Презентация по обществознанию на тему "Организация проекта - научно-исследовательской деятельности"(8 класс, обществознание)

  • Исследовательские работы
  • pptx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная деятельность. Учитель высшей категории ГБОУ гимназии № 405 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Куля Елена Валерьевна Верите ли вы, уважаемые коллеги, что процесс обучения может стать увлекательным как для учителя, так и для ученика? Верите ли вы, что для этого не нужно менять содержание урока? Да, если этот урок построен по инновационным технологиям. Главной задачей школьного образования в современных условиях становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. При помощи традиционных технологий эта задача не решается. Ее оптимальному решению способствуют инновационные технологии, одной из которых является проектная деятельность. Проектная деятельность – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Проектная деятельность – особый вид творческой деятельности, обладающий объективной и субъективной новизной, помогающий раскрыть творческие способности учащихся, стать активными участниками процесса обучения. Цель проектной деятельности - обучить учащихся совокупности поисковых, исследовательских, проблемных методов работы, конструированию и моделированию, которые являются творческими по своей сути. В данной презентации «Организация проекта - научно-исследовательской деятельности» описаны поэтапно требования к оформлению к проектной деятельности (начиная с выбора темы и пояснения подробного к оформлению данного вида работы). Эти требования могут быть полезны как для учителя (который начинает знакомиться с этой технологией), так и для учащихся.
Иконка файла материала Проектная деятельность – научно-исследовательская.pptx

ОРГАНИЗАЦИЯ проекта - научно-исследовательской деятельности

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Учитель высшей категории
ГБОУ гимназии № 405
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Куля Алена Валерьевна

Проектная деятельность – научно-исследовательская

Требования к выбору и формулировке темы исследования.

 «Выбор темы – залог успеха».

Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. 
Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность, она не должна быть слишком широкой. Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится нереальной задачей.
Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным.

Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы, знакомство с Интернет ресурсами,   а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.

«Поисковый способ».

Проектная работа должна быть построена по определенной структуре. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: 1. титульный лист; 2. оглавление; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. источники-библиографический список; 7. приложения. 1. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу (название проекта, указание автора проекта, состав проектной группы, имя научного руководителя, город, год).

Оформление и требования к проектной работе

1. Требования к оформлению титульного листа

В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
В среднем поле указывается вид работы и название без слова «тема». Это название пишется без кавычек.
Ниже, по центру заголовка, указывается предметная область.
Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и его место работы.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

ТЕМА РАБОТЫ

работу выполнил (а) ученик (ца) ___ класса
ФИ (в родительном падеже)
Руководитель работы:
ФИО

ГБОУ гимназия № 405

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по обществознанию

Санкт-Петербург
20__

___________________________________________________________________________

БЕЗГРАМОТНОСТЬ И ЕЁ ПРИЧИНЫ

ЩЕРБАКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
УЧЕНИЦЫ 8 «в» КЛАССА
РУКОВОДИТЕЛЬ:
КУЛЯ АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА

17

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.   Оформление содержания Содержание Введение................................................................................... 3 Глава I. Название................................................................................... 4    1.1.Название.......................................................................... 4    1.2  Название......................................................................... 9 Глава II. Название................................................................................. 14    2.1.Название........................................................................ 18    2.2  Название....................................................................... 23 Заключение............................................................................ 24 Список литературы............................................................................ 25

2. Требования к оформлению оглавления.

Пример оформления оглавления. В оглавлении размещаются названия разделов работы с указанием страниц (слайдов).

