Презентация по Основам православной культуры на тему "Икона" (4 класс)

Медиа
Презентации учебные
МХК
4 кл
13.03.2017
Материал создан в помощь учителям начальных классов и учителям-предметникам, преподающим предмет Основы религиозных культур и светской этики. Презентация содержит большой справочный и иллюстративный материал, который поможет коллегам сделать урок более содержательным. Представлен материал, которого нет в тексте параграфа, что позволит учителю выбрать из предложенного то, что необходимо для урока конкретно ему.презентация по теме "Икона" 4 класс Основы православной культуры

Конструкт урока по теме «Икона».pptx

Конструкт урока по теме «Икона» Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы православной культуры» Келеш Светлана Анатольевна учитель истории и обществознания МКОУ «Машинская СОШ» Тосненский район 2015 г.
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «икона». Задачи урока:  - образовательная –раскрыть понятие «икона», выявить отличие иконы от картины;  - развивающая – познакомить обучающихся с особым «языком» иконы; - воспитательная – создать ситуацию самостоятельного осознания обучающимися необходимости уважительного отношения к иконам, как к святыням.
Основные понятия: икона, нимб, образ, символ. Оборудование : - компьютер, проектор, экран; - иконы; - репродукции икон и картин; - презентация «Икона»; - учебник Кураев А.В. Основы православной культуры; - рабочая тетрадь «Основы православной культуры» ч.1. Автор-составитель Слепнёва Т.Н.
Ход урока: I. Актуализация внимания к теме. Чтение стихотворения И.Автамонова «Икона». -Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? -Что вы представляете, когда произносите слово «икона»?
Икона (от греческого eikon ) – образ, портрет. Это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Изначально иконой называлось изображение на доске. А потом иконой стали называть и мозаики, украшавшие храмы, и настенную роспись.
Рассказ учителя о появлении икон. Вопрос классу: Подумайте, почему иконы называют «Библией для неграмотных»? II. Создание проблемной ситуации. Посмотрите внимательно на репродукции, определите, какие из них иконы, какие картины. Как вы это определили? III.Работа с учебником. Читать статью учебника с.52-54. Записать в рабочую тетрадь что означают понятия «нимб», «лик», «свет иконы».
Словарь: Нимб ( от лат. Nimbus – облако, туча )- условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т.д., символизирующие их святость. Лик – изображение лица святого на иконе. Образ святого в православии. Свет иконы – главное действующее лицо. Нерукотворный Свет духовного мира разливается повсюду, при этом на иконе нет источника света. Свет иконы делает видимой святость. Святость – это свет Духа Святого.
Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от картины? Выводы записать вместе: - изображается Иисус Христос, Богоматерь, святые, апостолы, мученики. Нимб вокруг головы; - главное в иконе – свет; - на иконе нет беспорядка ( гармония во всем ); - нет заднего плана и горизонта ( обратная перспектива ); - используются символы; - особенные лица (лики) и глаза; - надпись на церковно-славянском языке, указывающая кто изображен (имя и чин святости).
Как вы думаете, что может быть изображено на иконе? - Спаситель; - Святая Троица; - Богоматерь; - Святые; - праздники.
Иконы Святой Троицы А. Рублев «Троица» XV век Паисий «Троица Ветхозаветная» XV век
Иконы Святой Троицы С. Ушаков «Троица» Троица. Псков.
Иконы Спасителя С.Ушаков «Спас Нерукотворный» XVII в Спас на Престоле
Иконы Спасителя Христос Вседержитель VI век А.Рублев.Христос. Звенигородский чин.
Богородичные иконы Богоматерь Боголюбская XII век «О тебе радуется». Новгород.
Богородичные иконы Богородица Державная Икона Богоматери
Иконы Святых Иоанн Предтеча. Вторая четверть XV в. Св. Ксения Петербургская
Иконы Святых А.Рублев. Апостол Павел. Св. князь Александр Невский
Иконы, посвященные праздникам Рождество Христово XIX в. Благовещение (Устюжское) втор.пол. XII века Вознесение. Сер.XV века
В России очень велико почитание Божией Матери. Типы Богородичных икон: - «Умиление» - Богоматерь склонилась ликом к Сыну, а Он обнимает Ее рукой за шею. – Таким образом символически изображают момент близкого общения души с Богом.
