Презентация по педагогике "Педагогическое мастерство андрогога"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Педагогическое мастерство андрогога" является средством визуального сопровождения интегрированной лекции по педагогике, психологии и андрогогике для преподавателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников со средним медицинским образованием, посвященной педагогическому мастерству и средствам самодиагностики и самосовершенствования педагога и педагога-андрогога, в частности.
Иконка файла материала Педагогическое мастерство андрогога.pptx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» Педагогическое мастерство андрагога Мастерство – это то, чего можно добиться,  и как могут быть известны мастер­токарь, прекрасный мастер­врач, так должен и может быть прекрасным мастером  педагог… А.С. Макаренко 04.03.2019 Горбатова Е.В. 1 Педагогическое мастерствоандрагога
­ профессиональных  способностей педагога 04.03.2019 Горбатова Е.В. 2
Профессиональные способности педагога  Дидактические ­ отбор содержания и методов обучения, доступное изложение учебного                                                     материала;  Коммуникативные ­ целесообразное общение, контакт с учащимися;  Перцептивные ­ наблюдательность по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее                                                        состояние, понимание возрастных и индивидуальных способностей учащихся;  Эмоциональные  ­ позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;  Экспрессивные  ­ позволяют найти наилучшую эмоционально­выразительную форму                                        изложения;  Организаторские  ­ обеспечивают порядок и дисциплину в аудитории;  Суггестивные ­ способность к внушению, эмоционально­волевому влиянию на  учащихся;  Прогностические ­  способность намечать перспективы;   Креативность и импровизация, способность к творчеству;   Интуиция ­  способность предвидеть;  Эмпатия ­ способность к сопереживанию;  Научно­познавательные или академические ­ связанны с усвоением новых знаний,                         приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать,                  систематически изучать литературу и передовой педагогический  опыт  3 04.03.2019 Горбатова Е.В.
04.03.2019 Горбатова Е.В. 4
Пути формирования педагогического мастерства Мифы об «идеальном образе» учителя (Томас Гордон) •Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении.    Он всегда сдержан и никогда не проявляет сильных эмоций, он может и  должен скрывать свои настоящие эмоции от учащихся. •Хороший учитель не имеет предубеждений или личных пристрастий,  у него нет «любимчиков». •Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую обстановку в  классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия. •Хороший учитель всегда хорош, он никогда ничего не забывает, не  оборачивается к учащимся то плохой, то хорошей стороной, не   ошибается. •Хороший учитель может ответить на любой вопрос. •Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают   «единым фронтом» по отношению к учащимся. Горбатова Е.В. 04.03.2019 5
Этапы формирования  педагогического мастерства: Формирование идеала  профессиональной деятельности Овладение педагогической техникой (умение в  процессе учебно­воспитательной работы  управлять собой, учениками, сотрудничать) Профессиональное самовоспитание,  саморазвитие 04.03.2019 Горбатова Е.В. 6 Этапы формирования педагогического мастерства:
Профессиональные  характеристики педагога Педагогическое новаторство  Педагогическое творчество  Педагогическое мастерство  04.03.2019 Педагогическая умелость  Горбатова Е.В. 7 Профессиональные характеристики педагогаПедагогическая умелость Педагогическое мастерство Педагогическое творчество Педагогическое новаторство
Профессиональные  характеристики педагога Педагогическая умелость – достаточная теоретическая и  практическая подготовка преподавателя (освоены способы подготовки к  учебным занятиям, определения структуры, содержания и методики проведения  отдельных этапов учебного занятия, имеется навык использования приемов  создания проблемных ситуаций, умение поддерживать внимание, дисциплину  учащихся на занятиях и т.д.) Педагогическое мастерство ­ высокий уровень овладения  педагогической деятельностью (комплекс специальных знаний, умений и  навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу  эффективно управлять учебно­познавательной деятельностью учащихся и  осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие) Педагогическое творчество  ­ внесение в учебно­ воспитательный процесс тех или иных инноваций, рационализация приемов и  методов обучения и воспитания без какой­либо ломки педагогической системы. Педагогическое новаторство ­  внесение и осуществление  новых, прогрессивных принципов, идей, приемов, значительное изменение и  повышение качества процесса обучения и воспитания. 04.03.2019 Горбатова Е.В. 8
Профессиональная  компетентность андрагога профессиональная мастерство профессионализация профессиональная адаптация профессиональная подготовка 04.03.2019 оптация Горбатова Е.В. 9 Профессиональная компетентность андрагогаоптация профессиональная подготовкапрофессиональная адаптация профессиональная мастерствопрофессионализация
Самообразование и самовоспитание  как фактор совершенствования  профессионального мастерства "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С. Выготский) Самовоспитание, саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку Горбатова Е.В. 04.03.2019 10
Знание этих качеств позволяет с учетом собственной  работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности  построить программу саморазвития и сформулировать личностно –  значимые цели саморазвития.  Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных  действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения  в саморазвитии.  Для  реализации  программы  саморазвития  используются  специфические методы:  самоубеждение,  самопринуждение,  самовнушение, самоприказ,  самоободрение,  аутогенная тренировка.  04.03.2019 Горбатова Е.В. 11        Знание этих качеств позволяет с учетом собственной работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности построить программу саморазвития и сформулировать личностно – значимые цели саморазвития. Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Для реализации программы саморазвития используются специфические методы: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение,самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка.
Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными рациональными аргументами: выбирает притягательную для себя цель и пути ее реализации, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущий успех и его положительный последствия . Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в возможности 12 04.03.2019 справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением Горбатова Е.В. Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными рациональными аргументами: выбирает притягательную для себя цель и пути ее реализации, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущий успех и его положительный последствия . Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением
Самоприказ - это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в значимой для человека экстремальной или просто сложной ситуации. Чаще всего это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе,помогающее сдерживать проявление собственных эмоций. Например: «Разговаривать спокойно!», Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских «Не поддаваться на провокацию!». лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их. Самоободрение  ­ способность «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в  аналогичном положении. Прошлые успехи напоминают человеку о его возможностях,  о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют  уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо не бороться со своими недостатками,  а изменять свое отношение к ним (например, относиться к длинному                                  носу, оттопыренным ушам, низкому росту с юмором).  «У меня самые красивые уши в мире», улыбаясь,  говорил Сократ. «Назначение ушей воспринимать звуки.  Моя огромная ушная раковина позволяет  делать это наиболее эффективно».  Горбатова Е.В. 04.03.2019 13 Самоприказ - это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в значимой для человека экстремальной или просто сложной ситуации. Самоободрение  ­ способность «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи напоминают человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо не бороться со своими недостатками, а изменять свое отношение к ним (например, относиться к длинному                                 носу, оттопыренным ушам, низкому росту с юмором). «У меня самые красивые уши в мире», улыбаясь, говорил Сократ. «Назначение ушей воспринимать звуки. Моя огромная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно».
Самопринуждение и самокорректировка - умение контролировать свои действия и поступки. Самокорректировка дает возможность держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу. Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков. Самое трудное, по его мнению, — подчинить контролю движение собственной мысли. Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности. 04.03.2019 Горбатова Е.В. 14 Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности. Самопринуждение и самокорректировка - умение контролировать свои действия и поступки. Самокорректировка дает возможность держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу. Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков. Самое трудное, по его мнению, — подчинить контролю движение собственной мысли.
Спасибо за внимание! 04.03.2019 Горбатова Е.В. 15