Презентация по музыке. Тема урока: П.И.Чайковский Лебединое озеро (4 класс). Яркая и красочная презентация. В презентации даны иллюстрации, текст, египетская арфа, подвели выводы и итоги, сделали заключение, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: П.И.Чайковский Лебединое озеро (4 класс).
П.И.Чайковский
Лебединое озеро
Введение
«Лебединое Озеро» - один из самых популярных балетов
во всем мире. Оно понятно и красиво, поэтому и любимо
слушателями. Я никак не могла предположить, что
сама заинтересуюсь его историей.
Это получилось совершенно случайно. Моя сестра
занималась балетом один год и уговорила меня пойти
вместе с ней. Тогда я просто «заболела» балетом .
Мама сразу угадала мое увлечение и подарила мне
замечательную книгу «Жар-птица» С. Дубковой.
Сначала я не оценила её, но однажды я начала читать и
просто не смогла оторваться! Меня увлекли
разнообразные сюжеты балетов и чудесные старинные
иллюстрации. В процессе чтения я наткнулась на
«Лебединое Озеро». Меня захватил сюжет и
хореография.
Когда я узнала об этом конкурсе, не задумываясь выбрала
именно этот балет Чайковского, так как я хотела узнать
что-то новое, интересное о нем. Я с удовольствием
изучила историю его создания, хореографию, сюжет и
История создания
В 1875 году дирекция императорских театров предложила
Чайковскому написать балет «Озеро лебедей».
Предложенный ему сценарий В. Бегичева и В. Гельцера был
основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок
о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.
Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году,
композитор написал для детей одноактный балет под
названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему
принадлежала идея использования именно этого сюжета в
большом балете. Композитор подошел к заказу очень
ответственно. Чайковский внимательно изучал различные
балетные партитуры, чтобы понять композицию в деталях.
Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета
1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы —
два последних. 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1877
года на сцене Большого театра состоялась премьера
«Лебединого озера» - это событие осталось незамеченным.
Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было
событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет
сошел со сцены.
В этом первом балете Чайковского было все, что волновало и
Подлинное рождение первого балета Чайковского
состоялось более двадцати лет спустя, уже после
смерти композитора. Дирекция императорских театров
собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893
—1894 годов. В распоряжении дирекции были два
прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа
и Лев Иванов, его помощник. Сценарий новой
постановки балета был разработан самим Петипа.
Потрясенный как смертью Чайковского, Петипа
заболел. После выздоровления Петипа со свойственным
ему мастерством закончил постановку. К сожалению,
новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо
первоначально задуманного трагического, —
предложенный Модестом Чайковским, братом и
либреттистом некоторых опер композитора, обусловил
относительную неудачу финала.
15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге,
состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь
«Лебединому озеру» (рис. 2, рис. 3). Балет на
протяжении XX века шел на многих сценах в различных
вариантах.
Cцена из балета «Лебединое Озеро» в
постановке Петипа и Иванова 1895
Совершенно новым
для романтических
балетов стал образ
главного героя —
принца Зигфрида. У
Чайковского — это
герой, который
борется за свою
любовь, проходит
через страдания и
гибнет, бросив
вызов року.
Героический
мужской танец,
стремительный,
отточенный,
исполненный мощи
был заложен
Чайковским в
музыке
Принц Зигфрид и Одиллия
Настоящей сенсацией «Лебединое озеро» станет лишь
после смерти Чайковского. В 1894 г. Мариус Петипа и
Лев Иванов сделали новую редакцию балета. Именно
в посмертной петербургской постановке впервые
появились находки, которые позднее приведут в
восторг весь мир: «танец маленьких лебедей»,
трепетные белоснежные пачки второго «белого
акта» на берегу заколдованного озера, дьявольские
32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца…
Водоразделом между первой и второй постановкой
балета стало международное событие, которое
заставило иначе взглянуть на сюжет «Лебединого
озера».
13 июня 1886 г. в водах Штарнбергского озера погиб король, меценат,
мечтатель, страстный почитатель и покровитель Рихарда Вагнера —
Людвиг II Баварский. Эта трагедия, взволновавшая Европу, будет
долго вдохновлять художников.
Жизнь короля Людвига проходила в поисках идеала. Символом своей
жизни он сделал лебедя (птицу Лоэнгрина из одноименной оперы
Вагнера, потрясшей его до глубины души). Лебедь изображался на
королевском гербе и даже на распятии в спальне. Один из
фантастических замков Людвига II Баварского назывался Лебединым:
из его окна король любовался горным Лебединым озером, по
которому в те времена плавали прекрасные птицы.
В конце жизни король был отстранен от власти, объявлен
душевнобольным и находился под домашним арестом. По
распространенной версии, он застрелил своего врача в состоянии
душевного помрачения и бросился в озеро. Чайковский прозрачно
назвал гибель Людвига Баварского «ужасной», а обстоятельства,
приведшие к ней, «злодейством».
Однако рассказанная в «Лебедином озере» история принца-мечтателя,
который находит смерть в волнах, к концу 1880-х гг. приобрела
острое политическое звучание. Дирекции Московских театров,
причастной к постановке 1877 г., вряд ли в 1886-м хотелось
вспоминать, кто протащил на сцену этот милый сюжет про пруд с
лебедями.
Вероятно, именно поэтому для второй постановки балета в 1894 г.
понадобится фигура официального либреттиста. Наилучшим
кандидатом оказался младший брат композитора Модест Чайковский.
Модест Ильич заменил
женский персонаж,
Мачеху-сову, на мужчину
— Злого гения. У
небесного существа,
белого лебедя Одетты, в
балете Чайковского уже
был злой земной двойник
— черный лебедь
Одиллия. Теперь черный
двойник появился и у
принца-мечтателя. Этот
двойник, способный
заколдовать
окружающий мир,
олицетворяет темные
стороны души и
разрушительную мощь
власти.
Образ Злого гения
Майя Плисецкая в роли Одетты
В этом виде новое либретто (вместе
с классической хореографической
версией Петипа и Иванова)
получило признание во всем мире.
На долгие годы потерял важность
вопрос, кто в 1875–1876 гг., за
девять лет до трагедии на
Штарнбергском озере, увидел —
как в пророческом сне — корону,
упавшую в Лебединое озеро.
Обращаясь к
сказочным сюжетам,
Чайковский вкладывал
в них глубокое и
значительное
жизненное
содержание. Простая
и непритязательная
немецкая сказка о
девушке-лебеде,
положенная в основу
«Лебединого озера»
была им превращена в
волнующую
лирическую поэму
верной любви,
торжествующей над
злом и коварством.
Созданный в
счастливую пору
творческой молодости
композитора , этот
балет носит на себе
печать той
непосредственности
Хореография
Лебединое озеро славится своими требованиями к технике
исполнения, и всё из-за одной чрезвычайно одаренной балерины
– Перины Леньяни. Она выступала с высочайшим изяществом и
дисциплиной. Поэтому, каждую балерину, которая танцевала
партию Одетты/Одиллии после неё обязательно сравнивали с
исполнением Леньяни. Тем не менее, балет “Лебединое озеро”
остается любимым для многих девушек именно из-за его крайней
трудности – технической и эмоциональной.
«Белый балет возник из великого напряжения поэтических сил,
сопротивляющихся натиску бездуховности и прозаического быта.
В «Лебедином озере» он очеловечен и приоткрывает завесу над
бездной неосуществленного», - говорил Вадим Гаевский
(балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный
деятель искусств Российской Федерации).