Презентация по практикуму "Этические основы социальном работы"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В представленной презентации имеются задания в ситуационных задач по дисциплине "Этические основы социальной работы", предложенные ситуации можно рассмотреть на семинарах со студентами, и сформулировать их решение. А также на слайдах предложены для примера две деловые игры "Если бы я был клиентом? Поставьте себя на место клиента" и "Социальный работник, слушая клиента, должен уметь выявлять главное в его ситуации, его поведении и в его чувствах и переживаниях". .
Иконка файла материала Презентация по практикуму Этические основы социальной работы.pptx
ПРАКТИКУМ ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Кузнецова Елена Владиславовна
Задание 1: рассмотрите предложенную ситуацию и сформулируйте решение: Степан Петрович – 79-летний мужчина, который живет один уже 6 лет с тех пор, как умерла его жена. Девять месяцев назад он серьезно заболел, и его взрослые дети наняли сиделку. Сиделка Степана Петровича - Александра Петровна, 40 лет – стала вскоре его подругой. Она переехала в его дом и сообщила всем, что они через несколько месяцев поженятся. Дети были очень расстроены таким поведением отца, так как они считали его стариком. Сын нанял адвоката, который должен был объявить о недееспособности Степана Петровича и о возможном его переезде в дом престарелых. Дети также обратились с просьбой к социальному работнику не обращать внимание на поведение отца, так как старый человек не может решать, что для него лучше. Представьте продолжение истории. Каковы действия социального работника?
Задание 2: рассмотрите предложенную ситуацию и сформулируйте решение: Галя Малышева – миловидная девочка 14 лет, употребляет алкоголь, пробовала наркотики и несколько раз убегала из дому. Ее родители казались приветливыми и терпеливыми. Однако, по мнению социального работника, который последние 4 недели общался с Галей, проблемы были именно в них. На пятой встрече с Галиной в конце разговора социальный работник почувствовал, что девочка стала откровенной и начала очень эмоционально рассказывать о причинах своих проблем. По расписанию на каждого клиента отводилось 3 минуты, а визит Галины затягивался уже на 15 минут. Оказалось, что отчим девочки и ее старший брат не раз пытались вступить с ней в половой контакт. Когда она рассказала об этом матери, та посоветовала забыть о случившемся. Это и было причиной побегов из дома. Социальный работник понимал, что нельзя ограничивать время разговора с девочкой только из-за того, что по расписанию должен прийти другой клиент. Но как долго будет и может ждать другой клиент? Сколько времени может потребоваться Галине: один час, два часа? Более того, если девочка не преувеличивала, то ее надо было срочно переселять из дому, а это может потребовать много дополнительного времени. Ответьте: Какие обязательства у этого социального работника могут быть перед девочкой, ее родителями? Перед обществом?
Задание 3: рассмотрите предложенную ситуацию и сформулируйте решение: Ольга К. – социальный работник в начальной школе. Света – девятилетняя девочка, она – приемный ребенок в семье и очевидно нуждается в участии. Одноклассники считают Свету милой и доброй девочкой. Учитель воспринимает ее как трудного ребенка, и решает направить ее на консультацию к социальному работнику. Ольга К. предположила, что учитель спровоцировал конфликтную ситуацию в классе (Света стала «козлом отпущения»), и решение проблемы видела в работе с учителем, а не с ребенком. Тем не менее, супервайзер Ольги отверг эту стратегию, так как в школе сложилась традиция занятий социальных работников с детьми и их родителями, учителя же выступают как коллеги, а не объект социальной работы. Ответьте: Как должен поступить социальный работник? Должна ли она работать с девочкой, даже зная, что это не поможет? Обязана ли она осуществить попытку изменения политики школы и какую несет за это ответственность
Деловая игра №1. Если бы я был клиентом? Поставьте себя на место клиента. или с точки трудности, какие-либо Одновременно Вообразите себе проблемы, которые вам нужно решить, которые необходимо преодолеть. Теперь представьте себе, как бы вы начали обсуждать эти вопросы с социальным работником. зрения социального работника постарайтесь ответить на вопросы или рассказ воображаемого клиента. Запишите этот воображаемый диалог, в котором вы играете обе роли — как социального работника, так и клиента. а) Что я хочу получить от встречи с социальным работником? б) Каким бы хотел видеть социального работника? в) Как я хочу, чтобы со мной обращались? Поделитесь своими мыслями с товарищем по учебе. Отметьте схожие черты и различия.
