Презентация по музыке. Тема урока: Образцова Елена Васильевна (9 класс). Петь Лена начала рано, с 5 лет. Голосок был тоненьким, комариным. Пела то, что слышала вокруг, главным образом, вальсы Штрауса. Когда пошла в школу, уроки делала исключительно под музыку - пела сама или слушала пластинки. Часами сидела у репродуктора во время оперных передач. Музыка с детства была для нее не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью.Презентация по музыке. Тема урока: Образцова Елена Васильевна (9 класс).
Образцова Елена
Васильевна
Елена Образцова стала первой русской певицей, со времен
Федора Шаляпина, которая на равных вошла в число
величайших оперных звезд мира.
Обращение Елены Образцовой к
читателям
►
► Елее́на Васие́льевна
Образцое́ва (род. 7 июля
1939, Ленинград, СССР) —
выдающаяся советская и
российская оперная
певица (меццо-сопрано).
Народная артистка СССР (
1976). Лауреат
Ленинской премии (1976).
Герой Социалистического
Труда
(1990). С июня 2007 года
по октябрь 2008 года
занимала должность
художественного
руководителя оперы
Михайловского театра
(бывшего Театра оперы и
балета имени Мусоргского
в Санкт-Петербурге).
Биография
► Е. В. Образцова родилась 7 июля
1939 года в Ленинграде. Отец –
Образцов Василий
Алексеевич (1905–1989) –
работал конструктором на
заводе; мать – Образцова
Наталия Ивановна (1913–
1994) – была
чертежницей. Первые
детские воспоминания
Елены Образцовой
связаны с войной и
блокадой.
Великой Отечественной войны
вместе с семьёй была
эвакуирована из Ленинграда в
Устюжну.
► Во время
► Петь Лена начала рано, с 5 лет. Голосок был тоненьким,
комариным. Пела то, что слышала вокруг, главным
образом, вальсы Штрауса. Когда пошла в школу, уроки
делала исключительно под музыку - пела сама или
слушала пластинки. Часами сидела у репродуктора во
время оперных передач. Музыка с детства была для нее
не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью.
Навсегда запомнились ей домашние музыкальные вечера:
у отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к
тому же он хорошо играл на скрипке. Из командировки в
Италию он привез большую коллекцию пластинок, по
которым маленькая девочка знакомилась с голосами
знаменитых певцов - Джильи, Карузо, Галли-Курчи.
► Когда мы вернулись в Ленинград, то узнали, что нашу
большую квартиру в старинном особняке отдали другим
людям и нам в этой квартире выделили всего комнатку.
Даже свои вещи мы выкупали потом у этих людей.
Дорогие бабушкины и дедушкины вещи пропали совсем, а
наши портреты, фотографии, пластинки нам удалось
выкупить у новых жильцов. Для меня всё это было дико, я
никак не могла понять: почему нам нужно выкупать свои
же вещи? Но вскоре это отошло на второй план, так как
меня вновь увлекла музыка. Я обожала петь и всегда, где
только могла, что-то напевала. Соседи так и звали меня
«певица» и жаловались маме, что я целый день завожу
патефон. В первом классе пошла записываться в хор, но
меня не взяли.
► В 1948—1954 годах пела в
детском хоре
Ленинградского Дворца
пионеров имени
А. А. Жданова
(руководитель хора —
М. Ф. Заринская). В 1954—
1957 годах, в связи со
служебным переводом
отца, семья проживала в
Таганроге, где Елена
училась в Музыкальной
школе имени
П. И. Чайковского у
педагога Анны
Тимофеевны Куликовой.
► На отчётном концерте в
музыкальной школе
Образцову услышала
директор Ростовского
музыкального училища
М. А. Маньковская, и по ее
рекомендации в 1957 году
Лена была принята в
училище сразу на 2-й курс.
Через год, в августе
1958 года, пройдя успешное
прослушивание, она
поступила на
подготовительное отделение
ЛГК имени Н. А. Римского-Ко
рсакова
.
