Публикация является частью публикации:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 81» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ
№_____от "____"________201__г. «Детский сад№81»
___________ Суфьянова Л.Б.
Приказ №___от"____"_____201__г.
Программа
группы выходного дня для детей
дошкольного возраста «ЗАБАВУШКА»
Составлена на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г. № 2/15)
Срок реализации программы: год
Авторы:
Суфьянова Лилия Борисовна,
заведующий МАДОУ «Детский сад № 81»
Францева Светлана Владимировна,
старший воспитатель
2017г.
Содержание
1 Пояснительная записка.....................................................................................стр. 3
2 Планируемые результаты освоения программы.............................................стр.8
3 Учебно-тематический план…………………………………………………..стр.8
4 Комплексно-тематическое планирование содержания организованной
деятельности детей……………………………………………………...…….стр.10
5 Система работы с родителями......................................................................стр. 16
6 Система мониторинга.....................................................................................стр.17
7 Целевые ориентиры на этапе завершения программы............................... стр.19
8 Учебно-методическое сопровождение ........................................................стр. 20
9 Список литературы.........................................................................................стр.22
10 Приложения ...................................................................................................стр.24
1.Пояснительная записка
В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, нормы взаимоотношений людей, приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям. По разным причинам не каждый ребенок дошкольного возраста готов на длительное время расстаться с мамой. Да и выходные дни, далеко не у всех выпадают на субботу. А бывают такие ситуации, когда маме надо отдохнуть или отправится куда-нибудь по своим важным делам. Ребенку в это время лучше поиграть со сверстниками под присмотром опытного воспитателя, это будет полезно и интересно.
Порой не во всех дошкольных учреждениях имеются дополнительные площади для организации групп кратковременного пребывания. Эта проблема может быть решена открытием на базе дошкольного учреждения группы выходного дня как одной из форм группы кратковременного пребывания.
Методическая сложность педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня состоит в том, что специалистам дошкольных учреждений приходится учитывать не только особый режим пребывания ребёнка в ДОУ, специфику взаимодействия с родителями, но и ориентироваться на Федеральные государственные стандарты дошкольного образования к единой общеобразовательной программе дошкольного образования.
Таким образом, актуальность настоящей программы возникает из противоречий между:
- социальным заказом общества на развитие социально-активной личности ребёнка дошкольного возраста, способной к преобразованию окружающего мира;
- необходимостью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном развитии детей в условиях их кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения данного процесса;
- стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить качественное взаимодействие с родителями в условиях группы выходного дня и отсутствием разработанных методических рекомендаций по педагогическому сопровождению социального развития ребенка.
Процесс педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня в дошкольном образовательном учреждении для детей от 3 до 7 лет, может быть эффективным при следующей организации образовательного процесса:
1. В основу педагогического сопровождения социального развития детей положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.
2. В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:
- обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера, обеспечивающих вхождение ребёнка в социум;
- субъект-субъектное взаимодействие в триаде “ребёнок-родитель-педагог”, направленное на формирование социального опыта ребёнка;
- профессиональная готовность педагога к работе с детьми в группе выходного дня в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с этим организация на базе МАДОУ группы выходного дня для детей от 3 до 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение, призвана обеспечить запросы родителей, предоставить необходимую развивающую практику и позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Основная цель работы группы выходного дня:
-организация помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей,
установление сотрудничества ребенка с педагогом, детьми, формирование детского сообщества.
Задачи работы группы выходного дня:
- для детей:
-развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;
-укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
- для родителей:
-формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
-способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Руководство работой в группе выходного дня осуществляет:
1.Заведующий МАДОУ
Работу в группе выходного дня осуществляют:
1. Воспитатель
2. Старший воспитатель
Для работы созданы необходимые условия:
1. Групповая комната
2. Участок детского сада
Особое внимание уделяется использованию дидактических игр для познавательного развития дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а применение наглядного материала позволяет не только разнообразить деятельность, но и сделать ее привлекательной для детей.
Для активного познания дошкольниками окружающего мира и формирования умения творчески отражать свои впечатления, проводится совместная деятельность по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду. Продуктивные виды деятельности подобраны с учетом разновозрастного состава группы и индивидуальных особенностей ребенка.
