Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ.ppt
Занятие: «Учимся писать эссе»  ЕГЭ по  обществознанию Разработано  учителем   МАОУ «Давыдовская  гимназия» Кузнецовой В.Ф.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ ?  Слово «эссе» пришло в русский язык из французского.  Французское essai можно буквально перевести словами опыт,  проба, попытка, набросок, очерк.  Эссе – это очерк, трактующий какие–нибудь проблемы не в  системном научном труде, а в свободной форме.(«Толковый  словарь иноязычных слов» Л.П.Крысина).  Эссе ­ разновидность очерка, в котором главную роль играет  не воспроизведение факта, а изображение впечатлений,  раздумий, ассоциаций.    автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Цель эссе  Цель эссе состоит в развитии навыков  самостоятельного творческого мышления и  письменного изложения собственных мыслей.  Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это  позволяет автору научиться четко и грамотно  формулировать мысли, структурировать  информацию, использовать основные категории  анализа, выделять причинно­следственные  связи, иллюстрировать понятия  соответствующими примерами, аргументировать  свои выводы; овладеть научным стилем речи.    автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Структура эссе  Вступление (определяется проблема и ваше  отношение к ней);   Тезис (ваши мысли по проблеме);   Аргумент (доказательства, мысли), они могут  выступать в виде фактов, явлений общественной  жизни, научных доказательств, событий,  жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или  авторитетных для вас людей.   Заключение(выводы по проблеме на основе  вашего мнения, обобщение ваших раздумий)   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Структура аргументации  Структура любого доказательства включает в  себя три составляющие:  Тезис ­  это суждение, которое надо доказать;  аргументы – это категории, которыми  пользуются при доказательстве истинности  тезиса;  вывод – это мнение, основанное на анализе  фактов;  оценочное суждение ­  это мнение, основанное  на наших убеждениях, верованиях, взглядах.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
ПОПС ­ формула  П – позиция (утверждение) ­ Я считаю,..   О – объяснение – Потому что…  П – пример – Например,…  С – суждение (вывод) – Таким образом,.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
6 базовых наук обществознания: Философия    Экономика     Социология      Политология      Правоведение   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
 1) имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой  эта тема относится;  2) ясно понимает смысл высказывания (обратите  внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно  утверждает автор);  3) может выразить свое отношение к нему (согласиться                                                                                полностью или частично, попытаться опровергнуть его);  4)  владеет обществоведческими терминами, которые  понадобятся для грамотного, основанного на  теоретическом знании обсуждения темы (при этом  Выбор темы эссе . Выпускник должен  термины и понятия, которые предстоит употребить,  должны относиться непосредственно к теме эссе); быть уверен в том, что он:   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Первый этап работы над эссе  Раскрытие смысла высказывания.  Темы эссе имеют проблемный, иногда  дискуссионный характер и предлагаются  в виде высказывания ученых, писателей,  мыслителей или дано изречение  народной мудрости.    автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Интерпретация цитаты    Прежде всего следует объяснить, как вы  понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и  та же цитата может пониматься разными  людьми по­разному или хотя бы толковаться с  различными нюансами. Это позволит вам и  проверяющему четко представлять, в каком  ключе последует дальнейшее рассуждение.  Интерпретация цитаты займет два­три  предложения. Упомяните, кем являлся  цитируемый, если это вам известно.    автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Учимся определять проблему  Социология.  «Ни хлебом единым жив человек»  (Народная мудрость).  Проблема соотношения материальных и  духовных потребностей человека,  противоречий между ними.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Учимся определять проблему  Экономика.  «Экономика – есть искусство удовлетворять  безграничные потребности при помощи  ограниченных ресурсов». (Л.Питер)  Проблема рационального использования  ограниченных ресурсов при помощи новых,  эффективных методов хозяйствования и  разумного потребления.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Учимся определять проблему  Политология.  «Избирательный бюллетень сильнее  пули» (А.Линкольн).  Проблема осуществления народовластия  через избирательную систему и влияние  его на организацию общественной жизни.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Учимся определять проблему  Правоведение.    Законы нужны не только для того,  чтобы устрашать граждан, но и для  того, чтобы помогать им» (Вольтер)  Проблема правовой помощи, правового  решения спорных, конфликтных ситуаций  в повседневной жизни.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Учимся определять проблему  Философия.  «Только существо, обладающее  разумом, может быть неразумным.  Животные не совершают неразумных  действий»(Т.Ойзерман)  Проблема осознанного, ответственного  использования человеком продуктов и  результатов своей деятельности.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Учимся определять проблему  Социальная психология.  «У нас нет времени ,чтобы стать самими  собой» (А.Камю).  Проблема становления и развития  личности: самопознания, самосознания и  самосовершенствования человека,  особенности формирования «я­ концепции» и восприятия человеком  своего бытия.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Второй этап работы над эссе  Представление и пояснение собственной  позиции  Используйте схему построения предложений:  «Я считаю (думаю, полагаю и др.) что…,так  как..»  «Я думаю, что это (поступок, явление,  ситуацию) можно оценить как…,потому что…»  «По моему мнению,…»  «Я разделяю позицию автора…»   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Развернутое аргументированное           суждение  Прием незаконченного предложения.    Человек совершает хороший поступок в  расчете на вознаграждение.     Можно ли этот поступок оценить как  нравственный?Почему вы так думаете?      «Я думаю, что такой поступок можно  оценить как…,потому что….»   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Понятие тезис и аргумент    Какой точки зрения вы придерживайтесь:   «Человек живет, чтобы трудиться, или   трудится, чтобы жить?»               Свою точку зрения объясните.    Понятия: человек – существо биосоциальное;  трудовая деятельность; самореализация  личности; материальные потребности;  социальные потребности; ценности.        Учитель предлагает перечень понятий для  выполнения задания.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Второй этап работы над эссе  Теоретически обосновать свою позицию. Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные  знания по данной теме, корректно используя необходимые  термины и понятия. Приветствуется использование цитат  или ссылок на слова известных ученых, сравнение  различных точек зрения на данную проблему для усиления  своей позиции.  Привести конкретные примеры в подтверждение своей  позиции. Пример должен быть конкретным, то есть  описывающим конкретную ситуацию с конкретным  действующим лицом.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Владение терминами и понятиями  Уверенное владение обществоведческими  терминами и понятиями – одно из условий  успеха при работе над эссе. * рекомендуется использовать 5­6 терминов  по строго выбранной тематике; * 1­2 терминам можно дать определение,  демонстрируя свой словарный запас.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Третий этап работы над эссе  Заключение.  Использовать выражения:  Таким образом,…  Итак,…  Подведем общий итог рассуждению…  Именно поэтому я не могу согласиться с автором  высказывания…   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Требования,  : предъявляемые к эссе  Эссе должно восприниматься как единое целое;  Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно  включать только ту информацию, которая необходима для  раскрытия вашей позиции, идеи;  Эссе должно иметь грамотное построение, быть логичным,  четким по структуре;  Эссе должно показать, что его автор знает и осмысленно  использует теоретические понятия, термины, обобщения;  Эссе должно содержать убедительную аргументацию  заявленной по проблеме позиции.     автор Кузнецова Вален тина Федоровна
За что ставят хорошие оценки    За способность построить и доказать свою позицию по  определенным проблемам на основе приобретенных вами  знаний.  Помните, что в предметах, с которыми мы имеем дело, не  существует абсолютно "правильных" или "неправильных"  ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике ­  существуют только более или менее аргументированные  точки зрения.   При выдвижении вашей собственной позиции в центре  внимания оказывается ваша способность критически и  независимо оценивать  точки зрения и аргументацию других.  Необходимо писать коротко, четко и ясно.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Наиболее часто допускаемые  ошибки          Не раскрыта поднимаемая проблема. Не высказана собственная позиция. Нет теоретического обоснования. Употребленные термины введены некорректно,  неграмотно. Приведены примеры на бытовом уровне. Примеры опровергают высказанную позицию автора  эссе. Нет обобщения. Нарушена логика и последовательность изложения. Сущность проблемы понята неверно.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Критерии оценивания задания С9:  1.РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА ВЫСКАЗЫВАНИЯ – 1  БАЛЛ  (ЕСЛИ НЕ РАСКРЫТ – 0 БАЛЛОВ);  2.Теоретическое содержание и представление  и пояснение собственной позиции – 2 балла;  3.Корректность использования понятий и  фактов ­ 1 балл;  4. Качество приводимых суждений и фактов –  2 балла.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
«Только существо, обладающее разумом, может быть  неразумным. Животные не совершают неразумных действий « Эссе  на тему:       В данном изречении Ойзерман поднимает проблему  ответственного отношения человека к продуктам своей  мыслительной деятельности.       Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна.  Ведь  человек как биосоциальное существо имеет самую  высокоорганизованную сущность, обладает развитым  мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную  среду, использовать для создания чего­то нового силы природы.      Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из  разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория  расщепления ядра может принести благо, если человек  использует оружие для обороны страны. А может нанести  непоправимый вред природе, обществу, человеку.       Человек ставит перед собой цель и выбирает средства ее  достижения. Например, человек решил стать богатым. Для  достижения своей цели он получает хорошее образование.   автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Продолжение эссе      Затем открывает свое дело и добивается успехов. Другой ,способный  на неразумные поступки, занимается грабежом, воровством, и мы  знаем, чем закончится судьба данного человек     А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает  заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил  животных и знает, что от них ожидать.       Таким образом , благодаря мышлению ,человек изобрел множество  предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во  благо себе, обществу, природе., а может и во вред. Все зависит от  морально­нравственного состояния человека, какими ценностно­ нравственными ориентирами он пользуется.      Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может  быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о  том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои  поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не  всегда так бывает.    автор Кузнецова Вален тина Федоровна
Желаю успеха    автор Кузнецова Вален тина Федоровна