► О своем педагоге всегда вспоминает с большой теплотой: "Антонина
Андреевна была очень тактична и аккуратна как человек и как педагог.
Мне всегда хотелось сделать скорее, петь сразу большие арии, сложные
романсы, а она убеждала, что без постижения "азов" вокала ничего не
выйдет. Она разумно разведывала мои возможности, не торопилась
"расковырять "бутончик". Она говорила: "Если бутончик расковырять в
розочку, она сразу увянет. Бутончик должен расцветать сам". Антонина
Андреевна принадлежала к числу людей, для которых служение
искусству, музыке, своим ученикам составляло высший смысл каждого
прожитого дня".
► В 1962 году завоевала
первую премию на
Всесоюзном конкурсе вока
листов имени М. И. Глинк
и
.
► В 1963 году, будучи
студенткой
консерватории,
Е. Образцова
дебютировала на сцене
Большого театра в партии
Марины Мнишек в опере
М. П. Мусоргского
«Борис Годунов».
► В 1964 году закончила
ЛГК имени Н. А. Римского-
Корсакова
по классу профессора
А. А. Григорьевой
(оперный класс
А. Н. Киреева). С того же
года солистка
Большого театра.
► Позже в 1964 году Елена
Образцова в составе
труппы Большого театра
выступила на сцене
Ла Скала в роли Марфы в
опере «Хованщина» и в
роли Мари в опере «
Война и мир».
Выступления Образцовой
в Италии прошли с
большим успехом.
► В 1975 году Елена
Образцова вместе с
Большим театром
отправилась на гастроли в
США. В ходе спектакля
«Борис Годунов»
Образцову, исполнявшую
роль Марины Мнишек,
пять раз вызвали на сцену
восторженные зрители:
спектакль пришлось
остановить. Триумф
Елены Образцовой в США
окончательно утвердил ее
в статусе звезды мировой
оперы.
► Через несколько месяцев
Елена Образцова
выступила в
«Трубадуре» — спектакле,
открывавшем сезон Оперы
Сан-Франциско: её
партнерами выступили
Лучано Паваротти и
Джоан Сазерленд. В
1976 году Образцова —
уже в статусе
приглашенной солистки
«Метрополитен-опера» —
вызвала сенсацию своим
исполнением роли
Амнерис в «Аиде» Верди.
► В 1977 году Образцова
выступила в роли Далилы
в «Метрополитен». Тор
Экерт, критик
New York Times, тогда
написал: «Сомневаюсь,
что мы с вами слышали
Далилу, которой бы так
легко удавалось осилить
две с половиной октавы —
Образцова исполняет эту
сложнейшую партию без
тени напряжения».
► Была приглашена
Франко Дзеффирелли на
роль Сантуцци в фильме
«Сельская честь» (1982).
«В моей жизни, — писал
Дзеффирелли, — были три
потрясения: Анна Маньяни
, Мария Каллас и Елена
Образцова, которая в дни
съемок фильма „Сельская
честь“ сотворила чудо».
► В Петербурге руководит
культурным центром,
названным её именем, где
работает с молодыми
исполнителями.
► .
► В 1973—1994 годах
Образцова преподавала в
МГК имени П. И. Чайковско
го
, в 1984 году стала
профессором.
► С 1992 года преподает в
Токийской музыкальной
академии
Виталий Смирнов преподносит Елене Образцовой цветы. Концерт в честь
лауреата Международной Леонардо-премии Теда Тернера
► Образцова выступала и в
качестве оперного
режиссёра. В 1986 году
она поставила в Большом
театре оперу Ж. Массне
«Вертер» (дирижер-
постановщик — А.
Жюрайтис), где исполняла
главную партию. Певица
снималась в главных
ролях в телевизионных
музыкальных фильмах
«Веселая вдова», «Моя
Кармен», «Сельская
честь» и «Тоска».[
Семья
►
Альгис Марцелович
Жюрайтис
► Мужья:
Вячеслав Петрович
Альгис Марцелович Жю
Макаров (род. 1938),
физик-теоретик.