Социальный работник, слушая клиента, должен уметь выявлять главное в его ситуации, его поведении и в его чувствах и переживаниях. Деловая игра №2   Эмоции и чувства всегда возникают и проявляются в конкретной обстановке. Поэтому данное упражнение поможет вам научиться слушать и определять источник эмоционального состояния клиента. Вы должны сделать следующее: * Внимательно выслушать все, чем хочет поделиться с вами клиент. * Выделить основное из его рассказа о случившемся с ним. * Выявить основные моменты его поведения и определить, что он должен был сделать и чего не сделал. • Определить главное направление его переживаний в связи с тем, что с ним произошло. Пример. 27-летний молодой человек рассказывает социальному работнику о том, как накануне он обидел свою мать. Они живут отдельно. У него своя семья и маленький ребенок. Он работает на двух работах и еще учится в заочном институте. Времени ни на что катастрофически не хватает. Мать же постоянно упрекает его в том, что он редко ей звонит и навещает. Она — здоровая 56-летняя женщина, которая могла бы вполне еще работать, но не хочет, и предпочитает жить на пенсию, но хочет, как она говорит, быть «свободной» и ничего не делать. В очередной раз, когда она стала его упрекать в невнимании, не понимая, как ему трудно в жизни все достается, он не выдержал и назвал ее эгоисткой и старой ведьмой Ключевой момент случившегося упреки матери. Ключевое поведение потеря самообладания, крик, оскорбления. Эмоции и ощущения чувства неловкости, вины, стыда за то, что не смог сдержаться, угрызения совести. Необходимо принять во внимание тот факт, что молодой человек испытал вышеперечисленные чувства во время разговора с социальным работником, а не во время ссоры с матерью.
- Сформулируйте решение: каковы должны быть реакция, действия социального работника? Рассмотрите следующие ситуации: Член группы (на первом занятии групповой терапии): «Перед тем как я действительно откроюсь и расскажу о себе, я должен быть уверен, что то, что я скажу, никто не разболтает другим людям. (Поворачиваясь к социальному работнику) Какова гарантия того, что этого не произойдет?»   Сельская женщина, мать троих детей (проживает в ветхом, но ухоженном доме, ее дети одеты в поношенную одежду, но выглядят здоровыми): «Вы, городские люди, кажется, не понимаете, что вовсе ни к чему иметь шикарный дом и груды роскошных ве щей, чтобы хорошо жить и растить здоровых детей».   Женщина (первая встреча-интервью в центре семейного консультирования): «Перед тем, как я расскажу о моих проблемах в браке, мне необходимо сказать вам, что я – адвентист седьмого дня. Вам что- нибудь известно о моей церкви? Я спрашиваю, потому что многие из возникших брачных проблем связаны с моей религией».   Клиент (после того, как встреча-интервью заканчивается и обсуждается время следующей встречи): «О, просто впишите меня в ваше расписание, когда вам будет удобно. Просто сообщите мне, когда мне прийти, и я как-нибудь доберусь сюда».   Женщина (шестая встреча): «Может быть, это звучит глупо, но мне кажется, я вас совсем не интересую как человек. У меня такое чувство, что я для вас просто кто-то, кого можно проана лизировать». Девочка-подросток, в коррекционном учреждении для делинквентов (замеченная в момент передачи наркотика): «Пожалуйста, не сообщайте об этом, Валентина Ивановна. Последнее время я хорошо себя вела и я поняла свой урок. Вам не надо беспокоиться обо мне. Я не стану больше иметь дел с наркотиками».   Женщина 39 лет (первая встреча-интервью, самая первая реплика клиента): «Сегодня я очень агрессивна. Если вы не уверены, что способны преодолеть мою враждебность, может быть, мне следует уйти».