Презентация по обществознанию на тему "Социальная стратификация" представляет собой визуальное сопровождение лекции и помогает обучающимся лучше понять данный материал. Презентация раскрывает разные стратификационные модели и может быть полезна как на занятиях, так и для самостоятельной работы обучающихся дома или при ликвидации пробелов в знаниях.
Социальная
стратификация.
Социальная стратификация – это
совокупность расположенных в
вертикальном порядке социальных
слоев.
Виды:
экономическая,
политическая,
профессиональная
Исторические типы
стратификации
1. рабство. Патриархальное(отношение к владельцу
как к отцу) и классическое (раб-орудие труда).
2. каста-соц.группа, членством в которой человек
обязан своим рождением.
3. сословие-соц.группа, члены которой различаются
по правам и обязанностям, закрепленным законом и
передающимся по наследству.
4. класс-большая группа людей, различающаяся по
их месту в общественном производстве, по
отношению к средствам производства, роли в
общественной организации труда.
Модели стратификации
1.
западная.
. высший высший класс (управляющие корпорациями,
светила науки...)
. -высший класс (управляющие средней
фирмой,газетные издатели)
. -высший средний класс(преподаватели колледжей,
белые воротнички)
. -средний средний класс( банковские служащие,
учителя начальной школы, голубые воротнички)
. -низший средний класс(парикмахеры, продавцы)
. -средний низший класс (таксисты, швейцары, синие
воротнички)
. -низший низший класс ( прислуга, серые воротнички)
2. Восточная
-высший слой
-апологетический слой (священники)
-обслуживающий
-зависимый
-отверженные
3. Смешанная
-элита
-средний класс
-рабочий класс
-низший класс
Социальное неравенство-условия, при которых
люди не имеют равного доступа к социальным
благам.
+
стимулирует конкуренцию
усиливает способность людей к продвижению
-
ведет к социальным конфликтам
порождает праздных людей
Поляризация общества-увеличение расстояния
между богатыми и бедными.
Маргинал -человек, утративший свой прежний
социальный статус, лишенный возможности
заниматься привычным делом и неспособный
адаптироваться к новой страте, в рамках
которой он существует. Маргинальность
является следствием конфликта людей с
общепринятыми нормами.
Маргинал (в переводе с лат.)-крайний.
Андеркласс-слой общества, образуемый
элементами, потерявшими человеческий облик,
социальное дно общества (пьяницы, наркоманы).
Люмпены (лохмотья)-деклассированные слои
общества, сердитое нищенство(бродяги, нищие,
бомжи)
Соц.мобильность (Сорокин)-изменение
места, занимаемого человеком или
группой людей в социальной структуре.
Виды соц. мобильности: схема на
доске
Причины групповой мобильности:
социальные потрясения
войны
стихийные бедствия
Причины индивидуальной мобильности:
образование
способности
воспитание
брак
место жительства
Типы обществ по социальной
мобильности:
1. закрытое
2. открытое
3. промежуточного типа (феодальное
общество с сословиями)
Каналы социальной мобильности-способы
перемещения в социальной структуре
общества (армия, спорт, брак, бизнес, СМИ,
образование, политика).
Дополнительно
Типы маргиналов:
-этномаргиналы(миграция в чужую этническую среду)
-социомаргиналы
-экономические
-политические
-религиозные
-биомаргиналы (инвалиды)
Каналы маргинизации:
миграции
войны
революции
стихийные бедствия
Показатели соц. мобильности:
1. скорость
2. интенсивность (число индивидов)
Возведение соц. барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу
либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой.
Внутрипоколенная мобильность - один индивид в течение жизни несколько раз
меняет свой статус.
Социализация.
Социальная среда-совокупность социальных
факторов, влияющих на формирование и
поведение личности.
макросреда (характер общественного
разделения труда, соц.структура общества,
система образования и др.)
микросреда (семья, школа и др.)
Социализация-начавшийся в младенчестве и
заканчивающийся в глубокой старости процесс
усвоения социальны ролей и культурных норм.