райтис
(1928—1998) —
дирижёр Большого
театра,
народный артист РСФС
Р, лауреат
Государственной
премии СССР.
► Дети и внуки:
Дочь — Елена
Вячеславовна Макарова
(род. 1966), певица.
Внук — Александр
Макаров (род. 1988).
► Говорят, вы в отличных отношениях с Монтсеррат Кабалье?
► – Да. Мы дружим. Это очень хорошая женщина – замечательная, добрая,
доброжелательная. Она мне, кстати, тоже очень много дает советов
всегда. Потом я помню, когда я еще была девчонкой, никто меня не знал
как певицу, она приходила на репетиции и пела мне поздравление. Это
было незабываемо. Теперь, когда я нахожусь на ее концерте, она всегда
со сцены говорит: «Среди нас, здесь в зале, присутствует великая
Образцова». Представляете, как это приятно?! Эта дружба,
человеческие отношения дорогого стоят
► Ваша жизнь оказалась богата на встречи с
► Монтсеррат Кабалье тоже не раз потрясала меня своим
легендарными людьми.
даром. От её голоса сжималось сердце. Как она
чувствовала музыку! Помню, потрясённая в очередной раз
её голосом, я пришла после концерта за кулисы, и мне
захотелось что-то сделать для неё. Я встала на колени,
сняла с себя норковую накидку и протянула её
Монтсеррат. А она улыбнулась и сказала: «Не надо,
Елена. Оставь накидку себе. Я такая толстая, что могу
сшить из неё лишь шляпку». Вот такое чувство юмора. А
на следующий день Монтсеррат была на моём спектакле
и потрясённая вошла ко мне в гримёрку, как и я накануне,
встала передо мной на колени и стала плакать, как и я
тогда. Она просила спеть вместе с ней. В 1982 году мы с
Монтсеррат пели на сцене «Ла Скала», а затем и в других
театрах… Много было в моей жизни великих людей, о
каждом можно книгу написать.
► — Никогда не забуду великолепную Марию Каллас. Мы
познакомились в «Гранд-опера», куда Каллас пришла
послушать советских певцов. Мария попросила меня
посидеть с ней в ложе, и я сидела и смотрела на неё с
трепетом и обожанием. Это было трудное время для
Марии — с ней расторгли контракт в «Гранд-опера», а она
ещё надеялась петь и предложила мне совместное
выступление. Но я знала, что у неё уже не всё в порядке с
голосом, и мне было больно от этого. Каллас сказала мне:
«Женщина должна быть сильнее мужчины!» Я поняла, к
чему она это сказала: в то время было много шумихи
вокруг сенсационной женитьбы Онассиса на Жаклин
Кеннеди. Естественно, о Марии тоже писали как о
подруге самого богатого человека в мире. Журналисты
одолевали её, а она страдала. Не знаю, как я осмелилась,
но однажды спросила: «Ты любишь его?» — И она быстро
ответила: «Очень люблю и очень страдаю». Вот такая
откровенность. Когда Мария умерла, я сильно
переживала.
► Вы, наверное, часто вспоминаете о том, как отдавали свои
гонорары Госконцерту?
► - о: Нет. Я всегда деньги отдавала с большим воодушевлением.
Думала, что это нужно для детей, для нашей экономики. У меня
никогда не было жадности. Но было сильное разочарование,
когда узнала, что на мои деньги чиновники, например, ездили в
Африку — охотиться на львов. Я была на уровне всех великих
певцов, получала самые высокие гонорары в мире и отдала
государству несколько миллионов долларов. Сейчас, конечно,
немножко сложновато, потому что у меня нет никаких запасов,
а надо и лечиться, и квартиру содержать. Вот я и вынуждена не
спать в своей кровати, а ездить по концертам и зарабатывать.
