Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.
Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность, она не должна быть слишком широкой. Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится нереальной задачей.
Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным.
Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы, знакомство с Интернет ресурсами, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
«Поисковый способ».
Проектная работа должна быть построена по определенной структуре. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: 1. титульный лист; 2. оглавление; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. источники-библиографический список; 7. приложения.1. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу (название проекта, указание автора проекта, состав проектной группы, имя научного руководителя, город, год).
Оформление и требования к проектной работе
1. Требования к оформлению титульного листа
В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
В среднем поле указывается вид работы и название без слова «тема». Это название пишется без кавычек.
Ниже, по центру заголовка, указывается предметная область.
Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и его место работы.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.
ТЕМА РАБОТЫ
работу выполнил (а) ученик (ца) ___ класса
ФИ (в родительном падеже)
Руководитель работы:
ФИО
ГБОУ гимназия № 405
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по обществознанию
Санкт-Петербург
20__
___________________________________________________________________________
БЕЗГРАМОТНОСТЬ И ЕЁ ПРИЧИНЫ
ЩЕРБАКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
УЧЕНИЦЫ 8 «в» КЛАССА
РУКОВОДИТЕЛЬ:
КУЛЯ АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА
17
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц. Оформление содержания СодержаниеВведение................................................................................... 3Глава I. Название................................................................................... 4 1.1.Название.......................................................................... 4 1.2 Название......................................................................... 9Глава II. Название................................................................................. 14 2.1.Название........................................................................ 18 2.2 Название....................................................................... 23Заключение............................................................................ 24Список литературы............................................................................ 25
2. Требования к оформлению оглавления.
3. Требования к оформлению введения
Во введении
почему выбрали эту тему,
кратко обосновывается актуальность выбранной темы (почему важно исследовать эту тему, чем она значима сейчас)
цель и содержание поставленных задач (какой(ие) проблемный(ые) вопрос(ы) собираетесь исследовать)
Цель может быть одна (две максимум) – на что нацелена работа - это результат работы.
Задач может быть несколько. Это поэтапное выполнение цели.
В заключении будет ровно столько выводов, сколько задач ты поставил(а) в введении (т.е. отчет по выполнению каждой задачи). Из чего можно сделать общий вывод по цели исследования.
4. в чем заключается значимость,
5. дается краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Безграмотность является одной из социальных глобальных проблем в современном мире. Она в общем означает культурные, образовательные или психически условные отдельные недостатки в чтении или письме у людей, вплоть до полной их невозможности.
Можно было бы предположить, что в XXI веке покончено с этим явлением, однако, по данным организации ЮНЕСКО1, в мире насчитывается 757 миллионов неграмотных людей. Это 15 % населения планеты (см. табл. 1). Примечательно, что ещё пять лет назад этот показатель составлял 781 миллион человек. А двенадцать лет назад – 862 миллиона. Но несмотря на постоянный прогресс в преодолении неграмотности, эта тема не теряет своей актуальности и сегодня.
В то время, как в некоторых странах мира уровень грамотности населения достигает 90-100 %, в других не превышает и 50 %. (см. рис. 1). Поэтому давайте попытаемся выяснить:
Каковы основные причины современной безграмотности?
Необходима ли грамотность в современном обществе?
Какие существуют пути предотвращения развития безграмотности?
Иными словами, целью исследовательской работы является определение значимости такого явления, как грамотность, в современном социуме.
Институт Статистики ЮНЕСКО, сентябрь 2015.
URL: http://www.uis.unesco.org/literacy/Documents/fs32-2015-literacy.pdf
1
ПРИМЕР ВВОДНОЙ ЧАСТИ. См. работу со сносками и ссылки на приложение
Основная часть - основное содержание исследований, их результаты, включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных. Четко показать все то новое, что предложено самим автором, с обоснованием принятых решений. Самостоятельные рассуждения, сравнения. Включение элементов исследования.Демонстрация исследования проблемных вопросов.Все слайды и главы должны логически связаны, обоснованы, объяснены.
4. Требования к оформлению основной части - ИССЛЕДОВАНИЕ
Грамотность – это средство расширения личных свобод и возможностей. Грамотность необходима для обеспечения устойчивого развития, искоренения нищеты, развития мира и демократии. Она лежит в основе базового образования и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ.
«Фундаментом стабильного мира является соблюдение прав человека и социальная справедливость.
Грамотность, составляющая основу любого вида образования и обучения на протяжении всей жизни, является одним из этих прав.
Грамотность представляет собой одно из необходимых условий мира, поскольку она несет в себе многочисленные преимущества, затрагивающие гуманитарную, культурную, социальную, политическую и экономическую сферы».1
«Быть грамотным» – понятие быть очень широкое. Это не просто уметь читать и писать, а быть образованным и развитым человеком, много читать, уметь грамотно излагать свои мысли.