Организация предметно-развивающей среды в группе выходного дня
Предметно-развивающая среда группы выходного дня строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:
-возрастные особенности развития детей;
-уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
-индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
-динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
-использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
Источники развития ребенка
В качестве источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные виды взаимодействия с ребенком. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
Основной формой деятельности ребенка в группе является свободная деятельность. В результате правильной организации свободной деятельности ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
Формы работы включают в себя:
-Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий.
-Наблюдения под руководством взрослого.
-Развивающие игры (В.Воскобовича, Дьенеша, Н.Никитина, с палочками Кюизинера).
-Решение проблемных ситуаций.
-Решение головоломок.
-Конструирование из различных материалов.
-Просмотр видеоматериалов.
-Изготовление игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
-Дидактические игры.
-Ситуативные разговоры с детьми.
-Чтение книг, энциклопедий.
-Беседы.
-Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, игры-имитации, хороводные, элементарные режиссерские, игры-экспериментирования с различными материалами.
-Экспериментирование, конструирование, моделирование и т.д.
Организация режима пребывания детей в группе выходного дня
Режим пребывания составлен с учётом возрастных особенностей детей группы. Приём детей осуществляется с 10.00 утра, в режиме прописана деятельность детей, количество и продолжительность которой соответствует возрастным нормам.
Режим работы группы: по выходным, праздничным дням с 10.00 до 14.00 без питания.
Особое место отводится проведению группового общения, которое направлено на сплочение группы вокруг актуальных и важных для детей жизненных содержаний и дают возможность расширить сферу коммуникативной практики детей.
Режим группы выходного дня
10.00-10.40 Встреча детей «Мы вам рады!». Групповое общение.
10.40-11.00 Совместная деятельность педагога и детей
11.00-11.30 Групповое общение Взаимодействие с родителями.
11.35-10.55 Свободная игровая деятельность детей.
12.00-12.20 Питьевой режим. Индивидуальная работа с детьми..
12.20-12.40 Свободная игровая деятельность детей. Взаимодействие с родителями.
12.40-13.00 Совместная деятельность педагога и детей.
13.00-13.30 Свободная игровая деятельность детей. Взаимодействие с родителями.
13.30-14.00 Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями. Уход домой
Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учетом нормативно – правовых документов регламентирующих жизнедеятельность детей дошкольного возраста.
Пребывание дошкольников в группе строится в соответствии с установленным распорядком дня
Воспитательно-образовательный процесс в группе выходного дня строится с использованием продуктивных технологий и ведется в двух направлениях: с детьми и родителями.
Общие принципы организации воспитательно- образовательного процесса
1. Воспитательно - образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
2. Взрослый привлекает детей без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием в деятельности. .
3. В воспитательно-образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
- организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
- гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности;
- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми.
Кроме того, воспитательно-образовательный процесс в группе выходного дня включает две основные составляющие:
1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми (“партнерский” блок):
- игровая деятельность;
- изобразительная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- коммуникативный тренинг;
- математика;
- музыка;
- физическая культура;
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору).
«Партнерский» блок включает следующие формы совместной деятельности взрослого с детьми:
- игровая;
- продуктивная;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы.
Особенность совместной деятельности заключается в следующих моментах:
1) Открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты.
2) Для работы с детьми воспитателю не задаются конкретные темы для “проработки” с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности через:
- варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования),
- репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора,
- общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности,
- возможные способы и формы игровой деятельности.
Ожидаемые результаты
-Формирование и регулирование новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителями;
-Расширение перечня дополнительных образовательных услуг;
-Создание условий для социализации личности ребенка;
-Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг.
2.Планируемые результаты освоения программы
Посещая группу выходного дня у детей будет:
- развиваться воображение и фантазия;
- формироваться положительные качества в общении со сверстниками;
способности к волевым усилиям, произвольной регуляции деятельности и коммуникативные навыки у ребёнка;
- улучшится эмоциональное состояние детей;
- создастся открытая система взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (родитель-ребенок-педагог).
