ЛИТЕРАТУРА:
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995г. № 151-ФЗ (инв. № 562у).
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г.
Федеральный план действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Учебное пособие "Организация и ведение спасательных работ при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах", 1990г, инв.№ 877 К.
"Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций", 1996 г, инв.№ 22560.
"Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г.
"Руководство по выполнению СДНР в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г., инв. № 19851.
ГОСТ Р 22.0.02-94 "Термины и определения основных понятий", инв.№ 21373.
1. Общие положения по АСДНР
Одной из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной тер-ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мо-гут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ЧС
природные
техногенные
биолого-
социальные
терракты
по характеру источника
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Наиболее характерные последствия ЧС:
Радиоактивное
загрязнение
вследствие аварий на радиационно опасных объектах, ава-
рий транспортных средств с ядерными энергетическими ус-
тановками или перевозящими радиоактивные вещества
Разрушения
возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, произ-
водственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях.
Химическое
заражение
в результате аварий на химически опасных объектах, приво-
дящих к разрушению емкостей и технологических коммуни-
каций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,
перевозящем указанные вещества
Массовые
пожары
являющиеся следствием природных явлений, аварий и
несоблюдения правил пожарной безопасности
Затопления
возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехни-
ческих сооружениях, цунами, селях и других природных
явлениях
Эпидемии,
эпизоотии,
эпифитотии
массовые заболевания людей,
сельскохозяйственных животных и растений
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасе-нию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличи-ем факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, эки-пировки и оснащения.
Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.
АСР в очагах поражения включают:
разведку маршрутов движения и участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, пре-пятствующих ведению спасательных работ;
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горя-щих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помеще-ний, завалов;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасе-ние находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровенти-ляционной системой;
оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадав-шим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х жи-вотных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продоволь-ствия, воды и т.д.
Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Цели:
создание условий для проведения спасательных работ;
предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.
ДНР в очагах поражения включают:
прокладывание колонных путей и устройство проходов в зава-лах и на зараженных участках;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопровод-ных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному прове-дению спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;
санитарная очистка территории в зоне ЧС;
сбор материальных ценностей;
создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.
АТТЕСТАЦИИ ПОДЛЕЖАТ
Профессиональные АСС, АСФ на постоянной штатной основе,
входящие в состав сил постоянной готовности РСЧС
Нештатные и общественные АСФ
Спасатели, входящие в состав профессиональных АСС, АСФ, нештатных, общественных АСФ, а также не входящие в состав АСФ
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку,
переподготовку и повышение квалификации спасателей
Аттестация проводится по планам и графикам, разрабатываемым соответствующими аттестационными комиссиями на очередной год на основании материалов, представляемых учредителями и руководителями АСС, АСФ.
При проведении аттестации спасателей аттестационная комиссия должна проводить ее в месте, обеспечивающем проверку физических качеств, профессиональных знаний и навыков спасателей, в соответствии с ведомственными нормативными документами, уставами и положениями.
ПЕРЕЧЕНЬ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХИ ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ,проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями)в зонах чрезвычайной ситуации
1. Разведка зоны ЧС, в т.ч. радиационная, химическая, бактериологическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны ЧС).
2. Ввод сил и средств АСС, АСФ в зону ЧС.
3. Десантирование спасателей и груза в зону ЧС.
4. Оказание медицинской помощи пострадавшим.
5. Поисково-спасательные работы в зоне ЧС.
6. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС.
7. Подача воздуха в заваленные помещения.
8. Организация управления и связи в зоне ЧС.
9. Обеспечение общественного порядка в зоне ЧС.
10. Проведение аварийно-спасательных работ связанных с тушением по-жаров в зоне ЧС.
11. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах, наведение переправ и устройство дамб.
12. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конст-рукций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ.
13. Восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения.
ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 1)
14. Работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест).
15. Локализация эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, а также массовых нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и ликвидация их последствий; проведение охранно-карантинных мероприятий.
16. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды.
17. Дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, демеркуризация и дератизация в зоне ЧС.
18. Санитарно-эпидемический и ветеринарно-санитарный надзор за объектами, в т.ч. лабораторный контроль объектов внешней среды (воды, воздуха, почвы) и продуктов питания на загрязненность отравляющими, радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами.
19. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
20. Ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях в зоне ЧС.
21. Газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне ЧС.
22. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений.
ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 2)
23. Горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасении людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожаров, загазованиях, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных горных выработок, а также открытых горных работ) в подземных условиях.
24. Ликвидация открытых газовых и нефтяных фонтанов на бурящихся и эксплуатируемых скважинах.
25. Ликвидация (локализация) ЧС на железнодорожном транспорте и метрополитене.
26. Спасание пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях.
27. Ликвидация (локализация) ЧС на автомобильном транспорте.
28. Ликвидация (локализация) ЧС на АЭС, объектах оружейного, ядерно-топливного и ядерно-химического комплекса, а также связанных с транспортировкой различных радиоактивных материалов.
29. Ликвидация (локализация) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов.
30. Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.
ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 3)
31. Поиск и спасание пострадавших на морских, речных, воздушных судах и космических аппаратах, терпящих бедствие на суше, море и внутренних акваториях.
32. Поиск аварийных подводных лодок, лежащих на грунте, поддержание жизнедеятельности и спасание их личного состава; спасание людей из затопленных отсеков и воздушных подушек опрокинувшихся или затонувших кораблей, судов, других объектов.
33. Снятие с мели и берега аварийных подводных лодок, надводных кораблей и других плавсредств.
34. Поддержание на плаву аварийных объектов, передача на них коммуникаций и грузов; буксировка аварийных подлодок, надводных кораблей и других объектов.
35. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы.
36. Аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества.
37. Ликвидация ледовых заторов.
38. Предупредительные и аварийно-спасательные работы в зонах схода снежных лавин и селей.
39. Эвакуация с летной полосы аэродрома аварийных воздушных судов.
40. Локализация и тушение лесных пожаров.
41. Работы по предупредительному спуску снежных лавин в зоне ЧС.
42. Проведение взрывных работ в зоне ЧС.
Этапы проведения аварийно-спасательныхи других неотложных работ
II этап
I этап
III этап
Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР
Проведение крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС
Ликвидация последствий ЧС
II ЭТАП
(одновременно продолжается выполнение начатых на I этапе задач)
Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осу-ществляется по их готовности:
1-й эшелон - силы и средства с готовностью до 0,5 часа.
2-й эшелон - силы и средства с готовностью от 0,5 до 3 часов.
3-й эшелон - все остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно Планам действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов.
АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате пос-ледствий ЧС.
После вывода основной части сил РСЧС в зоне ЧС остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.
Руководство работами по ликвидации ЧС
руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС (РЛЧС);
руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до при-бытия РЛЧС, определенных:
законодательством РФ;
планами предупреждения и ликвидации ЧС;
назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС;
решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству работами по ЛЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо;
в случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать решения:
Руководство работами по ликвидации ЧС (продолжение)
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
о проведении АСР на объектах и территориях организаций, нахо-дящихся в зонах ЧС;
об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ЛЧС ор-ганизаций, находящихся в зонах ЧС;
об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества ор-ганизаций, находящихся в зонах ЧС;
о привлечении к проведению работ по ЛЧС нештатных и общест-венных АСФ, спасателей, не входящих в состав указанных фор-мирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению АСР.
В отсутствии угрозы возникновения ЧС
(проводимые мероприятия)
сбор информации о субъектах ЧС;
планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в т.ч. обеспечения действия сил;
создание системы управления для действий в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности;
создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР;
организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.
При угрозе возникновения ЧС
(проводимые мероприятия)
приведение системы управления в готовность к выполнению задач (принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС);
уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
создание группировок сил и средств РСЧС и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).
При возникновении ЧС
(проводимые мероприятия)
восстановление нарушенных функций системы управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС);
организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора информации об обстановке;
восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты;
выдвижение сил в районы проведения работ;
управление проведением АСДНР.
Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава органов управления ГОЧС всех подсистем и уровней по поддержанию их в готовности и руководству ими при действиях по защите населения, предупреждению и ликвидации ЧС.
Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными потерями.