Ксения Туркова, современный журналист и кандидат филологических наук, считает, что грамотность – это наша вежливость по отношению к собеседнику. Это не только знание правил орфографии и пунктуации – это умение выражать свои мысли.2
Учитель иностранных языков Анна Беловицкая тоже определяет грамотность как показатель культуры и степени уважения к собеседнику.3
Пример основной части исследования
1 Послание генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Международного дня грамотности. 8 сентября 2011. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002113/211358r.pdf
2 Мурашова А. Статья «Русский язык в котах».
3 Туркова К. Статья «Знание русского языка меня часто подводит» из курса «Русский язык для взрослых». URL: http://capablepeople.ru/articles/znanie-russkogo-yazyka-menya-chasto-podvodit/
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Помимо изучения статистики, различных статей и других литературных источников, я провела социологический опрос. Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Я предложила 48 людям пройти опрос, целью которого было изучение мнения общества по вопросу необходимости грамотности в современном обществе (с соотношением пола и возраста oпрошенных можно ознакомиться на рис. 2). Результаты опроса приведены на с. 6.
Пример как проводить соц.опрос
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Проведённый социологический вопрос включал в себя четыре вопроса, помогающих выяснить общественное мнение, касающееся главной цели исследования (см. с.3).
По результатам опроса 59 % людей считают себя грамотными (рис. 3). Среди них 68 % – женщины. Это несколько отличается от официальных данных Института статистики ЮНЕСКО (см. табл. 1). По данным Всемирной организации в 85 % людей являются грамотными. В то же время, 33 % опрошенных воздержались от ответа. Среди них, в основном, несовершеннолетние.
Отвечая на другой проблемный вопрос исследовательской работы, подавляющее большинство людей считает грамотность необходимой современному обществу (рис. 4). Так что же тогда является причинами развития безграмотности?
Основными причинами её развития в цивилизованном мире респонденты отметили развитие сети Интернет, отсутствие внутренней дисциплины, небольшое количество прочитанных книг, влияние окружения, невнимательность, плохую систему образования, недооценку значения орфографии и низкий уровень интереса к нематериальной стороне жизни (рис. 5).
Между прочим, в бедных и слаборазвитых странах основной причиной неграмотности населения является нищета. 171 миллион человек выбрались бы из бедности, если бы все учащиеся в странах с низким уровнем доходов заканчивали школу с базовыми навыками чтения. Ведь каждый грамотный человек – маленькая победа в борьбе с нищетой.
Тем не менее, 25 % опрошенных не считают проблему безграмотности глобальной (рис. 6).
ПРИМЕР ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СОЦ.ОПРОСА
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу:
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.
Эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы теоретического исследования - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.
Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление
библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
К общенаучным методам относятся:• Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя. • Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. • Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
• Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. • Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. • Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
• Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части. • Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое. • Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). • Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. • Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. • Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности. • Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Примеры записи методов исследования:
Пример 1.Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.Методы исследования:1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.Методы исследования:1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;2. проведение замеров температуры;3. системный анализ;4. выделение и синтез главных компонентов.
Пример 5.Методы исследования:- изучение и анализ литературы;- опрос школьников;- проведение замеров массы рюкзака;- анализ полученных данных.
Пример 6.Методы исследования:1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
Заключение - содержит основные выводы по результатам работы (краткие формулировки основных полученных результатов), уровень реализации поставленной цели;В заключении будет ровно столько выводов, сколько задач ты поставил(а) в введении (т.е. отчет по выполнению каждой задачи). Из чего можно сделать общий вывод по цели исследования.- самостоятельное суждение о результатах исследований и (или) всей работы в целом;- «самопродвижение» автора в результате работы над проектом: что нового узнал, чему научился, - указать какой(ие) источник(и) оказался(лися) основным(и) при решении проблемных вопросов.
5. Требования к оформлению заключения – ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Благодаря проведению этой исследовательской работы, я поняла, как важно развивать свой кругозор, изучать родной язык, уметь грамотно излагать свои мысли, быть грамотным человеком. Полезно было узнать, что грамотность обладает способностью к преобразованию, расширяет личные свободы людей и положительно влияет на решения, которые они принимают.
Исследование показало, как важно обращать внимание на серьёзные социальные проблемы, которые с первого взгляда могут показаться маловажными. Если найти причины возникновения этих проблем, можно найти и пути их решения.
Исследовательскую работу можно считать удавшейся, если подобные выводы сделают для себя и другие. Нужно приложить все возможные усилия, чтобы сделать проблему безграмотности наименее актуальной.
В ходе работы больше всего мне помогла статья Л.В. Щербы, от которой я и отталкивалась, создавая пункты своего исследования и углубляясь в тему проекта
Пример подведения итогов исследования
6. Требования к оформлению списка используемых ИСТОЧНИКОВ
В конце работы приводится список используемой литературы (библиографический список).
В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник.
Возможно использование сведений из Интернета, но они должны быть дозированы, а в самой работе обязательно нужно привести ссылки на сайты, с которых они взяты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.