3.Учебно-тематический план
Недели месяца |
Название темы |
Количество часов |
Сентябрь Здравствуй, детский сад |
||
1 неделя – |
«Здравствуйте» |
1 |
2 неделя |
« Игрушки в нашей группе» |
1 |
3 неделя |
«Здравствуй осень, в гости просим». |
1 |
4 неделя |
«Что нам осень принесла?» |
1 |
Октябрь Я и мои друзья |
||
1 неделя |
«Любимое имя» |
1 |
2 неделя |
« Я-ты- мы» |
1 |
3 неделя |
« Волшебные слова» |
1 |
4 неделя |
« Подружись» |
1 |
Ноябрь Мой дом – мой город |
||
1 неделя |
«Мой папа и моя мама» |
1 |
2 неделя |
«Я гуляю с мамой и папой» |
1 |
3 неделя |
«Кто – кто в теремочке живет?» |
1 |
4 неделя |
«Большая семья» |
1 |
Декабрь Скоро Новый год! |
||
1 неделя |
«Зимняя песенка» |
1 |
2 неделя |
« Первый снег» |
1 |
3 неделя |
« Кого можно встретить в зимнем лесу?» |
1 |
4 неделя |
« Подарки под елочку» |
1 |
Январь Веселая зима |
||
1 неделя |
«Сказка под Рождество» |
1 |
2 неделя |
«Как мы помогаем птицам, зверям зимой» |
1 |
3 неделя |
«Почему дети любят зиму?» |
1 |
4 неделя |
« Где гуляла зима и что она нам принесла?» |
1 |
Февраль Моя семья и я сам |
||
1 неделя |
«Домашние питомцы» |
1 |
2 неделя |
«Мы заботимся о тех кто с нами рядом живет» |
1 |
3 неделя |
«Новоселье в семье» |
1 |
4 неделя |
« Папин праздник» |
1 |
Март Пришла весна |
||
1 неделя |
«Мамы всякие нужны мамы всякие важны» |
1 |
2 неделя
|
«Жаворонки прилетите весну красную принесите». |
1 |
3 неделя |
«Приглашение солнца в весенний лес» |
1 |
4 неделя |
« Лесной дом- кто в нем живет?» |
1 |
Апрель О чем рассказывает весеннее солнышко |
||
1 неделя |
«Солнечные лучики» |
1 |
2 неделя |
«Мы хотим на ракете полететь к солнышку» |
1 |
3 неделя |
«Кто и как поет весеннюю песенку» |
1 |
4 неделя |
«Разноцветный весенний дождь в цветочной стране» |
1 |
Май Весенние чудеса |
||
1 неделя |
«Мы на праздник идем». |
1 |
2 неделя |
«Радуются наши друзья , что весна пришла» |
1 |
3 неделя |
«Весеннее путешествие в голубом вагоне» |
1 |
4 неделя |
«Скоро, скоро праздник лета» |
1 |
Июнь Островок Неболейка |
||
1 неделя |
Сохрани свое здоровье сам |
1 |
2 неделя |
Витамины и здоровье |
1 |
3 неделя |
Закаливание организма |
1 |
4 неделя |
Спорт – это здоровье |
1 |
Июль Найдем доброго волшебника |
||
1 неделя |
Добрые волшебники |
1 |
2 неделя |
Волшебные превращения |
1 |
3 неделя |
Мы - фокусники |
1 |
4 неделя |
Найдем доброго волшебника |
1 |
Август Путешествие в страну Хохотундию |
||
1 неделя |
День смеха |
1 |
2 неделя |
Смех да веселье |
1 |
3 неделя |
Веселая юморина |
1 |
4 неделя |
Праздник смеха и шуток |
1 |
4. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной
деятельности детей
Недели месяца |
Название темы |
Дидактическая задача |
Сентябрь Здравствуй, детский сад |
||
1 неделя – |
«Здравствуйте» |
Способствовать развитию социальной активности детей в освоении пространства группы и групповых помещений, воспитывая бережное отношение к предметам и игрушкам, находящимся в группе. |
2 неделя
|
« Игрушки в нашей группе» |
Развивать коммуникативную функцию речи, вызывая детей на разговор, общение. Формировать интерес к игрушкам, развивая сенсорные способности ее обследования, действия с ней. |
3 неделя |
«Здравствуй осень, в гости просим». |
Вызвать интерес к осеннему периоду времени года, познакомить детей с осенними явлениями в природе, уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека, развивать эмоциональную отзывчивость детей. |
4 неделя
|
«Что нам осень принесла?» |
Знакомить детей с изменениями в окружающей природе, обитателями леса. Подвести детей к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы. |
Октябрь Я и мои друзья |
||
1 неделя |
«Любимое имя» |
Развивать социальную компетентность, развивая способность узнать имена детей в группе, называя ласково, обращаясь к ним по-доброму. Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории «Имя» |
2 неделя
|
« Я-ты- мы»
|
Развивать чувство само ценности каждого ребенка Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре Формировать отношение ребенка к себе: развивать и укреплять уверенность, активность, инициативность |
3 неделя
|
« Волшебные слова»
|
Обогащать представления детей о разнообразных эмоциях, настроениях людей. Предлагая определить эмоциональные состояния, развивать социальную компетентность, предлагая детям проявить доброжелательность, участие. |
4 неделя
|
« Подружись»
|
Формировать способность вступать в ролевое общение с партнером по игре Развивать умение выражать благодарность людям, животным и т.д. Развивать способность сочувствовать, сопереживать, сострадать |
Ноябрь Мой дом – мой |
||
