Презентация по обществознанию на тему "Социальная стратификация"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по обществознанию на тему "Социальная стратификация" представляет собой визуальное сопровождение лекции и помогает обучающимся лучше понять данный материал. Презентация раскрывает разные стратификационные модели и может быть полезна как на занятиях, так и для самостоятельной работы обучающихся дома или при ликвидации пробелов в знаниях.
Иконка файла материала социальная стратификация.pptx
ОБЩЕСТВОЗНАН ИЕ
Социальная стратификация. Социальная стратификация – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Виды: экономическая, политическая, профессиональная
Исторические типы стратификации 1. рабство. Патриархальное(отношение к владельцу как к отцу) и классическое (раб-орудие труда). 2. каста-соц.группа, членством в которой человек обязан своим рождением. 3. сословие-соц.группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, закрепленным законом и передающимся по наследству. 4. класс-большая группа людей, различающаяся по их месту в общественном производстве, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда.
Модели стратификации 1. западная. . высший высший класс (управляющие корпорациями, светила науки...) . -высший класс (управляющие средней фирмой,газетные издатели) . -высший средний класс(преподаватели колледжей, белые воротнички) . -средний средний класс( банковские служащие, учителя начальной школы, голубые воротнички) . -низший средний класс(парикмахеры, продавцы) . -средний низший класс (таксисты, швейцары, синие воротнички) . -низший низший класс ( прислуга, серые воротнички)
2. Восточная -высший слой -апологетический слой (священники) -обслуживающий -зависимый -отверженные     
3. Смешанная  -элита -средний класс -рабочий класс -низший класс   
 Социальное неравенство-условия, при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам. +  стимулирует конкуренцию  усиливает способность людей к продвижению -  ведет к социальным конфликтам  порождает праздных людей Поляризация общества-увеличение расстояния между богатыми и бедными.
Маргинал -человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует. Маргинальность является следствием конфликта людей с общепринятыми нормами. Маргинал (в переводе с лат.)-крайний. Андеркласс-слой общества, образуемый элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества (пьяницы, наркоманы). Люмпены (лохмотья)-деклассированные слои общества, сердитое нищенство(бродяги, нищие, бомжи)
Соц.мобильность (Сорокин)-изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре. Виды соц. мобильности: схема на доске
Причины групповой мобильности:  социальные потрясения  войны  стихийные бедствия Причины индивидуальной мобильности:  образование  способности  воспитание  брак  место жительства
Типы обществ по социальной мобильности: 1. закрытое 2. открытое 3. промежуточного типа (феодальное общество с сословиями) Каналы социальной мобильности-способы перемещения в социальной структуре общества (армия, спорт, брак, бизнес, СМИ, образование, политика).
Дополнительно Типы маргиналов: -этномаргиналы(миграция в чужую этническую среду) -социомаргиналы -экономические -политические -религиозные -биомаргиналы (инвалиды) Каналы маргинизации:  миграции  войны  революции  стихийные бедствия Показатели соц. мобильности: 1. скорость 2. интенсивность (число индивидов) Возведение соц. барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой. Внутрипоколенная мобильность - один индивид в течение жизни несколько раз меняет свой статус.
Социализация. Социальная среда-совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.  макросреда (характер общественного разделения труда, соц.структура общества, система образования и др.)  микросреда (семья, школа и др.) Социализация-начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальны ролей и культурных норм.
Этапы социализации: 1. Младенчество. 0-1 год.Удовлетворение естественных потребностей. Элементарные соц.роли(сын) 2. Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные от общества-феральные люди. Отличаются от взрослых внешне, способностями. На 70% формируется личность. Элементарные соц.статусы и роли. Экономически не самостоятельны. Нет соц.ответственности. Безрассудное отношение к опасности. Главный вид деятельности-игра.
Агенты социализации-люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Виды агентов: -первичной социализации- непосредственное окружение, связаны тесными личными отношениями (родители) -вторичной социализации-формальное окружение (учитель)
3. Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску. Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс, наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры. Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого соц.статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Высокий уровень мобильности. Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса( студент, семьянин). 4. Молодость.19-22 года. 5. Зрелость.22-55-60.
Критерии отношения к зрелому возрасту: -самостоятельное обеспечение себя средствами существования -распоряжение деньгами независимо от других -самостоятельность в выборе образа жизни -проживание независимо от родителей -способность отвечать перед законом -брак -голосование. Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности.Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов (овладение профессией, создание семьи ….).Освоение социальных ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность. 6. Старость.55-смерть. Потребитель социальных благ. Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц.униженности. Отсутствие жизненного плана.
Дополнительно Эпатаж -шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам. Акселерация –ускоренное половое созревание. Жизненный план -идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. Ресоциализация –приобретение личностью новых ценностей при вступлении в новую группу. Десоциализация–отказ личности от ценностей из-за резких изменений в жизни.
