Презентация по музыке. Тема урока: «Прошедшее – в настоящем» (7 класс)

  • Работа в классе
  • pptx
  • 13.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по музыке. Тема урока: «Прошедшее – в настоящем» (7 класс). Попытка раскрытия личности Б. Годунова через интеграцию истории, литературы и музыкального искусства. Раскрыть некоторые особенности личности Б.Годунова средствами интеграции. Показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова в разные исторические эпохи.Презентация по музыке. Тема урока: «Прошедшее – в настоящем» (7 класс)
Иконка файла материала «Прошедшее – в настоящем» (7 класс).pptx
«Прошедшее – в настоящем» 5klass.net
 Цель занятия: попытка раскрытия личности Б. Годунова через интеграцию истории, литературы и музыкального искусства. Задачи: 1. Раскрыть некоторые особенности личности Б.Годунова средствами интеграции. 2. Показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова в разные исторические эпохи. 3. Показать, как раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере «Борис Годунов». 4. Подчеркнуть многогранность человеческой натуры в целом и взаимосвязь прошлого и настоящего.     
 Пролог  Задача: настроить ребят на философские  размышления о том, что значит: «Прошедшее – в настоящем». Содержание: Ребята говорят о том, как понимают тему занятия. Учитель просит о том, чтобы ребята не только задумались над тем, как часто события, ситуации, проблемы прошлого повторяются вновь, уже на новом историческом уровне, но и задумались о том, какой многогранной может быть личность отдельного человека, и как непросто порой понять ее. Мы попытаемся сделать это на примере судьбы Бориса Годунова.
 I действие  Задача: показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова разными историками в разные исторические эпохи.  Содержание: Знакомство с высказываниями разных историков о личности и правлении Б.Годунова, суметь проанализировать данные высказывания, дать им оценку.
 1. «Россия, лишенная в нем (Борисе) царя умного и попечительного, сделалась добычею злодейства на многие лета. Но имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было, и будет произноситься с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, св. Димитрия, издыхающего под ножом убийц,.. видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам- доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и богом… Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на него святоубийцею?» Н.М.Карамзин.
 2. «Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей. Был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались». Рассказы русских летописей IV – XVII вв.
 3. «Борис, ревностный наблюдательвсех уставов церковных и правил благочиния, трезвый, воздержанный, трудолюбивый, враг забав суетных и пример в жизни семейственной, супруг, родитель нежный, особенно к милому, ненаглядному сыну, которого он любил до слабости…» Н.М.Карамзин.
 4. «Холодный пепел мертвых не имеет заступника, кроме нашей совести: все безмолвствует вокруг древнего гроба!.. Что, если мы клевещем на сей пепел, если несправедливо терзаем память человека, веря ложным мнениям, принятым в летопись бессмыслием или враждою?» …» Н.М.Карамзин.
 II действие  Задача: Показать отношение А.С.Пушкина к личности Б.Годунова и как раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере «Борис Годунов».  Содержание: раскрытие трагедии личности Б.Годунова через отношение А.С.Пушкина в одноименной трагедии и через соприкосновение с музыкой М.П.Мусоргского.
А.С.Пушкин М.П.Мусоргский
 М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов» Монолог Бориса «Скорбит душа».
 М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»  Монолог Бориса «Достиг я высшей власти».
 М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»  Сцена у собора Василия Блаженного.
 М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»  Сцена с курантами.
Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова.
 Эпилог  Задача: сделать обобщение, выводы по теме занятия, высказать свое отношение к личности Бориса Годунова.  Содержание: ученики говорят о том, как они через интонации в музыкальных фрагментах почувствовали всю сложность и противоречивость внутреннего состояния Б.Годунова, делают вывод о том, что тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою вину. Ученики приходят к мысли, что события истории конца XVI века вновь обрели актуальность и в начале и в середине XIX века. («Прошедшее – в настоящем».)
 «В рассказе историка фигура  царя Бориса рисовалась  такой могучей, интересной.  Слушал я и душевно жалел царя, который обладал огромной силой воли и умом, желал сделать Русской земле добро и создал крепостное право… Иногда мне казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам сознается в ошибке своей, - зря погубил Годунова!»