Этапы социализации:
1. Младенчество. 0-1 год.Удовлетворение
естественных потребностей. Элементарные
соц.роли(сын)
2. Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные
от общества-феральные люди. Отличаются
от взрослых внешне, способностями. На
70% формируется личность. Элементарные
соц.статусы и роли. Экономически не
самостоятельны. Нет соц.ответственности.
Безрассудное отношение к опасности.
Главный вид деятельности-игра.
Агенты социализации-люди и
учреждения, ответственные за обучение
культурным нормам и усвоение
социальных ролей.
Виды агентов:
-первичной социализации-
непосредственное окружение, связаны
тесными личными отношениями
(родители)
-вторичной социализации-формальное
окружение (учитель)
3. Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести
к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску.
Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс,
наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры.
Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск
нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого
уровня притязаний и низкого соц.статуса, заданного возрастом.
Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни.
Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к
творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с
родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая
несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который
приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень
толерантности. Высокий уровень мобильности. Освоение новых
социальных ролей, связанных с изменением статуса( студент,
семьянин).
4. Молодость.19-22 года.
5. Зрелость.22-55-60.
Критерии отношения к зрелому возрасту:
-самостоятельное обеспечение себя средствами существования
-распоряжение деньгами независимо от других
-самостоятельность в выборе образа жизни
-проживание независимо от родителей
-способность отвечать перед законом
-брак
-голосование.
Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой
личности.Собирательный этап, который может включать в себя
несколько циклов (овладение профессией, создание семьи
….).Освоение социальных ролей в реальной ситуации.
Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель
материальных благ. Большая ответственность.
6. Старость.55-смерть. Потребитель социальных благ.
Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих
взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение
организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц.униженности.
Отсутствие жизненного плана.
Дополнительно
Эпатаж -шокирующее поведение,
противоречащее принятым в обществе нормам.
Акселерация –ускоренное половое созревание.
Жизненный план -идеализированная картина
предстоящей жизни, стержнем которой служит
предполагаемая траектория социальной карьеры
и сумма возможных достижений.
Ресоциализация –приобретение личностью
новых ценностей при вступлении в новую группу.
Десоциализация–отказ личности от ценностей
из-за резких изменений в жизни.
Социальный статус.
Статус(в переводе с лат.)-состояние,
положение.
Социальный статус-социальное положение
человека в обществе.
Главный статус-наиболее характерный для
человека, по которому его выделяют
окружающие или с которым его отождествляют
(студент).
Личный статус-положение, которое человек
занимает в малой или первичной группе в
зависимости от того, как он оценивается по
личным качествам (хороший студент).
Виды статусов:
1. предписанный-статус, в котором
человек рожден или который назначается
ему по прошествии времени (возраст, пол,
раса, национальность, королевская семья,
родственники в законе)
2. достигаемый-статус, который человек
получил благодаря своим усилиям,
желанию или везению (профессия, муж-
миллионер, чемпион мира)
3. смешанный-статус в силу жизненных
обстоятельств(инвалид)
Компоненты соц.статуса:
1. статусные права и обязанности
2. статусный диапазон-установленные рамки,
в пределах которых осуществляются права и
обязанности. Сокращение межстатусной
дистанции называется фамильярностью.
3. статусные символы-внешние знаки отличия
(форма, манеры поведения и др.)
4. статусный образ или имидж-совокупность
представлений, сложившихся в общественном
мнении о том, как должен выглядеть и вести
себя индивид в соответствии со своим статусом.
5. статусная идентификация-определение
степени соответствия своему статусу.
Социальная роль -модель поведения,
ориентированная на определенный статус.
Ролевой набор-совокупность ролей,
выполняемых человеком.
-основные роли-семейно-бытовые,
профессиональные, общественно-
политические.
-ситуационные-пассажира, покупателя....
Ролевой конфликт-столкновение ролевых
требований, предъявляемых человеку,
вызванное множеством одновременно
выполняемых ролей.
Виды ролевых конфликтов:
1. Внутриролевые (родители должны
быть ласковые и строгие одновременно)
2. Межролевые(жена-хороший работник
и домохозяйка)
3. личностно-ролевые (работа не
позволяет раскрыть способности)
Дополнительно
Значимый статус-важный с точки зрения функционирования общества
( президент)
Привлекательный статус-статус, который человек стремится занять (слесарь 5
разряда).