«Умиление» Феофан Грек. Богоматерь Донская. XIV век. Богоматерь Владимирская. XII век. Богоматерь Толгская. XIII век.
«Одигитрия» ( с греч. «Путеводительница») – Младенец сидит на одной руке Богоматери, а Она другой рукой указывает на Христа. Он в свою очередь благословляет Мать одной рукой, а в другой держит свиток ( книгу, скипетр, державу ). – Этот сюжет символически раскрывает тему пути человеческой души к спасению.
«Одигитрия» Богоматерь Тихвинская Дионисий. Богоматерь Одигитрия. XV век. Богоматерь Одигитрия Смоленская. XVI в.
- «Знамение» – Богородица в молитвенной позе (с поднятыми к небу руками, в полный рост или по пояс), на уровне Ее груди в медальоне (сфере) изображен Спаситель. Это означает, что младенец Христос находится во чреве Матери. Тема боговоплощения, т.е. рождение Бога во плоти.
«Знамение» Знамение. Новгородская икона. Икона Божией Матери – Нерушимая Стена. Богоматерь Ярославская Оранта Великая Панагия.ок.1218 г.
IV. Вспомните, где человек может встретиться с иконой? Музей Церковь
Надвратные иконы Красный угол в доме Поклонный крест
V. Рефлексия. Как вы думаете, для чего нужны иконы? Для молитв. «Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает рассеянные лучи в одно обжигающее пятно», - А.Кураев. - Что больше всего удивило вас на уроке? - Что запомнилось больше всего?
Домашнее задание: 1) Найти пословицы, поговорки, загадки про иконы, приметы, связанные с иконами. 2) Какие иконы называют чудотворными?
Литература: 1) Учебное пособие. Основы православной культуры. А.Кураев.- М.,Просвещение, 2010 г.; 2) Православный храм. С.Рудзиевская.- РООССА, 2010 г.; 3) Ресурсы интернета; 4) Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов; 5) Основы православной культуры.4-5 класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева, 2011 г.
Спасибо за внимание
Конструкт урока по теме «Икона» Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы православной культуры» Келеш Светлана Анатольевна учитель истории и обществознания МКОУ «Машинская СОШ» Тосненский район 2015 г.
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «икона». Задачи урока:  - образовательная –раскрыть понятие «икона», выявить отличие иконы от картины;  - развивающая – познакомить обучающихся с особым «языком» иконы; - воспитательная – создать ситуацию самостоятельного осознания обучающимися необходимости уважительного отношения к иконам, как к святыням.
Основные понятия: икона, нимб, образ, символ. Оборудование : - компьютер, проектор, экран; - иконы; - репродукции икон и картин; - презентация «Икона»; - учебник Кураев А.В. Основы православной культуры; - рабочая тетрадь «Основы православной культуры» ч.1. Автор-составитель Слепнёва Т.Н.
Ход урока: I. Актуализация внимания к теме. Чтение стихотворения И.Автамонова «Икона». -Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? -Что вы представляете, когда произносите слово «икона»?
Икона (от греческого eikon ) – образ, портрет. Это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Изначально иконой называлось изображение на доске. А потом иконой стали называть и мозаики, украшавшие храмы, и настенную роспись.
Рассказ учителя о появлении икон. Вопрос классу: Подумайте, почему иконы называют «Библией для неграмотных»? II. Создание проблемной ситуации. Посмотрите внимательно на репродукции, определите, какие из них иконы, какие картины. Как вы это определили? III.Работа с учебником. Читать статью учебника с.52-54. Записать в рабочую тетрадь что означают понятия «нимб», «лик», «свет иконы».
