Ритуал – это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок (церемониал). Ритуалы, проводимые в воинских частях, выражают высокие, благородные идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части.
Воинские ритуалы – это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы.ОСНОВЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБУ . УРОК 2. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Символы воинской чести.
Ритуалы Вооружённых
Сил Р.Ф.
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
• Ритуал – это торжественный
официальный акт, при
проведении которого
установлен определенный
порядок (церемониал).
Ритуалы, проводимые в
воинских частях, выражают
высокие, благородные идеалы
защиты Отечества, верности
воинскому долгу, Военной
присяге, Боевому Знамени
• Воинские ритуалы – это
торжественные церемонии,
эмоционально выражающие смысл и
содержание традиций, связанных с
важнейшими событиями в жизни
общества; особая форма социального
общения, в которой находят отражение
мировоззрение определенных
социальных групп или общества в
целом, а также нравственные идеалы.
• Уставом внутренней службы
Вооруженных Сил Российской
Федерации конкретно четко
определены порядок (церемониал)
приведения к Военной присяге,
вручения Боевого Знамени воинской
части, вручения военнослужащим
личного вооружения и военной техники,
порядок проводов военнослужащих,
уволенных в запас и в отставку.
• Ритуал приведения к военной присяге.
Впервые ритуал принятия военной клятвы на верность
царю и Отечеству был закреплен в русском воинском
«Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до
военной науки» (1607 год). «Каждый военный человек, -
говорилось в нем, - должен приводиться к крестному
целованию – приносить присягу, верно служить и всем в
послушании и покорении быть».
Запись по которой служилый человек приносил клятву в
присутствии священника, называлась крестоцеловальной
или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом
исполнения данных обязательств. Разновидностью
служебной присяги являлось поручная запись. Она
предусматривала письменные гарантии какого-либо
лица, в том числе родственника, за рекрутируемого.
Во времена Петра 1 воины клялись «служить
верно и послушно; во всем поступать так, как
честному, верному, послушному, храброму и
неторопливому солдату быть надлежит».
По воинскому уставу присяга приносилась «при
полку или роте, при распущенном знамени».
Присягающий обязан был, произнося текст
присяги, «положить левую руку на Евангелие, а
правую поднять вверх с простертыми двумя
большими перстами».
Обязательным было целование Евангелия.
Присягающие подписывали индивидуальные
клятвенные обещания, или присяжные листы.
В апреле 1918 года ВЦИК принял постановление
о приведении к присяге всего личного состава
армии и флота. Оно гласило, что «красная
присяга» должна стать для каждого гражданина,
принимающего на себя звание воина Красной
армии «торжественным выражением обязательств
перед рабоче-крестьянской Республикой Советов
и ее правительством». Был установлен единый
день приведения бойцов к присяге – 1 мая, а
также одинаковый порядок ее принятия. Присяга
принималась коллективно в строю.
Представитель, уполномоченный для приведения
к присяге, кратко разъяснял ее сущность и
громко зачитывал текст. Военнослужащие
повторяли вслух каждое слово.
• Этот порядок существовал до 1939 года, когда Президиум
Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной
присяги в соответствии с принятой в 1936 году
Конституцией СССР.
• Одновременно было утверждено и новое Положение о
порядке принятия присяги. С этого времени воины армии и
флота принимают военную присягу индивидуально и
скрепляют ее собственной подписью.
• В последующее время в текст присяги вносились некоторые
изменения, но смысл ее оставался прежним. Текст ныне
действующей военной присяги утвержден Федеральным
законом «О воинской обязанности и военной службе».
• Гражданин Российской Федерации, впервые поступивший
на военную службу, приводится к Военной присяге перед
Государственным флагом Российской Федерации и Боевым
Знаменем воинской части.
Текст Военной присяги:
“Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно
присягаю на верность своей
Родине –
Российской Федерации.
Клянусь свято соблюдать ее Конституцию
и законы, строго выполнять
требования воинских уставов, приказы
командиров и начальников.
Клянусь достойно выполнять воинский
долг, мужественно защищать свободу,
независимость и конституционный строй
России, народ и Отечество”.
• Приведения к Военной присяге объявляется
в приказе командира воинской части.
• Воинская часть при Боевом Знамени и
Государственном флаге Российской
Федерации строится в парадной, а в военное
время в полевой форме одежды, с оружием.
• Военнослужащие, принимающие Военную
присягу, находятся в первых шеренгах.
• Командир части в краткой речи напоминает
воинам значение Военной присяги. После
этого командиры рот и других
подразделений поочередно вызывают из
• Каждый читает вслух перед строем подразделения текст
присяги, собственноручно расписывается в специальном списке
в графе напротив своей фамилии и становится на свое место в
строю.