Здесь располагаете пункты плана своего исследования (по раскрытию своей темы)

3. Требования к оформлению введения

Во введении
 
почему выбрали эту тему,
кратко обосновывается актуальность выбранной темы (почему важно исследовать эту тему, чем она значима сейчас)
цель и содержание поставленных задач (какой(ие) проблемный(ые) вопрос(ы) собираетесь исследовать)
Цель может быть одна (две максимум) – на что нацелена работа - это результат работы.
Задач может быть несколько. Это поэтапное выполнение цели.
В заключении будет ровно столько выводов, сколько задач ты поставил(а) в введении (т.е. отчет по выполнению каждой задачи). Из чего можно сделать общий вывод по цели исследования.
4. в чем заключается значимость,
5. дается краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

ВВЕДЕНИЕ
Безграмотность является одной из социальных глобальных проблем в современном мире. Она в общем означает культурные, образовательные или психически условные отдельные недостатки в чтении или письме у людей, вплоть до полной их невозможности.
Можно было бы предположить, что в XXI веке покончено с этим явлением, однако, по данным организации ЮНЕСКО1, в мире насчитывается 757 миллионов неграмотных людей. Это 15 % населения планеты (см. табл. 1). Примечательно, что ещё пять лет назад этот показатель составлял 781 миллион человек. А двенадцать лет назад – 862 миллиона. Но несмотря на постоянный прогресс в преодолении неграмотности, эта тема не теряет своей актуальности и сегодня.
В то время, как в некоторых странах мира уровень грамотности населения достигает 90-100 %, в других не превышает и 50 %. (см. рис. 1). Поэтому давайте попытаемся выяснить:
Каковы основные причины современной безграмотности?
Необходима ли грамотность в современном обществе?
Какие существуют пути предотвращения развития безграмотности?
Иными словами, целью исследовательской работы является определение значимости такого явления, как грамотность, в современном социуме.

Институт Статистики ЮНЕСКО, сентябрь 2015.
URL: http://www.uis.unesco.org/literacy/Documents/fs32-2015-literacy.pdf

1

ПРИМЕР ВВОДНОЙ ЧАСТИ. См. работу со сносками и ссылки на приложение

Основная часть - основное содержание исследований, их результаты, включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных. Четко показать все то новое, что предложено самим автором, с обоснованием принятых решений. Самостоятельные рассуждения, сравнения. Включение элементов исследования. Демонстрация исследования проблемных вопросов. Все слайды и главы должны логически связаны, обоснованы, объяснены.

4. Требования к оформлению основной части - ИССЛЕДОВАНИЕ

Грамотность – это средство расширения личных свобод и возможностей. Грамотность необходима для обеспечения устойчивого развития, искоренения нищеты, развития мира и демократии. Она лежит в основе базового образования и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ.
«Фундаментом стабильного мира является соблюдение прав человека и социальная справедливость.
Грамотность, составляющая основу любого вида образования и обучения на протяжении всей жизни, является одним из этих прав.
Грамотность представляет собой одно из необходимых условий мира, поскольку она несет в себе многочисленные преимущества, затрагивающие гуманитарную, культурную, социальную, политическую и экономическую сферы».1
«Быть грамотным» – понятие быть очень широкое. Это не просто уметь читать и писать, а быть образованным и развитым человеком, много читать, уметь грамотно излагать свои мысли.
Ксения Туркова, современный журналист и кандидат филологических наук, считает, что грамотность – это наша вежливость по отношению к собеседнику. Это не только знание правил орфографии и пунктуации – это умение выражать свои мысли.2
Учитель иностранных языков Анна Беловицкая тоже определяет грамотность как показатель культуры и степени уважения к собеседнику.3

Пример основной части исследования

1 Послание генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Международного дня грамотности. 8 сентября 2011. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002113/211358r.pdf
2 Мурашова А. Статья «Русский язык в котах».
3 Туркова К. Статья «Знание русского языка меня часто подводит» из курса «Русский язык для взрослых». URL: http://capablepeople.ru/articles/znanie-russkogo-yazyka-menya-chasto-podvodit/

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Помимо изучения статистики, различных статей и других литературных источников, я провела социологический опрос. Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Я предложила 48 людям пройти опрос, целью которого было изучение мнения общества по вопросу необходимости грамотности в современном обществе (с соотношением пола и возраста oпрошенных можно ознакомиться на рис. 2). Результаты опроса приведены на с. 6.