Управление при организации и в ходе
ведения АСДНР включает:
определение задач, состава, мест и порядка работы системы управления в различных режимах функционирования:
комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО) и других органов;
пунктов управления;
систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;
организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС;
непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки;
подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; принятие решений;
уточнение планов (планирование действий);
своевременное доведение задач до подчиненных;
организацию и поддержание взаимодействия;
организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил;
практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС по оказанию им помощи и контроль исполнения поставленных задач.
В виду ограниченных сроков выживания пораженных в обстановке, характерной для основных видов ЧС, необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвидировать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в район ЧС осуществляется параллельно с выработкой решения на ведение аварийно-спасательных работ.
Перед принятием решения председатель КЧС обязан:
Уяснить задачу, оценить сложившуюся обстановку, отдать необходимые распоряжения по принятию экстренных мер.
Установить режим работы КЧС, оперативной группе, службам ГО.
Информировать всех о сложившейся обстановке и предстоящих действиях
Поставить задачу на организацию управления в районе ЧС.
Доложить об обстановке и принимаемых мерах вышестоящему начальнику ГО.
Информировать взаимодействующие ОУ.
7. Поставить задачу:
>КЧС; ОУ; службам; командирам формирований на подготовку необходимых материалов (документов) для принятия решения.
8. Отдать указания на организацию разведки и наблюдения
Выработка решения производится в определенной типовой последовательности изложенной в наставлении по службе штабов
В результате уяснения задачи, оценки обстановки председатель КЧС и ПБ определяет:
Замысел действия
Задачи подчиненным силам РСЧС, эвакокомиссии, службам
Порядок взаимодействия
Организацию управления
Задачи по обеспечению
Уяснение задачи
Цель предстоящих действий подчиненных сил
Замысел старшего начальника
Задачи выполняемые ведомственными органами управления
Силы региональных (территориальных) органов и порядок взаимодействия с ними
После уяснения задачи, заслушивания должностных лиц, приступают к оценке обстановки.
При оценке обстановки уясняет:
Обстановку в очаге поражения
Состав сил РСЧС, взаимодействующих сил, их укомплектованность
Создание резерва
Где сосредоточить основные усилия
Степень разрушения объекта
Возможная радиационная, химическая, пожарная, инженерная обстановка
Объем предстоящих работ
Что необходимо провести по защите населения
Замысел действий (вырабатывается одновременно с оценкой обстановки)
Выводы из оценки характера ЧС, возможные последствия, состояние сил РСЧС
Цель предстоящих действий
Район (объект) сосредоточения основных усилий при ликвидации ЧС
Способы проведения АСДНР
Группировка сил
Решение
Краткие выводы из обстановки
Объем и характер предстоящих задач
Последовательность и сроки их выполнения
Состав сил привлекаемых для АСДНР
Задачи подчиненным силам
Организация взаимодействия и управления
Решение оформляется на карте (плане) с расчетами.
Задачи доводятся приказом или распоряжением.
Обязанности председателя КЧС и ПБ в ходе проведения АСДНР
1. Поддерживать связь с вышестоящим и подчиненными ОУ
2. Осуществлять сбор, анализ, оценку обстановки
3. Своевременно доводить задачи до подчиненных и взаимодействующих ОУ
4. Готовить расчеты и предложения для принятия решения руководителем
5. Обеспечивать непрерывное взаимодействие
6. Вести учет потерь населения, л/с, техники
7. Принимать меры по созданию резерва
8. Докладывать в вышестоящую инстанцию о принятых решениях и ходе выполнения
Поиск пострадавших
1.Обследование всего участка спасательных работ.
2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи.
3.Определение функционального состояния пострадавших, характера травм и способов оказания ПМП.
4. Сведение до минимума воздействия опасных факторов.
5.Определения путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших.
Способы поиска:
1.Органолептическое обследование участка работ:
- визуальное обследование;
- прочесывание;
- зондирование;
- поиск по следам;
- поиск с использованием транспортных средств.
2. Кинологический.
3.Технический (акустические приборы, магнитометры, тепловизоры, радиопоисковые, оптиковолоконные зонды …).
4. По свидетельству очевидцев.
5.Изучение отчетной и проектной документации.
Деблокирование пострадавших
1.Обеспечение доступа к пострадавшим.
2.Извлечение из мест блокирования.
Виды деблокирования:
А. Из под обломков завалов.
Б. Из замкнутых помещений, транспортных средств.
В. С верхних этажей, уровней, с изолированных площадок.
