Презентация по музыке. Тема урока: Тайнопись музыки И.С.Баха (6 класс). Сбор, изучение, систематизация и анализ музыкального языка произведений И.С.Баха путем исследования и выявления в нем символических, а также «изобразительных», «живописных» мотивов. Изучить и проанализировать имеющуюся информацию по данной проблеме (критические и научные статьи и работы известных музыковедов и исследователей творчества данного композитора). Найти и изучить теоретический материал из средств Интернета. Собрать и систематизировать информацию о методах тайнописи, которыми пользовался И.С.Бах.Презентация по музыке. Тема урока: Тайнопись музыки И.С.Баха (6 класс).
Тайнопись музыки
И.С.Баха
Гипотеза: великий немецкий композитор - Иоганн
Себастьян Бах пользовался методами тайнописи .
Проблема: доказать, что в произведениях И.С.Баха
встречаются методы тайнописи
Цель: сбор, изучение, систематизация и анализ
музыкального языка произведений И.С.Баха путем
исследования и выявления в нем символических, а
также «изобразительных», «живописных» мотивов.
Задачи:
Изучить и проанализировать имеющуюся информацию
по данной проблеме (критические и научные статьи и
работы известных музыковедов и исследователей
творчества данного композитора);
Найти и изучить теоретический материал из средств
Интернета;
Собрать и систематизировать информацию о методах
тайнописи, которыми пользовался И.С.Бах;
Исследовать произведения И.С.Баха, в которых
предположительно данные методы применяются
(«Хорошо темперированный клавир (ХТК)» 1 и 2 части,
«Инвенции»).
Методы сокрытия письменных
сообщений
Иоган Себастьян Бах
метод маскировки
методы тайнописи или
криптографии (от греческих слов kryptos -
тайный и grapho - пишу)
муж подпни компременния
инвертирования речи.
А роза упала на лапу Азора.
. а розА упал ан алапу азорА
Это было недавно, это было
1802 год - И.Н.Форкель - первый биограф И.С. Баха.
давно.
И.Ф.Уолле (США) – организотор фестивалей музыки И.С.Баха.
Ф.Шпитта – сыграл важную роль в научном осмыслении
музыки
И.С.Баха.
1905 г. - книга А.Швейцера (предложил новый метод анализа
музыкальных произведений И.С.Баха.
К.С.Терри (Англия) – добавил много биографических
материалов.
А.Шеринг (Германия) - осветил музыкальную жизнь И.С.Баха
в г.Лейпциге.
Вензель и коды Баха
J[ohann]
S[ebastian
]
B[ach]
Окончательн
ый вариант
J[ohann]
S[ebastian]
B[ach]
(зеркальное
отражение)
Немного арифметики
Сакральные числа.
«3» - символ Св.Троицы;
«6» - шести «рабочих» дней, в которые Бог
«7» - символ Троицы и Творения в целом, а
сотворил мир;
также Св.Духа;
«10» - десяти заповедей;
«12» - Церкви, апостолов и конгрегации.
Немного арифметики
Примеры использования этих чисел у Баха.
«10». В хоральной прелюдии «Десяти заповедей» из «Органной
«3». Это число со всей очевидностью играло важную роль при
книжечки» мелодия, образованная из cantus firmus,a,
проходит ровно десять раз.
«6». Во времена Баха устойчивой традицией было группировать
произведения одного жанра в циклы по шесть. И творческое
наследие И.С.Баха является самым ярким примером такой
трактовки числа «6»: шесть Французских и шесть Английских
сюит, такое количество виолончельных сонат,
Бранденбургских концертов, скрипичных сонат.
выборе тональности и разработке формы произведения,
которому суждено было олицетворять отношение Баха к
Св.Троице. Самое яркое воплощение троичности мы нашли в
опубликованных самим Бахом «Клавирных упражнениях»: в
третьей части этого собрания он помещает 21 хорал (21=3х7,
то есть «Свят, свят, свят!») на вероисповедальные песни,
заимствованные из «Катехизиса» Лютера и расположенные в
том же порядке, причем три хорала посвящены
непосредственно Св.Троице («Kyrie, Gott Vater», «Kyrie, Gott
Sohn, Kyrie», «Gott heiliger Geist»); далее фуга, завершающая
это собрание, - тоже тройная, то есть написанная на три
темы, и к тому же трехчастная; и, наконец, тональность для
нее выбрана не случайная, а ми-бемоль мажор – с тремя
Буквы, числа, звуки
А-1 G-7 N-13 Т-19
В-2 Н-8 О-14 U(V)-20
С-3 I (J)-9 P-15 W -21
D-4 K-10 Q-16 X-22
Е-5 L-11 R-17 Y-23
F-6 M-12 S-18 Z-24.
Ключевые христианские слова - Credo ("Верую"), Deus ("Бог"), Iesus (Иисус), Jesu
Christe (Иисус Христос), а также твердо установленные христианские аббревиатуры,
например SDG (Soli Deo Gloria - "Единому Богу слава"), J. CHR (Jesus Christus - "Иисус
Христос") имели числовой "эквивалент".
Credo = 3 + 17+5 + 4 + 14 = 43;
Deus = 4 + 5 + 20 + 18 = 47;
Iesus = 70; J. CHR = 37;
Jesu Christe = 131; SDG = 29
. "70" - сверяйтесь с пронумерованным немецким алфавитом! - это и Iesus и Joh.
Seb. Bach;
"29" - SDG, но также и JSB.
Фамилия "Бах" (ВАСН) по этой системе символизируется числом 14. а вместе с
инициалами имени - J. S. ВАСН -получается инверсия этого числа, то есть 41.
Как "баховские числа" сопрягаются с сакральными?
Пример 1: 29 (SDG) + 14 (ВАСН) = 43 (Credo).
Пример 2: 29 (SDG) + 41 (J. S. ВАСН) = 70 (Iesus или Joh. Seb. ВАСН).
А вот и вовсе захватывающий итог:
58 (Johann) : 2 = 29 (SDG);
86 (Sebastian): 2 = 43 (Credo);
158 (полностью Johann Sebastian BACH) : 2 = 79(Christe).
Сакральная графика
мотивов
Сакральная графика мотивов
Сакральная графика
мотивов
Сакральная графика
мотивов
Заключение
Многие композиторы брали пример с его
произведений или использовали темы из
них:
Вариации на тему Диабелли
Л.Бетховена,
темперированного
24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича,
(написаны под впечатлением от «Хорошо
клавира»),
Соната для виолончели ре мажор
(в финал которой вставлены музыкальные цитаты из
«Искусства фуги») и др.
И.Брамса
«В его музыке есть космическое величие и
космическая гармония, есть познание этого
величия и слияние с этой гармонией».