Социальный статус. Статус(в переводе с лат.)-состояние, положение. Социальный статус-социальное положение человека в обществе. Главный статус-наиболее характерный для человека, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют (студент). Личный статус-положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по личным качествам (хороший студент).
Виды статусов: 1. предписанный-статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе) 2. достигаемый-статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж- миллионер, чемпион мира) 3. смешанный-статус в силу жизненных обстоятельств(инвалид)
Компоненты соц.статуса: 1. статусные права и обязанности 2. статусный диапазон-установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью. 3. статусные символы-внешние знаки отличия (форма, манеры поведения и др.) 4. статусный образ или имидж-совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом. 5. статусная идентификация-определение степени соответствия своему статусу.
Социальная роль -модель поведения, ориентированная на определенный статус. Ролевой набор-совокупность ролей, выполняемых человеком. -основные роли-семейно-бытовые, профессиональные, общественно- политические. -ситуационные-пассажира, покупателя.... Ролевой конфликт-столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей.
Виды ролевых конфликтов: 1. Внутриролевые (родители должны быть ласковые и строгие одновременно) 2. Межролевые(жена-хороший работник и домохозяйка) 3. личностно-ролевые (работа не позволяет раскрыть способности)
Дополнительно Значимый статус-важный с точки зрения функционирования общества ( президент) Привлекательный статус-статус, который человек стремится занять (слесарь 5 разряда). Статусный ранг: 1. высокий 2. средний 3. низкий Виды соц.ролей: 1. Психосоматические -поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека 2. Психодраматические –поведение зависит от требований соц. окружения 3. Социальные -личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории. Теория зеркального Я» Кули-личность-совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Аскриптивный статус-предписанный Дескриптивный статус-достигаемый
Социальный контроль. Социальный контроль-особый механизм поддержания общественного порядка. Способы осуществления соц.контроля:  через социализацию  через групповое давление Элементы соц.контроля:  Санкции  Соц.нормы Соц.нормы-предписания как правильно вести себя в обществе.
Виды соц.норм по масштабу  в малых группах  в больших группах по форме проявления  стандарты поведения (мужчины- сильные)  ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину)
по строгости исполнения  обычай-традиционно установившийся порядок поведения(гостеприимство)  манеры-внешняя форма поведения, основанная на привычках. Могут быть повседневные (не чавкать) и светские (говорить даме комплименты)  этикет-принятая в особых кругах система правил поведения(в дипломатических кругах)  традиции-все, что унаследовано от предшественников (встреча одноклассников)  привычка-установившаяся схема поведения в определенной ситуации. Могут быть групповые(спать лёжа) и индивидуальные (пить кофе утром),вредные ( пьянство, курение) и невредные.  Нравы-формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке (не бить женщин)  законы  табу-абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет (кровосмешение, каннибализм)  ритуал-вид обряда, форма символического поведения  церемония–торжественный порядок чего-либо
Виды соц.санкций: по степени интенсивности  жесткие  мягкие по типам  формально позитивные  формально негативные  неформально позитивные  неформально негативные по способу вынесения -внутренний или самоконтроль. -внешний -----неформальный. Общественное мнение-совокупность представлений, оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью -----формальный. Чем больше самоконтроль, тем меньше необходим внешний контроль.
Девиант-любой человек, отклоняющийся от нормы. Девиантное поведение- отклоняющееся поведение. Причины девиантного поведения: 1. биологические 2. психологические 3. социологические
Плюсы девиантного поведения: -путь адаптации культуры к социальным изменениям -может стать началом создания новых социальных норм -изменение среды должно толкать на изменения в социуме Минусы девиантного поведения: -люди утрачивают чувство ожидаемого поведения -дезорганизация общественного порядка -может привести к социальной изоляции индивида -не позволяет овладеть многими социальными ролями
Делинквентное поведение- совокупность противоправных поступков или преступлений. Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными, а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки-группы риска.
Дополнительно Инфантилизм-импульсивное поведение, неумение властвовать над своими эмоциями и желаниями. Методы формального контроля 1. изоляция 2. обособление-ограничение контактов 3. реабилитация (анонимные алкоголики) Типы девиантного поведения (Мертон): 1. инновация-принятие целей, но непринятие средств достижения 2. ритуализм -непринятие целей, но принятие средств(бюрократ) 3. репритизм -отрицание целей и средств (наркоманы, алкоголики) 4. мятеж -полное отрицание целей и средств и замена их на новые (революционер) Аномия-состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами. Взаимосвязь социальных норм с другими элементами: -поддерживается социальными санкциями -являются предметом усвоения социализации -выступают разновидностью ценностей -компоненты социальных институтов -лежат в основе социальных ролей.