Презентация по музыке. Тема урока: Песни -былины (5 класс). Яркий и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, рисунки, картины, картинки, проверили задание и задано домашнее задание, подвели итог и вывод. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Песни -былины (5 класс).
Немного о том когда появились былины
и немного особенностей(былин):
Былины возникли во времена, когда
пение и рассказывание ещё не сильно
отошли друг от друга. Пение придавало
рассказу торжественность. Песенные
строки легки и естественны: повторение
отдельных слов и предлогов не мешают
передаче смысла.
Нередко былины, как и песни, начинаются
с запева, хотя, прямо не связанного с
содержанием, но настраивающего
слушателей на определенный лад.
Запевы поэтичны, красивы,
эмоциональны. Славна богатырями земля
русская, Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря, Широко
раздолье по всей земле. Глубоки горы
Сорочинские, Темны леса Брянские,Черны
грязи Смоленские,Быстры-светлы реки
русские.А и сильные, могучие богатыри на
славной Руси!
Былины (определение):
Былины – песни Былина –
фольклорная эпическая
песня, жанр, характерный
для русской традиции.
Основой сюжета былины
является какое-либо
героическое событие, либо
примечательный эпизод
русской истории (отсюда
народное название былины –
«старина», «старинушка»,
подразумевающее, что
действие, о котором идет
речь, имело место в
прошлом). Термин «былина» в
научный обиход был введен в
40-х годах 19 в.
фольклористом
И.П.Сахаровым.
Пример (песни)былины:
Он скорешенько скочил как на резвы
ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно
плечо,
Шапочку соболью на одно ушко.
Стрелял-то он гусей, лебедей,
Стрелял малых перелетных серых
утушек.
Стал он силушку конём топтать,
Стал конём топтать, копьём колоть,
Стал он бить ту силушку великую.
А он силу бьёт — будто траву косит.
— Ай же ты, волчья сыть, травяной
мешок!
Ты идти не хошь аль нести не мошь?
Приезжает он на широкий двор,
Ставит коня да серед двора
Да идет в палаты белокаменны.
Еще день за день ведь, как и дождь
дождит,
А неделя за неделей, как трава
растёт,
А год за годом, как река бежит.
Отрывок из произведения:
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ДОЧЬ ЕГО».
Изучение былин:
Учёные исследователи народного
эпоса прибегали к двум методам:
историческому и сравнительному.
Собственно говоря, оба эти
метода в большинстве
исследований сводятся к одному
сравнительному, и едва ли
правильно ссылаться здесь на
метод исторический. В самом
деле, исторический метод
состоит в том, что мы для
известного, например языкового,
явления путём архивных поисков
или теоретического выделения
позднейших элементов
отыскиваем все более и более
древнюю форму и таким образом
приходим к первоначальной —
простейшей форме.
Изучение былин(продолжение):
Совсем не так применялся «исторический»
метод к изучению былин. Здесь нельзя
было сопоставлять новых редакций с более
древними, так как мы этих последних вовсе
не имеем; с другой стороны, литературная
критика отметила в самых общих чертах
только характер изменений, каким
подверглись с течением времени былины,
не касаясь совсем отдельных частностей.
Так называемый исторический метод в
изучении былин, собственно говоря,
состоял в сравнении сюжетов былинных с
летописными; а так как сравнительным
методом назывался тот, при котором
сравнивались сюжеты былин с сюжетами
других народных (в основном мифических)
или же чужестранных произведений, то и
выходит, что здесь разница ничуть не в
самом методе, а просто в материале
сравнений. Итак, в сущности, только на
сравнительном методе и обоснованы
четыре главные теории происхождения
былин: исторически-бытовая,
мифологическая, теория заимствований и,
наконец, смешанная теория, пользующаяся
теперь самым большим кредитом.