор ополченцев из
интродукции к «Ивану Сусанину» и заключительное
«Славься», которое юноша сам переложил для исполнения
Морской кадетский корпус в
Морской кадетский корпус в
Санкт-Петербурге
Санкт-Петербурге
Могучая кучка
Могучая кучка
М. А. Балакирев был одним из самых выдающихся
деятелей русского музыкального искусства XIX века.
Знакомство с Римским-Корсаковым произошло, когда
ему исполнилось 25 лет; он был в расцвете творческих
сил и пользовался известностью среди передовых
музыкантов. М. И. Глинка, познакомившийся с
Балакиревым в последний год своей жизни, указал на
него как на своего продолжателя.
Балакирев объединил вокруг себя группу молодых
музыкантов. В нее входили А. П. Бородин, М. П.
Мусоргский, Ц. А. Кюи и самый молодой в кружке — Н.
А. Римский-Корсаков. Идеей, вдохновившей
балакиревцев, — была борьба за самобытную русскую
музыку, развивающуюся на основе народной песни, за
передовое искусство, обращенное к демократической
публике. Собираясь, они не только играли свои
музыкальные сочинения, но и читали вслух статьи
Герцена и критиков-демократов, горячо спорили об
искусстве.
Здесь юный Корсаков впервые узнал, как надо
Члены «Могучей
Члены «Могучей
кучки»
кучки»
М. А.
М. А.
Балакирев
Балакирев
М. П.
М. П.
Мусоргский
Мусоргский
А. П. Бородин
А. П. Бородин
Н. А. Римский-
Н. А. Римский-
Корсаков
Корсаков
Ц. А. Кюи
Ц. А. Кюи
Профессиональная и
Профессиональная и
общественная деятельность
общественная деятельность
В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала
Первая симфония. Это первое крупное произведение композитора, во
многом еще незрелое, но вместе с тем самобытное, свидетельствовало о
появлении в музыкальном мире большого, своеобразного таланта.
Летом 1868 года Римский-Корсаков закончил новое программное
произведение — симфоническую сюиту «Антар» - восточная сказка О.
Сенковского.
В январе 1873 года прошла премьера первой оперы Римского-Корсакова
«Псковитянка».
С оперы «Майская ночь» начинается новый период в творчестве Римского-
Корсакова. Он очень любил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя.
Через два года после «Майской ночи», в 1881 году Римский-Корсаков
закончил вторую весеннюю оперу — «Снегурочка», одно из лучших
русских классических произведений.
Бородин умер в расцвете творческих сил, не успев ни завершить самое
значительное свое произведение — оперу «Князь Игорь». Теперь Римский-
Корсаков торопливо набрасывал на бумагу все, что запомнил, не щадя сил
и времени, чтобы завершить сочинение своего друга. Так он понимал свой
долг и выполнял его со свойственным ему чувством глубокой
ответственности.
С беляевским кружком связана большая деятельность Римского-
Корсакова как дирижера. Он не считал дирижирование своим
призванием. Быть может, слишком даже придирчиво оценивал свои
исполнительские способности:
Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова 80-х годов —
Каприччио на испанские темы и «Шехеразада». Каприччио — ряд сценок
Последняя опера
Последняя опера
1905 год начался расстрелом мирной демонстрации доверчивых
ходоков к царю-батюшке. По всей России начались забастовки,
революционные выступления. Римский-Корсаков не был
революционером, но он ненавидел самодержавие и глубоко понимал
правоту учащихся. Начались аресты. В тюрьму посадили более ста
учащихся в том числе и студенты Корсакова. Стало ясно, что
протесты и переговоры с дирекцией консерваторий бесполезны, и
Римский-Корсаков обратился к общественному мнению страны. Он
написал письмо в газету «Русские ведомости», в котором открыто
высказывал свою точку зрения. За это письмо Римский-Корсаков был
немедленно уволен из консерватории. Его произведения запретили
исполнять и в концертах и на сцене. Однако с подъемом революции
этот запрет отпал, и приказ об увольнении Римского-Корсакова
потерял силу. Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой
петушок» проникнута революционными настроениями. Борьба с
цензурой длилась до последнего дня жизни Римского-Корсакова.
