Открытый
Урок обществознания в 7 классе
Тема: Деньги и их функции Цели:
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения
денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный
опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из
печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в
качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и
действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред.
Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточкизадания.
Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент,
аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
І. Организация класса.
ХОД УРОКА.
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно
надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная
задача – быть внимательными, активными, находчивыми, трудолюбивыми. Показывать, что
мы знаем и как умеем работать.
ІІ. Опрос домашнего задания. (Слайд № 12)
1.
какие из
Соотнесите,
перечисленных профессий относятся к
высококвалифицированному труду, а какие к малоквалифицированному?
Дополните список своими примерами: врач — в, инженер — в, дворник — м,
грузчик –м, системный администратор – в, официант – м.
Слайд №2(проверка)
Почему труд врача считается высококвалифицированным?
2. Исправьте ошибки в тексте. На листе задание (слайд № 3 4)
Мастер – золотые руки – так говорят о людях, добившихся выдающихся успехов своим
трудом. Они обладают высоким профессионализмом, вызывают уважение окружающих.
Среди них можно встреть людей только одной профессии, ювелиров, работающих с
золотыми изделиями. (Среди мастеров встречаются люди разных профессий – учителя и
врачи, ювелиры и кузнецы, плотники и повара.) Каждый из них сам открывает для себя
секреты своей профессии и старается хранить их в тайне, ни с кем не делясь своими
секретами. (Своими профессиональными секретами они делятся со своими детьми и
внуками, передают свои знания и опыт ученикам.) Многие тайны пропали для нас, уходя
вместе с мастерами своего дела. Имена многих из них остаются в народной памяти надолго,
их изделия хранятся в музеях и собраниях коллекционеров. Слайд №4 (проверка текста)
3 . Работа с текстом. Карточкизадания.
Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в представленном тексте? (Раздаются
четыре каточкизадания по количеству групп: 1 – сказка «Репка» — производство; 2 –
считалочка – распределение; 3 – песенка «Барабек» — потребление; 4 – детское стих. –
обмен)
IIІ. Постановка целей урока.
Учитель: Ребята отгадайте ребус (Слайд №5)
Или загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги).
Учитель: Мы продолжаем изучение раздела «Экономика». Тема нашего урока
«Деньги и их функции». (Слайд№6)
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).
Наша задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их
свойствами и признаками.
Запишите тему урока в тетради «Деньги и их функции».
Посмотрите, по какому плану мы будем работать: (Слайд № 7 )
1. История денег.
2. Как деньги стали деньгами.
3. Деньги меняют обличье.
4.Функции денег.
ІV. Изучение нового материала:
1. Актуализация знаний. Учитель: Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”?
Напишите их на доске или в тетради.(Приём “Корзина идей”: на доске
вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои
чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
(Слайд №8 )
2.Учитель: Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой
мысли. Между тем, на самом деле, большинство из вас знает о денежном мире крайне мало.
Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного
мира необходимо каждому.
Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем.
Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли
были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах
истории деньгами выступали различные продукты, предметы и т.д.
3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у
людей, поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси,
которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных
предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас
обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную
вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.
Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на
нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех;
у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо:
зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие,
зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо:
соль, серп, плуг, ткани и т.д. (Приложение 2)
4.Учитель: – Понравилось ли вам на ярмарке?
– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар) Какие сложности
возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки
заинтересованы в товарах друг друга)
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень
сложно? Да
Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
(слайд 10) Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом
уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар посредник выступал в роли эквивалента.
Запишем: (слайд ) Эквивалент нечто равноценное, равнозначное, равносильное
другому, полностью заменяющее его.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары
или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее
серебру и золоту. Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая
собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без
изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.
Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товарапосредника благодаря их
долговечности и возможности делить на равные части. Просмотр видеофрагмента «История денег»
Учитель: Ребята, составьте кластер «Предметы, выступающие в роли денег» Слайд №
Кластер.
5. Учитель:
Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся) , обобщение учителя:
(слайд ) «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого
выражается стоимость всех других товаров..
Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.
Физкультминутка – 2 минуты
Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой
Опережающее задание. Творческое задание.
6. Учитель: Ребята у некоторых из вас были опережающие задания:
А знаете ли вы как произошли названия денег?
чеканились металлические деньги в Древнем Риме.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во
времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты
называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с
1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с
копьем.
Какие деньги самые большие? Самые дорогие? (презентация «Самые необычные деньги)
7. Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
- Какие же функции выполняют деньги, вы узнаете, прослушав внимательно информацию.
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать,
сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар
Средство обращения деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из
рук в руки Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам,
при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада.
Выбор за владельцем
Мировые деньги деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных
связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
• Какие валюты можно считать мировыми?
( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов,
японская иена, российский рубль)
Задание – составить кластер: «Функции денег». (слайд )
8. Учитель: А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите,
какую функцию играют деньги в каждом случае. (Слайд )
9. Учитель: Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей:
монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; обобщение ответов детей)
10. Учитель: Ктото накапливает сбережения в банке, ктото у себя дома, а у некоторых
людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma»
монета). Запишите…
Нумизматика
монетам.
– наука изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по
6. Практическая работа в парах
Работа с наличными деньгами.
Учитель:
1. У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть
специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и
написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Монетный тип– устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс лицевая сторона монеты,
Реверс – оборотная сторона монеты,
Легенда – надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег,
банкнот.
Гурт боковая поверхность монеты. (Слайд )
V. Закрепление изученного на уроке.
– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить
себя.
1. Упражнение “Деньги потерялись”. Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью
исторической карты).
2. Заполнение таблицу.
Примеры ситуаций
Функции денег
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под
березой.
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему
нравится.
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она
удивилась, увидев такую же за 1500 руб.
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.
?
?
?
?
?
VI. Подведение итога урока.
Учитель: Деньги универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством
измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние,
осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и
необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо
преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги –
очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной
экономической теории.
А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил и я хочу
каждому из вас их раздать.
Вам на заметку:
1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие
недостатка в деньгах.
2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы
удовлетворять все свои желания. 4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно
внимание.
5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет
над вами власть.
6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите
раздражаться или начинать жаловаться.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание. П 12.
Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135149.
На этом наш урок закончен. Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах
звенит не только монета. Спасибо! До свидания.
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Презентация по обществознанию на тему "Деньги и их функции" -- 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.