Презентация по музыке. Тема урока: «Прошедшее – в настоящем» (7 класс). Попытка раскрытия личности Б. Годунова через интеграцию истории, литературы и музыкального искусства. Раскрыть некоторые особенности личности Б.Годунова средствами интеграции. Показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова в разные исторические эпохи.Презентация по музыке. Тема урока: «Прошедшее – в настоящем» (7 класс)
«Прошедшее –
в настоящем»
5klass.net
Цель занятия: попытка раскрытия личности Б.
Годунова через интеграцию истории, литературы и
музыкального искусства.
Задачи:
1. Раскрыть некоторые особенности личности
Б.Годунова средствами интеграции.
2. Показать, как менялась трактовка личности Бориса
Годунова в разные исторические эпохи.
3. Показать, как раскрывает трагедию Б.Годунова
М.П.Мусоргский в опере «Борис Годунов».
4. Подчеркнуть многогранность человеческой натуры
в целом и взаимосвязь прошлого и настоящего.
Пролог
Задача: настроить ребят на философские
размышления о том, что значит: «Прошедшее – в
настоящем».
Содержание: Ребята говорят о том, как понимают
тему занятия. Учитель просит о том, чтобы ребята не
только задумались над тем, как часто события,
ситуации, проблемы прошлого повторяются вновь,
уже на новом историческом уровне, но и задумались о
том, какой многогранной может быть личность
отдельного человека, и как непросто порой понять
ее. Мы попытаемся сделать это на примере судьбы
Бориса Годунова.
I действие
Задача: показать, как менялась трактовка личности
Бориса Годунова разными историками в разные
исторические эпохи.
Содержание: Знакомство с высказываниями разных
историков о личности и правлении Б.Годунова, суметь
проанализировать данные высказывания, дать им
оценку.
1. «Россия, лишенная в нем (Борисе) царя умного и
попечительного, сделалась добычею злодейства на
многие лета. Но имя Годунова, одного из
разумнейших властителей в мире, в течение столетий
было, и будет произноситься с омерзением, во славу
нравственного неуклонного правосудия. Потомство
видит лобное место, обагренное кровию невинных, св.
Димитрия, издыхающего под ножом убийц,.. видит
гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую
клеветникам- доносителям; видит систему коварства,
обманов, лицемерия пред людьми и богом… Не он ли,
наконец, более всех содействовал уничижению
престола, воссев на него святоубийцею?»
Н.М.Карамзин.
2. «Государь царь и великий князь Борис Федорович
Годунов в свое царствование в Русском государстве
много построил городов и монастырей и сделал много
других достохвальных вещей. Был он светлодушен и
нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от
дарований руки его досыта напитались». Рассказы
русских летописей IV – XVII вв.
3. «Борис, ревностный наблюдательвсех уставов
церковных и правил благочиния, трезвый,
воздержанный, трудолюбивый, враг забав суетных и
пример в жизни семейственной, супруг, родитель
нежный, особенно к милому, ненаглядному сыну,
которого он любил до слабости…» Н.М.Карамзин.
4. «Холодный пепел мертвых не имеет заступника,
кроме нашей совести: все безмолвствует вокруг
древнего гроба!.. Что, если мы клевещем на сей
пепел, если несправедливо терзаем память человека,
веря ложным мнениям, принятым в летопись
бессмыслием или враждою?» …» Н.М.Карамзин.
II действие
Задача: Показать отношение А.С.Пушкина к личности
Б.Годунова и как раскрывает трагедию Б.Годунова
М.П.Мусоргский в опере «Борис Годунов».
Содержание: раскрытие трагедии личности
Б.Годунова через отношение А.С.Пушкина в
одноименной трагедии и через соприкосновение с
музыкой М.П.Мусоргского.
А.С.Пушкин М.П.Мусоргский
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов» Монолог
Бориса «Скорбит душа».
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Монолог Бориса «Достиг я высшей власти».
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Сцена у собора Василия Блаженного.
М.П.Мусоргский. Опера «Борис
Годунов»
Сцена с курантами.
Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова.
Эпилог
Задача: сделать обобщение, выводы по теме
занятия, высказать свое отношение к личности Бориса
Годунова.
Содержание: ученики говорят о том, как они через
интонации в музыкальных фрагментах почувствовали
всю сложность и противоречивость внутреннего
состояния Б.Годунова, делают вывод о том, что
тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою
вину. Ученики приходят к мысли, что события истории
конца XVI века вновь обрели актуальность и в начале
и в середине XIX века. («Прошедшее – в
настоящем».)
«В рассказе историка фигура
царя Бориса рисовалась
такой могучей, интересной.
Слушал я и душевно жалел царя, который обладал
огромной силой воли и умом, желал сделать Русской
земле добро и создал крепостное право… Иногда мне
казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам
сознается в ошибке своей, - зря погубил Годунова!»