город 1 неделя
|
«Мой папа и моя мама»
|
Формировать начальные представления о семье, образе Я. Продолжать формировать интерес желание рассказать о себе, о своих интересах, о своей семье, друзьях. развивать представления о традициях семьи, о радостной встрече дня рождения. |
2 неделя
|
«Я гуляю с мамой и папой»
|
Вызвать желание участвовать в диалоге, правильно поддерживать беседу, прививать навыки речевого этикета. расширять представления детей о родном городе. |
3 неделя
|
«Кто – кто в теремочке живет?» |
Продолжать формировать познавательный интерес к изделиям народного творчества, вызывая эмоциональный интерес к игровым действиям с ними. Побуждать детей к стремлению принести радость окружающим от сделанного своими руками. Обогащать представления детей об окружающей действительности, а также о тех кто рядом живет- дикие животные. |
4 неделя
|
«Большая семья» |
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. |
Декабрь Скоро Новый год |
||
год! 1 неделя
|
«Зимняя песенка» |
Развивать навыки общения, воспитание доброго отношения к сверстникам, развивать желание помогать товарищам, быть внимательными друг к другу. Воспитывать эмоциональность. Расширять представления о временах года, активизируя речь детей. |
2 неделя
|
« Первый снег» |
Активизировать речь детей, используя образные выражения, сравнения( снежинки – легкие пушинки, белый снег словно мел). Обогащать речь детей, помогая им отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций, составлять рассказ вместе с воспитателем; развивать представления о новогоднем празднике, о традициях семьи, о радостной встрече Нового года. |
3 неделя
|
« Кого можно встретить в зимнем лесу?» |
Предлагать высказать свои впечатления о наступлении зимы, о наблюдениях за птицами: воробьями, голубями. Развивать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помочь птицам в зимний период. Развивать познавательно – речевые способности, обращая внимание на природные изменения (снег, сугробы, снежинки). |
4 неделя
|
« Подарки под елочку» |
Обогатить представления о подготовке к празднику, испечь праздничный пирог, накрыть на стол. Закрепить представления о новогодних подарках, правилах безопасности в быту. Рассказать детям о том, что стихи бывают шуточные, прочитать стихи, развивая рефлексивные чувства на их содержание. |
Январь Веселая зима |
||
1 неделя
|
«Сказка под Рождество»
|
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками. |
2 неделя
|
«Как мы помогаем птицам, зверям зимой»
|
Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие. Формировать у детей первые связные представления о зиме; следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы. Закреплять умение различать и называть таких животных, как заяц, медведь , лиса, белка; формировать способность выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост; медведь зимой спит в берлоге ; белочка любит шишки и орешки); стимулировать добрые чувства по отношению к ним, ласковому отношению к животным |
3 неделя
|
«Почему дети любят зиму?» |
Обогащать представления детей о зимних развлечениях. |
4 неделя
|
« Где гуляла зима и что она нам принесла?» |
Систематизировать знания детей о зимних явлениях |
Февраль Моя семья и я сам |
||
1 неделя
|
«Домашние питомцы» |
Обогащать представления детей о домашних животных – кошках. Развивать представления о том, что у кошки есть маленькие котята, кошка о них заботиться, кошка любит играть, пить молоко, ловить мышей. Способствовать развитию интереса к получаемой информации, активизируя речь. Закреплять умение детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных; обобщающее понятие «Дикие животные». Воспитывать бережное отношение к животным. |
2 неделя
|
«Мы заботимся о тех кто с нами рядом живет»
|
Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Побуждать к проявлению сочувствия и внимания. |
3 неделя
|
«Новоселье в семье»
|
Углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких |
4 неделя
|
« Папин праздник»
|
Формировать представление об армии, приобщение дошкольников к русской праздничной культуре. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. |
Март Пришла весна |
||
1 неделя
|
«Мамы всякие нужны мамы всякие важны»
|
Познакомить с государственным праздником – 8 марта. Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать помогать. Познакомить с профессиями женщин, опираясь на личностный опыт детей. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к мамам, бабушкам, желание заботиться о них, защищать, помогать им. |
2 неделя
|
«Жаворонки прилетите весну красную принесите».