Словарь: Нимб ( от лат. Nimbus – облако, туча )- условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т.д., символизирующие их святость. Лик – изображение лица святого на иконе. Образ святого в православии. Свет иконы – главное действующее лицо. Нерукотворный Свет духовного мира разливается повсюду, при этом на иконе нет источника света. Свет иконы делает видимой святость. Святость – это свет Духа Святого.
Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от картины? Выводы записать вместе: - изображается Иисус Христос, Богоматерь, святые, апостолы, мученики. Нимб вокруг головы; - главное в иконе – свет; - на иконе нет беспорядка ( гармония во всем ); - нет заднего плана и горизонта ( обратная перспектива ); - используются символы; - особенные лица (лики) и глаза; - надпись на церковно-славянском языке, указывающая кто изображен (имя и чин святости).
Как вы думаете, что может быть изображено на иконе? - Спаситель; - Святая Троица; - Богоматерь; - Святые; - праздники.
Иконы Святой Троицы А. Рублев «Троица» XV век Паисий «Троица Ветхозаветная» XV век
Иконы Святой Троицы С. Ушаков «Троица» Троица. Псков.
Иконы Спасителя С.Ушаков «Спас Нерукотворный» XVII в Спас на Престоле
Иконы Спасителя Христос Вседержитель VI век А.Рублев.Христос. Звенигородский чин.
Богородичные иконы Богоматерь Боголюбская XII век «О тебе радуется». Новгород.
Богородичные иконы Богородица Державная Икона Богоматери
Иконы Святых Иоанн Предтеча. Вторая четверть XV в. Св. Ксения Петербургская
Иконы Святых А.Рублев. Апостол Павел. Св. князь Александр Невский
Иконы, посвященные праздникам Рождество Христово XIX в. Благовещение (Устюжское) втор.пол. XII века Вознесение. Сер.XV века
В России очень велико почитание Божией Матери. Типы Богородичных икон: - «Умиление» - Богоматерь склонилась ликом к Сыну, а Он обнимает Ее рукой за шею. – Таким образом символически изображают момент близкого общения души с Богом.
«Умиление» Феофан Грек. Богоматерь Донская. XIV век. Богоматерь Владимирская. XII век. Богоматерь Толгская. XIII век.
«Одигитрия» ( с греч. «Путеводительница») – Младенец сидит на одной руке Богоматери, а Она другой рукой указывает на Христа. Он в свою очередь благословляет Мать одной рукой, а в другой держит свиток ( книгу, скипетр, державу ). – Этот сюжет символически раскрывает тему пути человеческой души к спасению.
«Одигитрия» Богоматерь Тихвинская Дионисий. Богоматерь Одигитрия. XV век. Богоматерь Одигитрия Смоленская. XVI в.
- «Знамение» – Богородица в молитвенной позе (с поднятыми к небу руками, в полный рост или по пояс), на уровне Ее груди в медальоне (сфере) изображен Спаситель. Это означает, что младенец Христос находится во чреве Матери. Тема боговоплощения, т.е. рождение Бога во плоти.
«Знамение» Знамение. Новгородская икона. Икона Божией Матери – Нерушимая Стена. Богоматерь Ярославская Оранта Великая Панагия.ок.1218 г.
IV. Вспомните, где человек может встретиться с иконой? Музей Церковь
Надвратные иконы Красный угол в доме Поклонный крест
V. Рефлексия. Как вы думаете, для чего нужны иконы? Для молитв. «Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает рассеянные лучи в одно обжигающее пятно», - А.Кураев. - Что больше всего удивило вас на уроке? - Что запомнилось больше всего?
Домашнее задание: 1) Найти пословицы, поговорки, загадки про иконы, приметы, связанные с иконами. 2) Какие иконы называют чудотворными?
Литература: 1) Учебное пособие. Основы православной культуры. А.Кураев.- М.,Просвещение, 2010 г.; 2) Православный храм. С.Рудзиевская.- РООССА, 2010 г.; 3) Ресурсы интернета; 4) Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов; 5) Основы православной культуры.4-5 класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева, 2011 г.
Спасибо за внимание
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

В течение дня возможны небольшие перебои в работе. Просим понять и простить :)