Сейчас я много езжу по России, странам СНГ. И поражена тем,
как люди в глубинке воспринимают музыку, сколько в них
чистоты. Я там даже пою по-другому. Если в столицах, перед
искушенной публикой, думаю и о технике, и о фразе, и о многих
других профессиональных вещах, то в маленьких городах я пою
больше душою и сердцем.
► Какие у вас отношения со временем?
► - о: У меня нет ностальгии по молодости. Большие певцы
— они как дети, поэтому настоящая старость к ним
никогда не приходит. Я думаю, человек стареет, когда
устает от жизни, перестает ее любить. В каждом возрасте
есть свои радости. Теперь я уже очень много знаю и хочу
поделиться этими знаниями.
► Когда вы входите в Большой, надеюсь, у вас пропуск не
спрашивают?
► - о: Однажды, когда я поехала на "Царскую невесту" и забыла пропуск,
то меня просто не пустили. Я уехала домой. Но понимала, что должна
петь. Я дома загримировалась, приготовилась к спектаклю. Потом
началась паника, пошли звонки из театра. Я сказала: "Меня в театр не
пустили. Правда, это моя ошибка, что я не взяла пропуск, но все-таки
после стольких лет работы в Большом могли бы и пустить". Но там
военная охрана, которая, конечно, понятия не имеет, кто есть кто, и им
было наплевать — Образцова пришла или Пупкина.
► За что вы чаще всего себя ругаете?
► - о: Думаю, что талант свой я Господу Богу отработала, и Он на меня не
будет сердиться. Но все-таки я могла бы сделать гораздо больше.
Случались моменты, когда я не могла много работать. А когда упала с
велосипеда, у меня было отслоение сетчатки, и я пять лет была почти
слепая. Не видела ноты, не могла учить ничего нового. Но я не скулила,
не плакала, и ко мне вернулось зрение. Господь экзаменует нас, когда
случаются какие-то несчастья. И если мы стойки в испытаниях, то он
исправляет ситуацию. Только через испытания человек может постичь
жизнь. А все те положительные эмоции, к которым человек стремится, —
вещь праздная.
► Какую собственную слабость вы себе прощаете?
► - о: Постоянную влюбленность. Все, что я делаю на сцене, — это
о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже
не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не
лежать в вате, боясь простудиться. Я знаю очень многих, кто
обойден любовью. И они даже не знают, что такое страсть и
нежность, они не знают, как можно ждать и как больно терять.
Очень много людей, которые не живут, а существуют. Любовь —
Божий дар, от которого нельзя отказываться.
► У вас есть нереализованная мечта?
► — Одно время мне казалось, что есть. Я много лет молила Господа,
чтобы он дал мне возможность лечить людей. Откуда было такое
желание, не знаю, но мне хотелось исцелять. И однажды я отчётливо
поняла, что Господь дал мне возможность исцелять и орудием является
мой голос. Это было такое чудесное открытие! У меня очень мощная
энергетика, и после моих концертов люди забывают о своих болезнях.
Многие даже постоянно слушают мои записи, чтобы подпитаться
энергетикой. Многие мамы регулярно водили своих деток с
врождёнными заболеваниями ко мне на концерты, и дети полностью
излечивались! Я счастлива от этого.
Каким проектом сейчас занимаетесь?
► — Много контрактов подписано с западными театрами вплоть до 2009
года. В Японии много времени провожу. Знаете, это обидно, это моя
боль. Дело в том, что я хотела бы всё своё время и знания передать
России, но здесь до сих пор не могут мои знания взять.
► Не открою секрет, если скажу, что таких голосов, как в России, нет во
всём мире! Не имею в виду нашу эстраду, я говорю о талантливых
голосистых дарованиях. Но дар этих людей надо развивать, огранить,
как драгоценный алмаз, понимаете? Уже и Путин подписал бумаги,
чтобы мне выделили место для строительства театра, и я людей нашла,
которые станут строить. Но из-за бюрократических проволочек дело
двигается очень медленно, а ведь я не вечная!