Пример как проводить соц.опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Проведённый социологический вопрос включал в себя четыре вопроса, помогающих выяснить общественное мнение, касающееся главной цели исследования (см. с.3).
По результатам опроса 59 % людей считают себя грамотными (рис. 3). Среди них 68 % – женщины. Это несколько отличается от официальных данных Института статистики ЮНЕСКО (см. табл. 1). По данным Всемирной организации в 85 % людей являются грамотными. В то же время, 33 % опрошенных воздержались от ответа. Среди них, в основном, несовершеннолетние.
Отвечая на другой проблемный вопрос исследовательской работы, подавляющее большинство людей считает грамотность необходимой современному обществу (рис. 4). Так что же тогда является причинами развития безграмотности?
Основными причинами её развития в цивилизованном мире респонденты отметили развитие сети Интернет, отсутствие внутренней дисциплины, небольшое количество прочитанных книг, влияние окружения, невнимательность, плохую систему образования, недооценку значения орфографии и низкий уровень интереса к нематериальной стороне жизни (рис. 5).
Между прочим, в бедных и слаборазвитых странах основной причиной неграмотности населения является нищета. 171 миллион человек выбрались бы из бедности, если бы все учащиеся в странах с низким уровнем доходов заканчивали школу с базовыми навыками чтения. Ведь каждый грамотный человек – маленькая победа в борьбе с нищетой.
Тем не менее, 25 % опрошенных не считают проблему безграмотности глобальной (рис. 6).

ПРИМЕР ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СОЦ.ОПРОСА

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу: 
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. 
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. 

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом. 
Эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций. 

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы теоретического исследования - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.
Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др. 

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление
библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике. 

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

К общенаучным методам относятся: Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.  • Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.  • Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. 
Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.  • Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.  • Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств. 

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.  • Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.  • Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).  • Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.  • Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.  • Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.  • Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Пример 1. Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2. Методы исследования: 1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет; 2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4. Методы исследования: 1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; 2. проведение замеров температуры; 3. системный анализ; 4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5. Методы исследования: - изучение и анализ литературы; - опрос школьников; - проведение замеров массы рюкзака; - анализ полученных данных.

Пример 6. Методы исследования: 1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником. 2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Заключение  - содержит основные выводы по результатам работы (краткие формулировки основных полученных результатов), уровень реализации поставленной цели; В заключении будет ровно столько выводов, сколько задач ты поставил(а) в введении (т.е. отчет по выполнению каждой задачи). Из чего можно сделать общий вывод по цели исследования. - самостоятельное суждение о результатах исследований и (или) всей работы в целом; - «самопродвижение» автора в результате работы над проектом: что нового узнал, чему научился, - указать какой(ие) источник(и) оказался(лися) основным(и) при решении проблемных вопросов.

5. Требования к оформлению заключения – ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Благодаря проведению этой исследовательской работы, я поняла, как важно развивать свой кругозор, изучать родной язык, уметь грамотно излагать свои мысли, быть грамотным человеком. Полезно было узнать, что грамотность обладает способностью к преобразованию, расширяет личные свободы людей и положительно влияет на решения, которые они принимают.
Исследование показало, как важно обращать внимание на серьёзные социальные проблемы, которые с первого взгляда могут показаться маловажными. Если найти причины возникновения этих проблем, можно найти и пути их решения.
Исследовательскую работу можно считать удавшейся, если подобные выводы сделают для себя и другие. Нужно приложить все возможные усилия, чтобы сделать проблему безграмотности наименее актуальной.
В ходе работы больше всего мне помогла статья Л.В. Щербы, от которой я и отталкивалась, создавая пункты своего исследования и углубляясь в тему проекта

Пример подведения итогов исследования

6. Требования к оформлению списка используемых ИСТОЧНИКОВ

В конце работы приводится список используемой литературы (библиографический список).

В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник.

Возможно использование сведений из Интернета, но они должны быть дозированы, а в самой работе обязательно нужно привести ссылки на сайты, с которых они взяты.