• По окончании церемонии командир части поздравляет
военнослужащих с принятием присяги, а всю часть с новым
пополнением.
• После этого оркестр исполняет Государственный гимн, а затем
воинская часть проходит торжественным маршем.
• В военном билете военнослужащего делается отметка: «К
военной присяге приведен (число, месяц, год)». Приведение к
военной присяге может приводиться в исторических местах, у
братских могил героев, павших за свободу и независимость
Родины.
• День приведения к Военной присяге является нерабочим днем
для воинской части и проводится как праздничный.
• Музыка и ритуалы Вооруженных Сил.
День принятия присяги - это начало
воинского пути, памятный день в жизни
воина, который зачастую сопровождается
музыкой военного оркестра.
Военная музыка, солдатская труба обладают
каким-то магическим воздействием.
Хорошо понимал роль и значение музыки
для воспитания высокого морального и
боевого духа армии А.В. Суворов. Он
проявлял постоянную заботу о повышении ее
действенности, настойчиво добивался
увеличения числа военных музыкантов даже
за счет фронтовых солдат. Суворов говорил:
«Музыка в бою нужна и полезна. Музыка
удваивает армию. С распущенными
• Музыка - один из самых действенных компонентов
художественного оформления воинских ритуалов.
• Музыка в исполнении военных духовных оркестров
придает воинскому ритуалу именно ту форму, через
которую ярче всего выражается его сущность. Она
вносит в ритуалы особую торжественность, создает
приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет,
воодушевляет, сплачивает военнослужащих.
Музыка способна выполнять организующую и
дисциплинирующую роль, синхронизируя и
ритмизируя движения воинов, помогая вырабатывать
точные, четкие и согласованные действия.
«Солдат без песни, что без ружья», - говорил А.В.
Суворов.
Ритуал вручения Боевого знамени воинской части.
• Впервые его ввел Петр 1 в Воинском уставе 1716 года. Каждой
части и каждому кораблю полагалось иметь знамя и под ним
принимать военную присягу. От воинов требовалось защищать
знамя в бою, «не щадя живота». Утрата воинской святыни
считалось величайшим преступлением и позором.
• Боевое знамя вручается каждой воинской части после
ее формирования. Положение о Боевом знамени
утверждается Указом Президента Р.Ф. В нем говорится,
что Боевое знамя воинской части Вооруженных Сил
Российской Федерации есть символ воинской части,
доблести, славы, оно является напоминанием каждому
военнослужащему о его священном долге , преданно
служить Отечеству, защищать его мужественно, умело,
стойко оборонять каждую пядь земли , не щадя своей
крови и своей жизни.
• Боевое знамя сохраняется за воинской частью
на все время ее существования. Оно всегда
находится в части, а на поле боя – в боевых
действиях. Весь личный состав части обязан
мужественно защищать Боевое знамя в бою,
не допустить захвата его противником.
• При утрате Боевого знамени командир части и
виновные подлежат военному суду, а часть
расформировывается.
• Для охраны Боевого знамени выставляется
пост, который является одним из самых
ответственных и доверяется лучшим солдатам.
Под боевым знаменем воины принимают
присягу, участвуют в учениях, походах и
парадах.
• Для выноса Боевого Знамени к месту вручения в
распоряжение прибывшего для этого начальника
командир воинской части назначает знаменщика и двух
ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров и
знаменный взвод.
• В установленное время знаменщик, выносит знамя в
чехле к месту построения воинской части. При этом он
держит знамя на левом плече, а справа и слева от него
следуют ассистенты.
• Когда начальник, прибывший для вручения знамени,
приблизится на 40–50 шагов к строю, командир части
подает команду: “Полк, под знамя, смирно, равнение –
на–право!” Оркестр исполняет “Встречный марш”.
• Командир части, подав команду, прикладывает руку к
головному убору, подходит к лицу, прибывшему для
вручения, и докладывает ему о том, что полк по случаю
вручения Боевого Знамени построен.
• Начальник, прибывший для вручения знамени, приняв
доклад, становится перед серединой строя, здоровается
с военнослужащими и подходит к знаменщику.
Знаменщик наклоняет знамя и держит его горизонтально.
• Вручающий снимает чехол и развертывает Боевое Знамя.
После этого знаменщик, поставив знамя вертикально и
придерживая его правой рукой, становится лицом к
строю.
• Вручающий знамя зачитывает Грамоту Президента
Российской Федерации, после чего вручает Боевое Знамя
и грамоту командиру воинской части. Оркестр в это время
исполняет Государственный гимн Российской Федерации.