Статусный ранг:
1. высокий
2. средний
3. низкий
Виды соц.ролей:
1. Психосоматические -поведение зависит от биологических потребностей,
культуры человека
2. Психодраматические –поведение зависит от требований соц. окружения
3. Социальные -личность ведет себя так, как ожидают представители
определенной соц. категории.
Теория зеркального Я» Кули-личность-совокупность психических реакций
человека на мнения о нем окружающих людей.
Аскриптивный статус-предписанный
Дескриптивный статус-достигаемый
Социальный контроль.
Социальный контроль-особый механизм
поддержания общественного порядка.
Способы осуществления соц.контроля:
через социализацию
через групповое давление
Элементы соц.контроля:
Санкции
Соц.нормы
Соц.нормы-предписания как правильно
вести себя в обществе.
Виды соц.норм
по масштабу
в малых группах
в больших группах
по форме проявления
стандарты поведения (мужчины-
сильные)
ожидания поведения (мужчина должен
защищать женщину)
по строгости исполнения
обычай-традиционно установившийся порядок
поведения(гостеприимство)
манеры-внешняя форма поведения, основанная на привычках.
Могут быть повседневные (не чавкать) и светские (говорить даме
комплименты)
этикет-принятая в особых кругах система правил поведения(в
дипломатических кругах)
традиции-все, что унаследовано от предшественников (встреча
одноклассников)
привычка-установившаяся схема поведения в определенной
ситуации. Могут быть групповые(спать лёжа) и индивидуальные
(пить кофе утром),вредные ( пьянство, курение) и невредные.
Нравы-формы поведения, которые бытуют в данном обществе и
могут быть подвергнуты нравственной оценке (не бить женщин)
законы
табу-абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо
действие, предмет (кровосмешение, каннибализм)
ритуал-вид обряда, форма символического поведения
церемония–торжественный порядок чего-либо
Виды соц.санкций:
по степени интенсивности
жесткие
мягкие
по типам
формально позитивные
формально негативные
неформально позитивные
неформально негативные
по способу вынесения
-внутренний или самоконтроль.
-внешний
-----неформальный. Общественное мнение-совокупность
представлений, оценок, суждений здравого смысла, разделяемых
большинством населения или его частью
-----формальный.
Чем больше самоконтроль, тем меньше необходим внешний контроль.
Девиант-любой человек,
отклоняющийся от нормы.
Девиантное поведение-
отклоняющееся поведение.
Причины девиантного поведения:
1. биологические
2. психологические
3. социологические
Плюсы девиантного поведения:
-путь адаптации культуры к социальным
изменениям
-может стать началом создания новых социальных
норм
-изменение среды должно толкать на изменения в
социуме
Минусы девиантного поведения:
-люди утрачивают чувство ожидаемого поведения
-дезорганизация общественного порядка
-может привести к социальной изоляции индивида
-не позволяет овладеть многими социальными
ролями
Делинквентное поведение-
совокупность противоправных поступков
или преступлений.
Районы города, где чаще других
происходят преступления, называются
криминогенными, а категории
населения, склонные совершать
девиантные или делинквентные
поступки-группы риска.
Дополнительно
Инфантилизм-импульсивное поведение, неумение властвовать над своими эмоциями и
желаниями.
Методы формального контроля
1. изоляция
2. обособление-ограничение контактов
3. реабилитация (анонимные алкоголики)
Типы девиантного поведения (Мертон):
1. инновация-принятие целей, но непринятие средств достижения
2. ритуализм -непринятие целей, но принятие средств(бюрократ)
3. репритизм -отрицание целей и средств (наркоманы, алкоголики)
4. мятеж -полное отрицание целей и средств и замена их на новые (революционер)
Аномия-состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное
противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными
средствами.
Взаимосвязь социальных норм с другими элементами:
-поддерживается социальными санкциями
-являются предметом усвоения социализации
-выступают разновидностью ценностей
-компоненты социальных институтов
-лежат в основе социальных ролей.