Несомненно, что связанное с этим волнение, встречи с тупыми и
наглыми чиновниками отразились на его здоровье. Напряженная
многолетняя творческая работа, активная общественная деятельность
и события 1905 года постепенно вызвали заболевание сердца. После
запрещения «Золотого петушка» болезнь резко усилилась. Тяжелые
приступы удушья следовали один за другим. Врачи настаивали на
полном покое. Для Римского-Корсакова, привыкшего к активной
деятельности, это предписание оказалось особенно трудным. Всякий
раз, почувствовав улучшение, он принимался править корректуру
Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина
Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина
В.А.Серова (1865-1911)
В.А.Серова (1865-1911)
Важные даты
Важные даты
• Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта
• 1850 год – Николай Римский-Корсаков начинает обучаться
1844 года в Тихвине.
музыке.
• 1856 год – отец привозит будущего композитора в Петербург и,
по давней семейной традиции, определяет в морской кадетский
корпус. Этот же год – возобновление занятий музыкой. Николай
учится у виолончелиста Александринского тетра Улиха.
• 1858 год – музыкальным педагогом Римского-Корсакова
становится известный в то время пианист Федор Андреевич
Канилле. Под его руководством у ученика наконец-то
появляется интерес к музыке. Этот интерес постепенно
достигает такой силы, что затмевает все остальные, даже
любовь к морскому делу.
• 1861 год – Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым и
становится участником его музыкально-творческого
содружества «Могучая кучка».
• 1862 год – закончив обучение в морском кадетском корпусе,
Николай Андреевич отправляется в трехлетнее кругосветное
плавание на клипере «Алмаз». В пути он сочиняет анданте для
симфонии на тему русской народной песни, отправляет его
Балакиреву и получает только положительные оценки своего
произведения.
• 1873 – 1883 годы – Николай Андреевич занимает пост
инспектора музыкальных хоров морского ведомства.
• 1874 – 1881 годы – Римский-Корсаков является директором
Бесплатной музыкальной школы.
• 1875 год – написан струнный квартет.
• Февраль 1876 года – в зале Дворянского собрания исполняется
Третья симфония. Оба последних произведения не принимают ни
публика, ни критика. Этот же год – Римский-Корсаков составляет
сборник «100 русский народных песен».
• 1878 год – написана опера «Майская ночь» по произведению
Н.В. Гоголя.
• 1881 год – Римский-Корсаков пишет оперу «Снегурочка» по
пьесе А.Н. Островского. И «Снегурочка», и «Майская ночь»
ставятся на сцене Мариинского театра.
• 1882 год – ученики Николая Андреевича объединяются в
музыкальный кружок, названный Беляевским, поскольку
собирались все в доме М.П. Беляева. Возглавляет кружок
Римский-Корсаков.
• 1883 – 1894 годы – композитор занимает пост помощника
управляющего Придворной певческой капеллы.
• 1890 год – написана опера «Млада».
• 1895 год – композитор вновь обращается к творчеству Н.В.
Гоголя и пишет оперу «Ночь перед Рождеством» по
одноименному произведению литератора.
• 1896 год – Николай Андреевич возвращается к былинной теме и
создает оперу «Садко». Произведение ставится на Московской
Индивидуальный
Индивидуальный
стиль
стиль
Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно
раскрылась в его операх. В них широко использованы
мотивы народных былин и сказок, сокровища русского
песенного фольклора, а так же Римского-Корсакова
вдохновляли и образы народного искусства других стран.
Под впечатлением арабских сказок "Тысячи и одной ночи"
создано лучшее симфоническое произведение Римского-
Корсакова "Шахерезада". Испанские народные мелодии
легли в основу "Испанского каприччио". Господствующий
тон искусства Римского-Корсакова - светлый,
жизнерадостный. Ему особенно близки теплые лирические
образы, но ему не чужды и образы глубоко драматические.
Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней
деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям,
отражая потребности времени. В творческом облике
Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой.
Прежде всего — гармоничность мировосприятия, внутренняя
уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус,
чувство художественной меры, классическая ясность
музыкального мышления.
Опираясь на традиции “Руслана и Людмилы”, он создал к
середине 90-х гг. свою систему ладо-гармонических средств,
Эскиз декорации к опере
Эскиз декорации к опере
«Садко»
«Садко»
Эскиз декорации драмы
Эскиз декорации драмы
«Шехерезада»
«Шехерезада»
Эскиз декорации к опере
Эскиз декорации к опере
«Снегурочка»
«Снегурочка»
Эскиз декораций к опере
Эскиз декораций к опере
«Золотой петушок»
«Золотой петушок»
Спасибо за
Спасибо за
внимание!
внимание!