В данной презентации подробно описана пед технология Коллективного способа обучения. Функции учителя при коллективной форме обучения
1.Учителю совсем не обязательно систематически излагать новую тему.
2.Каждый ученик изучает новую тему самостоятельно.
3.Учитель даёт образец: как нужно изучать тему, как спрашивать и планировать.
4.Учитель выступает в роли организатора.
Педагогические технологии
Коллективный способ
Коллективный способ
обучения
обучения
(КСО)
(КСО)
Организационная структура учебного процесса и
стадии её развития
Организационная форма
Вид общения
1.
Опосредованное
общение через
письменную речь
(один человек)
обучения
Индивидуально-
обособленная
самостоятельная
работа с
источником
Способ обучения
Индивидуально -
самостоятельный
Индивидуальный
способ обучения (ИСО)
– до XVI-XVIIв. включает
две формы: парную и
индивидуальную
Групповой способ
обучения (ГСО)-XVII-
XXвв. включает три
формы: групповую,
парную и
индивидуальную
Коллективный способ
обучения (КСО)
включает все четыре
формы: коллективную,
групповую, парную и
2. Общение в
паре (два
человека)
Индивидуально
-парная (один учит
другого)
3. Групповое
общение (три и
более человека)
Групповая ( один
одновременно учит
многих)
4. Общение в
парах сменного
состава
Коллективная (каждый
учит каждого)
Коллективным способом обучения (КСО) является
такая его организация, при которой обучение
осуществляется путём общения в динамических парах,
когда каждый учит каждого.
ПРИНЦИПЫ КСО
1. Завершённость, или ориентация на высшие
конечные результаты
2. Непрерывная и безотлагательная передача
полученных знаний друг другу
3. Сотрудничество и взаимопомощь между учениками
4. Разнообразие тем и заданий
5. Разноуровневость (разновозрастность)
участников педагогического процесса
6. Обучение по способностям индивида
1.Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты2. Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу3. Сотрудничество и взаимопомощь между учениками4. Разнообразие тем и заданий 5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса6. Обучение по способностям индивида
Особенности методики КСО в сравнении с
ГСО
Групповой СО
Коллективный СО
организационные
Чёткость, упорядоченность
Говорит один
Общение учащихся отсутствует Все общаются
Молчание
Рабочий шум
Смена
Постоянное рабочее место
Отсутствует
Говорят все
дидактические
Обучают ученики
Обучает педагог
Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы
Полная самостоятельность
Мало самостоятельности
Сотрудничество отсутствует
Сотрудничество основа
обучения
Максимально приближены
Усвоение и применение
разнесены
ГСО
КСО
развивающие
Ученик – объект
Уравниловка, усреднение
способностей детей
Систематический характер
обучения
Не учатся выступать
Не умеют объяснять
Ученик – субъект+объект
В соответствии с
индивидуальными
особенностями
Спонтанный характер
Учатся выступать, рассуждают,
доказывают
Развитие педагогических
способностей
воспитательные
Каждый работает на себя
Отношения неколлективистские Отношения ответственной
На себя и на других
зависимости: коллективистские
Высвобождение
учителя от значительной
фронтальной работы с
классом и увеличение
доли
времени на
индивидуальную
помощь
Привычная
функция учителя-
рассказчика и
носителя знаний
консультационной
и организационной
основного
заменяется
функцией
Различные методики КСО
Поабзацная
проработка
текста
Обратная
методика
Обмен
заданиями
Мурманская
методика
и другие
Поабзацная
проработка
текста
Методика А.Г. Ривина
Методика А.Г. Ривина
Разработана для изучения деловых
статей или научных текстов в парах
Одновременно в классе изучается много разных тем.
Практически каждый школьник имеет свою отдельную
тему, которую он прорабатывает по очереди с разными
товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя
( ученика), то в роли рассказчика ( учителя).
Оптимальное количество тем в группе – девять –
одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников,
то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по
одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 –
20 рассказов, которые распределяются между детьми.
Объём статей для изучения не должен быть
слишком маленьким ( не меньше одной
страницы);
С самого начала перед учеником ставится
цель: овладеть материалом данной статьи так,
чтобы уметь её рассказать, ответить на все
вопросы;
Работа организуется так, чтобы весь учебный
материал был последовательно проработан
сначала в позиции ученика, затем в позиции
учителя ( схема представлена на следующем
слайде);
Домашних заданий в технологии КСО нет.
Технологическая схема КСО
Определение
целей
деятельности
Инструктаж
(установление
правил
деятельности)
Распределение
функций,
формирование
групп, пар
Работа в динамических парах
текущий
контроль
индивидуальная
помощь
Подведение
итогов
(тематические
зачёты)
Технологическая схема КСО
Методика А.Г. Ривина
Обратная
методика
Учащиеся находят и прорабатывают
различные литературные источники по теме
или сами составляют тексты
Методика М.А. Мкртчян
Обмен
заданиями
Работа начинается с
ввода так называемого «
запуска» раздела;
Учитель работает индивидуально с каждым по
очереди, объясняет, как решается задача «А» того
задания, которое должен выполнить ученик. Даёт
теоретическую консультацию, записывает решение
задачи прямо в тетрадь ученика;
Задачу «Б» своего задания ученики решают
самостоятельно, а правильность решения
проверяют у учителя. После проверки ученику
ставится в таблице учёта «+»;
Раздел считается введённым в работу
( запущенным в технологический процесс), если
каждое его задание выполнено хотя бы одним
учеником.
На карточках или в тетради даются по два
однотипных задания (упражнения, задачи
или вопросы). Каждое задание имеет свой
№. Удобно нумеровать буквами и цифрами:
ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов,
цифры для номеров задания в данном
разделе;
Сначала организуются несколько групп по 5 – 7
ребят в каждой. В классе может действовать
одновременно пять – шесть групп и все по разным
темам;
На «запуск» урока можно пригласить своих
«свободных» коллег или учеников старших классов (это
норма при КСО)
Мурманская
методика
В данной методике взаимообмена
заданиями, взаимопередачи тем
теоретический материал и упражнения
распределяются по карточкам, которые
выдаются учащимся с заданием освоить
(повторить) в самостоятельной работе
(приём «самозапуска»).;
Затем каждый выбирает партнёра, и происходит
взаимообучение, выполнение упражнения на
закрепление, обмен карточками, поиск нового
партнёра;
При этом ведётся экран учёта работы учащихся,
применяются маршрутные карты, различные формы
контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль
учителя.
Разновидности итогового контроля
« Зачёт – вертушка»
Зачёт по
Зачёт по
«вертикали»
несколько
учащихся
принимают зачёт
по определённой
карточке у всех в
данном классе
Зачёт принимают
учителя,
пришедшие на
коллективное
занятие в эту
школу (заседание
МО)
«горизонтали»
принимает зачёт
один
параллельный
класс у другого в
парах
Зачёт принимает
учитель и
ассистенты –
учащиеся того же
класса
проводится в группах
переменного состава,
где в роли экспертов –
координаторов могут
быть учащиеся,
учителя, учителя других
школ
Тестирование
машинное и
безмашинное
Функции учителя при
коллективной форме
обучения
1.Учителю совсем не обязательно систематически
излагать новую тему.
2.Каждый ученик изучает новую тему
самостоятельно.
3.Учитель даёт образец: как нужно изучать тему, как
спрашивать и планировать.
4.Учитель выступает в роли организатора.
Функции учителя при коллективной форме обучения