Способы деблокирования:
1. Последовательная разборка завала.
2. Устройство лаза.
3. Устройство галереи в грунте под завалом.
4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях.
5. Использование автовышек, подъемников, вертолетов.
6. По сохранившимся лестничным маршам.
7. С использованием альпинистского снаряжения.
8. С использованием штурмовых лестниц.
9. С применением канатных дорог.
10. С применением спасательных рукавов, различных амортизаторов.
Оказание первой медицинской помощи
1. Определение признаков жизни (пульс, сознание, дыхание, реагирование зрачка на свет).
2. Освобождение головы и груди от давления различных предметов, восстановление дыхания и пульса.
3. Остановка кровотечения, обработка ран, согревание, обезболивание, иммобилизация и т.п.
ПМП выполняется спасателями и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) с использованием табельных и подручных средств.
Эвакуация (транспортировка) из опасных зон
1. Определение способов и маршрутов транспортировки.
2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств.
3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших).
4. Погрузка пострадавших на транспортное средство.
Этапы эвакуации:
1. Из мест блокирования до рабочей площадки.
2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения)
Способы:
1. Самостоятельно, с помощью спасателя.
2. Переноска (на спине, на руках, плечах, носилках …).
3. Отволачивание (на спине, при помощи тканей, саней …).
4. Спуск, подъем (с помощью спасательного пояса, лямки, лестницы, носилок, канатной дороги …).
обрушение конструкций зданий
- вручную, с использованием шанцевого инструмента
и средств малой механизации;
- ударной нагрузкой;
- с помощью канатной тяги;
- взрывом.
Способы ведения вспомогательных работ
Укрепление:
- вертикально расположенных конструкций и их обломков – подкосами;
- вертикально расположенных конструкций – растяжками;
- горизонтально расположенных конструкций и их обломков – установкой дополнительных опор (стоек);
- конструкций в местах их соединения – установкой дополнительных крепежных деталей.
Технология проведения поисково-спасательных работ
Задачи:
1. Определение способов и маршрутов транспортировки;
2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств;
3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших).
4. Погрузка пострадавших на транспортное средство.
Этапы эвакуации:
1. Из мест блокирования до рабочей площадки.
2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения).
Способы:
1. Самостоятельно, с помощью спасателя.
2. Переноска (на спине, руках, плечах, носилках …).
3. Отволачивание (на спине, при помощи ткани, саней …).
4. Спуск, подъем (с применением альпинистских технологий).
1. Определение и обследование зоны поиска.
2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи.
3. Определение функционального состояния пострадавших и объёма необходимой помощи.
4. Устранение воздействия неблагоприятных факторов.
5. Определение путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших.
Способы:
1.Органолептическое обследование участка работ:
- визуальное обследование;
- прочесывание;
- зондирование;
- поиск по следам;
- поиск на транспортных средствах.
2. Кинологический.
3. Технический (с использованием акустических, радиопоисковых приборов, тепловизоров и др.).
4. По свидетельству очевидцев.
5. Изучение документации (маршрутных листов, журналов регистрации, сводок, билетов, чертежей и тд.).
Цель: восстановление и поддержание жизненно важных функций организма пострадавшего.
Задачи:
1. Определение признаков жизни (пульс, дыхание, сознание, реакция зрачков на свет);
2. Восстановление кровообращения и дыхания;
3. Остановка кровотечения, обработка ран;
4. согревание, обезболивание, иммобилизация и т.п.
ПМП выполняется спасателями, медиками и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) с использованием табельных и подручных средств.
1. Обеспечение доступа к пострадавшему.
2. Фиксация подвижных элементов.
3. Освобождение пострадавших.
Виды:
1. Из под обломков завала, лавины, селя.
2. Из замкнутых помещений, транспортных средств.
3. С верхних уровней, изолированных площадок.
Способы:
1. Последовательная разборка завала.
2. Устройство лаза.
3. Устройство галереи в грунте под завалом.
4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях.
5. Использование автовышек подъемников, вертолетов.
6. По сохранившимся лестничным маршам.
7. Использование альпинистского снаряжения, канатных дорог.
8.Использование штурмовых лестниц.
9.Применение спасательного рукава, амортизаторов.
Поисковые работы
Деблокирование
Оказание ПМП
Транспортировка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.