Презентация по обществознанию "Типология обществ" (8 класс) предназначена для изучения данной темы в рамках курса обществознания по программе и учебнику Кравченко. Весь учебный материал соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта по обществознанию Данная работа предназначена для изучения новой темы на уроке.Презентация по обществознанию "Типология обществ" (8 класс) предназначена для изучения данной темы в рамках курса обществознания по программе и учебнику Кравченко. Весь учебный материал соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта по обществознанию Данная работа предназначена для изучения новой темы на уроке.
Типология обществ
Обществознание. 8 класс
Типология
Типология –
несколько типов
общества,
объединенных
сходными
признаками или
критериями.
1. Признак – наличие
письменности
• Дописьменные общества
• Письменные общества
2. Признак – число уровней
управления
• Простые общества
• Сложные общества
3. Признак – способ добывания
средств существования (пищи),
т.е. способ производства.
• Общество охотников и собирателей
• Общество огородничества
• Общество скотоводов
• Земледельческое общество
• Индустриальное общество
Признаки: способ производства и форма
собственности
• Первобытное общество
• Рабовладельческое
общество
• Феодальное общество
• Капиталистическое
• Коммунистическое
общество
общество
Карл Маркс
Четвертая типология
Форма собственности
(с учетом
общественно
экономичекой
формации по
К.Марксу)
• Первобытное
• Рабовладельческое
• Феодальное
• Капиталистическое
Совокупность разных признаков
• Доиндустриальное общество
• Индустриальное общество
• Постиндустриальное общество
Доиндустриальное
общество(традиционное)
- с/х –определяющий фактор развития
- всеми общественными жизненно важными
явлениями руководила религия
- строгое следование обычаям и традициям
- наука не вмешивается в общественное
производство
Какие общества можно отнести к данному
типу?
Индустриальное общество
• Развитие промышленности(движущая
пружина развитие машинного
производства с корпорацией и
фирмой)
• Духовная жизнь : возникло много
субкультур, разные ценности, нормы
• Политические права и свободы,
демократические преобразования
Постиндустриальное общество
• Охватывает самые передовые страны
• Теоретические знания с
университетом
• Информация и сфера обслуживания
• Профессиональная
дифференциация(деление)
• Особая роль знаний, образования
• Политический плюрализм, сильное
гражданское общество
Заполните таблицу, в учебнике стр. 2931
Доиндуст
риальное
Индуст
риальное
Сфера
общества
Экономиче
ская
Постиндуст
риальное
Информация
и сфера
обслуживани
я
Социальная
сословия
Духовная
Зарождени
е научных
знаний
Задание 1
Соотнесите типы обществ с их характерными чертами:
1) Традиционное 2) Индустриальное 3) Постиндустриальное
А. Урбанизация общества, преобладание городского
населения над сельским.
Б. Возникновение капиталистического способа
производства, бурное развитие производительных сил и
священное право частной собственности.
В. Устойчивое разграничение между социальными
общностями (кастами, сословиями).
Г. Повышение качества средств связи, компьютерная
революция.
Д. Преобладание традиций, норм, обычаев в регулировании
общественных процессов.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
А. Главным источником сведений о древневосточных
культурах явились сотни тысяч надписей на глиняных
табличках, камне и металле. Изза клинообразной
формы знаков употреблявшаяся в них письменность
получила название «клинопись». Ключ к прочтению
клинописных текстов удалось найти в 1802 г.
немецкому учителю Г. Ф. Гротефенду.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
Б. Низший слой вавилонского общества составляли
рабы. Они работали на стройках города, в царском
дворце, на полях, в домашнем хозяйстве. Во главе
свободных граждан стоял царь со своими
придворными, высшим чиновничеством и жречеством.