► Уже даже не знаю, успею ли я в этих театрах передать кому-нибудь свои
знания. Тем более становится обидно, что у меня в Японии многолетняя
очередь из учеников, которым я передаю опыт, и платят там большие
деньги. А я мечтаю отдать всё России, вот только сумеют ли взять. Я уже
столько переживала и плакала по этому поводу, что сил не осталось
мечтать об этих театрах. Наверное, чиновники ждут, когда я откажусь
от своей затеи, и мой колоссальный опыт перейдёт в Японию или ещё
какую-нибудь страну. Вот такая невесёлая ситуация. Но я не
отчаиваюсь, всё в руках Господа.
► А что вам нужно в жизни из того, чего у вас нет?
► - о: У меня есть все. Единственное, чего мне не хватает, —
крыльев. Я бы очень хотела летать. Я до сих пор летаю во
сне.
Звания и награды
► 1962 — 1-я премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки
► 1970 — 1-я премия на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне
► Заслуженная артистка РСФСР
► 1970 — 1-я премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве
► 1971, 1980 — орден Трудового Красного Знамени
► 1973 — Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки — за концертные программы и
► 1973 — народная артистка РСФСР[6]
► 1976 — Ленинская премия — за концертные программы 1973—1974 годов и исполнение партий
Фроськи, Кармен, Азучены в оперных спктаклях «Семён Котко» С. С. Прокофьева, «Кармен» Ж.
Бизе, «Трубадур» Дж. Верди
театральную деятельность 1971—1972 годов
развитии советского музыкального искусства[7]
► 1976 — народная артистка СССР
► 1990 — Герой Социалистического Труда (27 декабря 1990 года) — за выдающиеся заслуги в
► 1990 — орден Ленина (27 декабря 1990 года)
► 1999 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 июня 1999 года) — за большой
вклад в развитие музыкального искусства[8],
► 2002 — лауреат российской оперной премии «Casta diva»[9]
► 2009 — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 июня 2009 года) — за выдающийся
вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую
деятельность[10]
внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения
► 2009 — орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009 год) — во
Театральные работы
Сен-Санса)
М. П. Мусоргского)
Н. А. Римского-Корсакова)
► Марфа («Хованщина»
► Любаша («Царская невеста»
► Амнерис («Аида» Верди)
► Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
► Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
► Далила («Самсон и Далила» К.
► Шарлотта («Вертер» Массне)
► Элен Безухова, Княжна Марья,
Ахросимова («Война и мир»
С .С. Прокофьева)
► Фроська («Семен Котко»
С. С. Прокофьева)
► Марина («Борис Годунов»
М. П. Мусоргского, в редакции
Н. А. Римского-Корсакова)
Графиня, Гувернантка, Полина,
Миловзор («Пиковая дама»
П. И. Чайковского)
тихие» К. В. Молчанова)
►
► Женька Комелькова («А зори здесь
►
►
►
►
►
►
►
Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина)
Любава («Садко» Н. А. Римского-Корсакова)
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)
Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Адальджиза («Норма» В. Беллини)
Джоанна Сеймур («Анна Болейн»
Г. Доницетти)
Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка)
►
Нерис («Медея» Керубини)
►
► Феодосия(«Пламя» Респиги)
Леонора («Фаворитка» Г. Доницетти)
►
Иродиада («Иродиада» Массне)
►
Князь Орловский («Летучая мышь»
►
И. Штрауса)
Герцогиня Беркенфильд («Дочь полка»
►
Г. Доницетти)
► Юдит («Замок герцога Синяя борода»
Б. Бартока)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
►
Принцесса («Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа)
►
Иокаста («Царь Эдип» И. Ф. Стравинского)
►
► Материал из Википедии — свободной энциклопедии
► http://www.avtografveka.ru/spravka_obrazcova.html
► http://www.obraztsova.org/HTML/RUS/mainpagerus.htm
► http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Elena_Vasiliyevn
► http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/obraztsova/interview1
a_Obraztsova
.html