• Командир, приняв Боевое Знамя и грамоту, по окончании
исполнения оркестром Государственного гимна передает
его знаменщику.
• Знаменщик берет знамя на левое плечо и
следует за командиром. Командир
воинской части, в трех шагах за ним
знаменщик с Боевым Знаменем и
ассистенты, проходят вдоль фронта строя
воинской части.
• Оркестр во время их движения исполняет
“Встречный марш”, а воины части
приветствуют Боевое Знамя протяжным
“Ура!”.
• Командир части, выйдя на правый фланг,
приказывает знаменщику с ассистентами
встать на свое место в строю.
• Начальник, вручивший Боевое Знамя,
поздравляет воинскую часть с его
получением. Личный состав части на
поздравление отвечает троекратным
Ритуал вручения личному составу вооружения и
военной техники.
• Любовь к оружию, искусное применение его в бою -
славная традиция российских воинов, уходящая
корнями в глубокую старину. Выражением этой
традиции стал торжественный ритуал вручения
оружия молодым воинам. Он символизирует
передачу дела защиты Родины одного поколения
другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже
изучивший его и хорошо владеющий им, клянется
быть в постоянной готовности с честью выполнить
свой долг перед Родиной.
Закрепление за военнослужащими вооружения и
военной техники производится после принятия ими
Военной присяги. Время и порядок их вручения
определяются приказом командира воинской части.
• В назначенное время часть выстраивается в пешем порядке
с оружием при Боевом Знамени и с оркестром.
• Стрелковое оружие, подлежащее вручению, выносится к
месту построения и раскладывается на столах в 10 м от
строя. Другое вооружение и военная техника вручаются на
местах их хранения.
• Перед вручением оружия и техники командир части в
краткой речи напоминает военнослужащим требования
воинских уставов о мастерском владении вверенным
вооружением и военной техникой, постоянном поддержании
их в готовности к применению для защиты Отечества.
• Затем объявляют приказ о закреплении вооружения и
военной техники за членами экипажей (расчетов),
водителями и другими должностными лицами
подразделений, и командир части приказывает командирам
подразделений приступить к вручению стрелкового оружия.
• Командиры рот (батареи) и других подразделений
поочередно вызывают из строя военнослужащих и
вручают им оружие.
• Завершив вручение стрелкового оружия, командиры
подразделений отводят военнослужащих к местам
хранения вооружения и военной техники.
• Личный состав для приема вооружения и военной техники
выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде
командира подразделения проверяет их состояние и
комплектность. Командиры подразделений принимают
доклады командиров экипажей (расчетов), водителей
(механиков–водителей) или других лиц, за которыми
закрепляется вооружение или военная техника, и вручают
им формуляры (паспорта), в которых военнослужащие
расписываются.
• С этого момента воины отвечают за
закрепленные вооружение и военную
технику.
• Ритуал вручения вооружения и военной
техники завершается прохождением
воинской части торжественным маршем.
• После вручения техники и вооружения
командиры подразделений строят
личный состав и докладывают о их
вручении. Командир части поздравляет
личный состав с этим событием.
Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в
запас и в отставку.
• Проводы военнослужащих, добросовестно отслуживших
установленный срок, в запас или отставку проводятся в
торжественной обстановке. На них могут приглашаться
ветераны, военнослужащие других частей,
представители общественности и члены семей
военнослужащих. Для проводов уволенных
военнослужащих воинская часть выстраивается в пешем
порядке в повседневной форме одежды. По решению
командира части может быть вынесено Боевое Знамя
части. После построения, уволенные военнослужащие по
команде выходят из строя и выстраиваются по
подразделениям в 20–40 м перед строем части, а затем
смыкаются к середине.
• Начальник штаба части объявляет приказ
об их увольнении и поощрении наиболее
отличившихся. Награждение производится
командиром воинской части. После этого
предоставляют слово нескольким
военнослужащим, а командир части
благодарит воинов за службу. Затем
оркестр исполняет Государственный гимн
Российской Федерации. Проводы
завершаются прохождением воинской
части торжественным маршем перед
строем уволенных военнослужащих.
Многие из воинских ритуалов, традиций и русского военного этикета
закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Велика
роль воинских ритуалов в формировании вкуса военнослужащего.
вырабатываются повседневной жизнью армии.
Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета... Они
не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня,
Источники:
Учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности», В.В.Марков,
В.Н.Латчук, С.К.Миронов,
С.Н.Вангородский, 11 класс – М. :
Дрофа, 2013. http://images.yandex.ru
http://cdorealestate.com http://yandex.ru