Важные позиции в обществе занимало войско.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
В. Известный русский ученый Н. Н. МиклухоМаклай
(1846–1888) провёл два с половиной года в Новой
Гвинее, где изучал жизнь папуасов. В XIX веке
папуасы жили деревнями, разделёнными на небольшие
поселения, в особых хижинах на сваях. Они
занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
Г. С появлением на Земле человека разумного (homo
sapiens) на смену человеческому стаду пришла родовая
община. Её члены всё делали сообща: охотились,
ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто
совместными усилиями, принадлежало всем и
делилось поровну.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
Д. В Риме даже бедные семьи полноправных граждан
имели в услужении рабов. Процветали и множились те
хозяйства, где применялась дешёвая сила
многочисленных рабов. В городе рабы прислуживали в
доме господина. В деревне рабы обрабатывали поля,
оливковые рощи и виноградники. В 74 г. до н. э. рабы
гладиаторы под предводительством Спартака подняли
мятеж, вылившийся в мощное восстание.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
Е. К XI веку большинство мелких землевладельцев
Западной Европы потеряли свою хозяйственную
самостоятельность, превратившись в зависимых
крестьян, выполнявших феодальные повинности
(барщину и оброк) – обязанности, выполняемые за
право пользования земельным участком,
принадлежавшим феодалу, а также за защиту от
врагов и судебные решения споров между
крестьянами.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
Ж. Вторая половина XIX в. – начало XX в. – период,
который вошёл в историю как век «машинный», век
«железный», эпоха стали, доменных печей,
железнодорожных линий, связавших жителей
континента от океана до океана; время, когда в небе
появились первые самолеты и дирижабли, на водных
просторах – пароходы. Это время зарождения
большого бизнеса, банков и бирж, акционерных
обществ. Это время, когда выходец из незнатной
бедной семьи мог разбогатеть и занять высокое
положение в обществе.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
З. Это общество, в котором господствовало
натуральное хозяйство, применялись примитивные
орудия труда. Ведущим сектором экономики было
сельское хозяйство. Основная часть населения
проживала в деревне. Главными ценностями общества
были религия, армия и власть (монарха). Это время,
когда человек не мог существовать вне сословия или
корпорации. Купцы объединялись в гильдии,
ремесленники – в цехи, крестьян объединяла община,
а положение феодалов зависело от места, которое
они занимали на феодальной лестнице.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
И. В этом обществе ведущее место играет
информация, теоретические знания. Востребованными
становятся такие профессии, как информатики,
экономисты, бухгалтеры, юристы, ученые. Сфера
обслуживания преобладает над аграрным и
промышленным сектором, основанным на
информационноэлектронных системах.
Задание 2
О каком типе общества идет речь в следующих
исторических примерах:
К. Это время великих географических открытий, время
возрождения гуманистических идеалов античной
науки, технических изобретений, подготовивших
существенные изменения в общественном укладе
Европы. Это время появления фабрик, наёмного
труда, роста городов, быстрой смены технических
изобретений. Это время зарождения
парламентаризма, борьбы за избирательные права.
Задание 3
1) В постиндустриальном обществе
преобладает не промышленность, а
___________________________________.
Задание 3
2) Доиндустриальные общества иначе
называют _________________.
Задание 4
Верны ли следующие утверждения?
А. Постиндустриальное общество
определяется как общество, в экономике
которого приоритет переходит от
преимущественного производства
товаров к производству услуг, знаний,
проведению исследований, организации
системы образования и повышению
качества жизни.
Задание 4
Верны ли следующие утверждения?
Б. В индустриальном обществе знание и
информация становятся важнейшими
факторами производства наряду с
сырьем, капиталом, трудом, которые
используются в процессе производства.
Задание 4
Верны ли следующие утверждения?
• В. Характерными чертами
традиционного общества являются:
господство натурального хозяйства,
аграрный характер экономики, слабо
развитый институт частной
собственности.
Домашнее задание
• Читать §3.
• Учить понятия: типология,
доиндустриальное общество,
индустриальное общество,
постиндустриальное общество.