|
Познакомить с народными традициями – встрече весны, обращая внимание на изменения в природе, побуждать к эмоциональной отзывчивости, Осваивать способы сопереживания во взаимоотношениях |
3 неделя
|
«Приглашение солнца в весенний лес»
|
Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Знакомить с элементами русского народного быта. Обобщение и закрепление знаний о весеннем периоде, развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, использовать предметы-заместители, учить переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, показов и т. д. |
4 неделя
|
« Лесной дом- кто в нем живет?» |
Расширить представление детей о лесе, как общем большом доме для растений, птиц, зверей и насекомых. Закрепить знания о хвойных, лиственных и смешанных лесах. Ввести понятие «этажность леса». Расширять лексикон детей за счет слов: глобус, крона, хвойные и лиственные леса. |
Апрель О чем рассказывает весеннее солнышко |
||
1 неделя
|
«Солнечные лучики»
|
Вызвать интерес к природным явлениям, отражая в речи слова характеризующие весеннее время года. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе. |
2 неделя
|
«Мы хотим на ракете полететь к солнышку»
|
Обогащать представления детей об окружающей действительности- о космонавтах – первых людях полетевших в космос. |
3 неделя
|
«Кто и как поет весеннюю песенку»
|
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; знакомить с новым видом инсценировки знакомой сказки; побуждать детей к самостоятельному инсценированию с использованием полумасок; развивать память и речь детей. |
4 неделя
|
«Разноцветный весенний дождь в цветочной стране» |
Познакомить с правилами поведения в природе( не шуметь, не ломать птичьи гнезда, не ломать ветки деревьев). Формировать умения, связанные с художественно-образным отображением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности. |
Май Весенние чудеса |
||
1 неделя |
«Мы на праздник идем». |
Обогащать представления детей о всенародных майских праздниках. |
2 неделя
|
«Радуются наши друзья , что весна пришла»
|
Формировать чувство сопричастности.закреплять знания и представления о животных и их детёнышах; различать диких и домашних животных; воспитывать любовь и уважение к ним. |
3 неделя
|
«Весеннее путешествие в голубом вагоне»
|
Закреплять представления о временах года, о признаках весны; закреплять знания о деревьях, о домашних и диких животных, названия весенних цветов |
4 неделя
|
«Скоро, скоро праздник лета» |
Обобщить, систематизировать знания детей о времени года — лето; назвать характерные признаки |
Июнь Островок Неболейка |
||
1 неделя |
Сохрани свое здоровье сам |
Знать несложные приемы оздоровления, уметь оказывать элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. |
2 неделя |
Витамины и здоровье |
Углубить знания детей о пользе продуктов питания: наличие витаминов А,В, С, Д, Е. Расширить элементарные представления о пользе витаминов , их влиянии на детский организм. |
3 неделя |
Закаливание организма |
Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням |
4 неделя |
Спорт – это здоровье
|
Закрепить знания детей о различных видах спорта, умение пантомимой изображать знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом. |
Июль Найдем доброго волшебника |
||
1 неделя |
Добрые волшебники |
Развивать у ребенка стремление проявлять добрые чувства; формировать навыки чуткого и бережного отношения к другим |
2 неделя |
Волшебные превращения |
Снять эмоциональное напряжение и создать условия для гармонизации психического состояния детей, повышение их активности и самостоятельности. |
3 неделя |
Мы - фокусники |
Развивать познавательную активность детей в процессе проведения элементарных фокусов. |
4 неделя |
Найдем доброго волшебника |
Формировать у детей этические представления, знания о категориях добра и зла; развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения. |
Август Путешествие в страну Хохотундию |
||
1 неделя |
День смеха |
Развитие позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе. |
2 неделя |
Смех да веселье |
Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности дальнейшего сотрудничества детей, педагога и родителей группы. |
3 неделя |
Веселая юморина |
Формирование коммуникативных навыков, чувства такта и уместности шутки и смеха |
4 неделя |
Праздник смеха и шуток |
Развивать умение играть и действовать в коллективе, эмоционально, воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства. Воспитывать чувство уважения. |
5. Система работы с родителями
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательную программу дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей(законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.
В рамках данной программы с родителями проводятся следующие формы работы:
-совместные праздники и развлечения;
-совместные выставки творческих работ;
-тематические, индивидуальные консультации, беседы;
-проведение родительских собраний;
-анкетирование;
-тренинги
Группа выходного поможет дошкольникам раскрыться, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сформирует позитивный опыт общения.
6. Система мониторинга
Для мониторинга качества функционирования группы выходного дня были определены следующие критерии оценки результативности:
1.Поведение ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым (родители, педагоги).
2.Развитие предметной деятельности и игры.
3.Эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.
Критериально-диагностический инструментарий развития детей в группе выходного дня
Критерии |
Параметры |
Методы диагностики |
|||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||
Поведение ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым (родители, педагоги) |
1.Использование экспрессивно-мимических средств в общении со взрослым 2.Ориентация на оценку взрослого. 3.Эмоциональная вовлеченность в деятельность со взрослым. |
1.Использование экспрессивно-мимических средств в общении со взрослым 2.Ориентация на оценку взрослого. 3.Эмоциональная вовлеченность в деятельность со взрослым. |
1.Использование экспрессивно-мимических средств в общении со взрослым 2.Ориентация на оценку взрослого. 3.Эмоциональная вовлеченность в деятельность со взрослым. |
1.Использование экспрессивно-мимических средств в общении со взрослым 2.Ориентация на оценку взрослого. 3.Эмоциональная вовлеченность в деятельность со взрослым. |
Мониторинг в детском саду (Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобенридзе и др.) Опросные методы (анкетирование родителей, педагогов, беседа);наблюдение |
Развитие предметной деятельности и игры |
1.Виды действий с предметами 2.Познавательная активность 3.Включенность предметных действий в общение со взрослым 4.Целенаправленность в предметной деятельности |
1.Виды действий с предметами 2.Познавательная активность 3.Включенность предметных действий в общение со взрослым 4.Целенаправленность в предметной деятельности |
1.Виды действий с предметами 2.Познавательная активность 3.Включенность предметных действий в общение со взрослым 4.Целенаправленность в предметной деятельности |
1.Виды действий с предметами 2.Познавательная активность 3.Включенность предметных действий в общение со взрослым 4.Целенаправленность в предметной деятельности |
Мониторинг в детском саду (Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобенридзе и др.) Наблюдение |
Эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками |
1.Интерес к сверстнику 2.Инициативность 3.Просоциальные действия 4.Средства общения
|
1.Интерес к сверстнику 2.Инициативность 3.Просоциальные действия 4.Средства общения
|
1.Интерес к сверстнику 2.Инициативность 3.Просоциальные действия 4.Средства общения
|
1.Интерес к сверстнику 2.Инициативность 3.Просоциальные действия 4.Средства общения
|
Мониторинг в детском саду (Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобенридзе и др.) Коммуникативно-личностный опросник для педагогов и родителей ребёнка. Анкета для изучения особенностей взаимодействия ребёнка со сверстниками. |
Мониторинговые индикаторы по сути являются планируемыми результатами формирования той или иной компетенции дошкольника в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс и вводит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целенаправленного формирования возрастных психологических новообразований посредством освоения ребенком образовательных областей.
Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые результаты формирования определенной компетенции отражают перспективные линии развития ребенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, которые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 7 годам.
Периодичность мониторинга один раз в год.
7. Целевые ориентиры на этапе завершения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
8.Учебно-методическое
Перечень программ |
Перечень технологий и пособий |
1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», СПб.; Детство-ПРЕСС,2014 2. Гасанова Р.Х. Земля отцов.-Уфа, БИРО, 2004 3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.; . «Детство - Пресс».2002
|
1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область Социализация. Игра.- С-П.; Детство-Пресс, 2012 2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (все возрастные группы). – М.; ЦГЛ, 2005. 3. Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М.; ВЛАДОС, 2003. 4. Белая К.Ю., Старцева. Школа дорожных наук. -М.; Творческий центр, 2009 5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.; Просвещение, 1991. 6.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М.; Просвещение, 1992. 7.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.; ЧеРо, 2000. 8. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область Безопасность.- С-П.; Детство- Пресс, 2012 9. Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей. - М.; Просвещение, 2005 10. Лыкова И.А .Цветные ладошки. Программа и конспекты занятий. – М.; 2007. 11.Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет.-М.; АЙРИСдидактика, 2004. 12. Собинина Н. Азбука общения. – Мурманск, № 24/2001 газеты "Дошкольное образование" издательского дома "Первое сентября". 13. Сомкова О.Н.Образовательная область Коммуникация. – С-П.; Детство-Пресс, 2012 14. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; Педагогическое общество России, 2005 15.Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей. - М.; Детство-Пресс, 2008. |
9.Список литературы
1.Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2015.
2.Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011.
3.Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
4.Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
5.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2013.
6.Кривцова С.В. Патяева Е.Ю.Семья. Искуство общения с ребенком / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Учебная книга БИС, 2008.
7.Кудрявцев В.Воображение, творчество и личностный рост ребёнка / Владимир Товиевич Кудрявцев.– М. : Чистые пруды, 2010.(Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 25).
8.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
9.Организация группы выходного дня // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 3.- С.61-69.
10.Организация групп кратковременного пребывания в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. - № 2. – С.48-59
11.Уденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство. Как изменились условия и потребности жизни детей. – М.: Университетская книга, 2010.
12.Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. –М.: Смысл, 2014.
13.Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».
15.СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденными постановлением Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 (с внесенными изменениями постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41).
16.Ушинский К. Человек как предмет воспитания Т. 1 Опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. – М., 2012. – 892 с.
17.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
18.Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.
19.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Владос, 1999.
10.Приложения
Игра «Горячо-холодно»
Пока ребёнок стоит за дверью, взрослый прячут где-нибудь в комнате какой-то небольшой по размерам предмет. Далее ребёнка зовут назад в комнату и он должен найти этот предмет. При этом, если ребенок находится далеко, от спрятанного предмета, нужно говорить «холодно!», а если он сделал в движение в направлении того места, где лежит спрятанное —«тепло, еще теплее, горячо!».
Игра «Запомни картинки»
Предложите ребенку внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнил ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.
Игра «Золотая рыбка»
Ребенок — золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Взрослый, т.е. рыбак, придумывает для рыбки какое-то необычное желание, а она должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить это желание. Потом можно поменяться ролями.
Игра «Разговор с руками»
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки«пообещают», что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени можно снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Дождик (потешка). Предложить нарисовать дождик. Нарисовать самим тучи, а затем – отрывные линии (дождик и траву). Ребёнок начинает рисовать вместе с вами. При этом читаем потешку и проговариваем эти слова вместе с малышом, скоро он выучит эту потешку.
Дождик,
дождик веселей.
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Одна из игр на кухне – это игры с различными крупами. Если вы хотите чем-то занять малыша, предложите ему порисовать узоры на крупе. Возьмите яркий поднос. Высыпьте крупу равномерным нетолстым слоем. Для самых маленьких лучше использовать манную крупу. При случае и попробовать не страшно. Позже можно играть с гречкой, рисом.
Многие мамы знают о том, как полезно развивать мелкую моторику для рук ребенка. Но не все догадываются, что материал для развития находится совсем рядом. И не нужно ходить по дорогостоящим магазинам в поисках игрушек для развития моторики. Стоит просто заглянуть на кухню.
Одна из игр с крупами – это игра с макаронами. Возьмите макароны с отверстием внутри, чтобы их можно было нанизывать.
Игра с прищепками.
Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир.
Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.
Cовместные игры родителей и детей, которые помогут развить у ребенка выдержку и умение сосредоточиваться.
1.Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей (от 3 лет).
2.Лужок с цветами. Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец — своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков.
3.Поиск. Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями (от 3 лет).
4.Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик (от 3 лет).
5.Играем в прятки. Один прячется в группе, а другие должны его найти.
6.Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям.
7.Танцы. Включаем музыку, затем танцуем.
8.Угадываем животных. Каждый изображает какое-нибудь животное. Другие должны угадать — какое.
9.Лепим фигурки из соленого теста. Взять по две части муки и воды и одну часть соли. Смешать муку с солью, добавить воду и замесить тесто (с вашей помощью). Тесто быстро засыхает, поэтому его нужно замешивать небольшими порциями. Теперь можно вылепить, например, продукты для магазина или игрушечной кухни или иные фигурки. Фигурки помещаем в духовку и высушиваем три часа при температуре 100 градусов, а затем раскрашиваем плакатными красками.
10.Пишем письма. Письмо бабушке с дедушкой, лучшей подруге или другу просто рисуется и заклеивается.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.