В представленной презентации имеются задания в ситуационных задач по дисциплине "Этические основы социальной работы", предложенные ситуации можно рассмотреть на семинарах со студентами, и сформулировать их решение. А также на слайдах предложены для примера две деловые игры "Если бы я был клиентом? Поставьте себя на место клиента" и "Социальный работник, слушая клиента, должен уметь выявлять главное в его ситуации, его поведении и в его чувствах и переживаниях".
.
ПРАКТИКУМ
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кузнецова Елена Владиславовна
Задание 1: рассмотрите предложенную ситуацию и
сформулируйте решение:
Степан Петрович – 79-летний мужчина, который живет один уже 6
лет с тех пор, как умерла его жена. Девять месяцев назад он
серьезно заболел, и его взрослые дети наняли сиделку. Сиделка
Степана Петровича - Александра Петровна, 40 лет – стала вскоре
его подругой. Она переехала в его дом и сообщила всем, что они
через несколько месяцев поженятся. Дети были очень расстроены
таким поведением отца, так как они считали его стариком. Сын
нанял адвоката, который должен был объявить о недееспособности
Степана Петровича и о возможном его переезде в дом престарелых.
Дети также обратились с просьбой к социальному работнику не
обращать внимание на поведение отца, так как старый человек не
может решать, что для него лучше.
Представьте продолжение истории.
Каковы действия социального работника?
Задание 2: рассмотрите предложенную ситуацию и сформулируйте
решение:
Галя Малышева – миловидная девочка 14 лет, употребляет алкоголь,
пробовала наркотики и несколько раз убегала из дому. Ее родители
казались приветливыми и терпеливыми. Однако, по мнению социального
работника, который последние 4 недели общался с Галей, проблемы были
именно в них. На пятой встрече с Галиной в конце разговора социальный
работник почувствовал, что девочка стала откровенной и начала очень
эмоционально рассказывать о причинах своих проблем. По расписанию на
каждого клиента отводилось 3 минуты, а визит Галины затягивался уже на
15 минут. Оказалось, что отчим девочки и ее старший брат не раз пытались
вступить с ней в половой контакт. Когда она рассказала об этом матери, та
посоветовала забыть о случившемся. Это и было причиной побегов из дома.
Социальный работник понимал, что нельзя ограничивать время разговора с
девочкой только из-за того, что по расписанию должен прийти другой
клиент. Но как долго будет и может ждать другой клиент? Сколько времени
может потребоваться Галине: один час, два часа? Более того, если девочка
не преувеличивала, то ее надо было срочно переселять из дому, а это может
потребовать много дополнительного времени.
Ответьте:
Какие обязательства у этого социального работника могут быть
перед девочкой, ее родителями? Перед обществом?
Задание 3: рассмотрите предложенную ситуацию и
сформулируйте решение:
Ольга К. – социальный работник в начальной школе. Света –
девятилетняя девочка, она – приемный ребенок в семье и очевидно
нуждается в участии. Одноклассники считают Свету милой и доброй
девочкой. Учитель воспринимает ее как трудного ребенка, и решает
направить ее на консультацию к социальному работнику. Ольга К.
предположила, что учитель спровоцировал конфликтную ситуацию
в классе (Света стала «козлом отпущения»), и решение проблемы
видела в работе с учителем, а не с ребенком. Тем не менее,
супервайзер Ольги отверг эту стратегию, так как в школе
сложилась традиция занятий социальных работников с детьми и их
родителями, учителя же выступают как коллеги, а не объект
социальной работы.
Ответьте:
Как должен поступить социальный работник? Должна ли она
работать с девочкой, даже зная, что это не поможет? Обязана ли
она осуществить попытку изменения политики школы и какую несет
за это ответственность
Деловая игра №1. Если бы я был клиентом?
Поставьте себя на место клиента.
или
с
точки
трудности,
какие-либо
Одновременно
Вообразите себе проблемы, которые вам нужно
решить,
которые
необходимо преодолеть. Теперь представьте себе, как
бы вы начали обсуждать эти вопросы с социальным
работником.
зрения
социального работника постарайтесь ответить на
вопросы или рассказ
воображаемого клиента.
Запишите этот воображаемый диалог, в котором вы
играете обе роли — как социального работника, так и
клиента.
а) Что я хочу получить от встречи с социальным
работником?
б) Каким бы хотел видеть социального работника?
в) Как я хочу, чтобы со мной обращались? Поделитесь
своими мыслями с товарищем по учебе. Отметьте
схожие черты и различия.
Социальный работник, слушая клиента, должен уметь выявлять главное в его ситуации, его
поведении и в его чувствах и переживаниях.
Деловая игра №2
Эмоции и чувства всегда возникают и проявляются в конкретной обстановке. Поэтому данное
упражнение поможет вам научиться слушать и определять источник эмоционального состояния
клиента. Вы должны сделать следующее:
* Внимательно выслушать все, чем хочет поделиться с вами клиент.
* Выделить основное из его рассказа о случившемся с ним.
* Выявить основные моменты его поведения и определить, что он должен был сделать и чего
не сделал.
• Определить главное направление его переживаний в связи с тем, что с ним произошло.
Пример.
27-летний молодой человек рассказывает социальному работнику о том, как накануне он
обидел свою мать. Они живут отдельно. У него своя семья и маленький ребенок. Он работает на двух
работах и еще учится в заочном институте. Времени ни на что катастрофически не хватает. Мать же
постоянно упрекает его в том, что он редко ей звонит и навещает. Она — здоровая 56-летняя
женщина, которая могла бы вполне еще работать, но не хочет, и предпочитает жить на пенсию, но
хочет, как она говорит, быть «свободной» и ничего не делать. В очередной раз, когда она стала его
упрекать в невнимании, не понимая, как ему трудно в жизни все достается, он не выдержал и
назвал ее эгоисткой и старой ведьмой
Ключевой момент случившегося упреки матери.
Ключевое поведение потеря самообладания, крик, оскорбления.
Эмоции и ощущения чувства неловкости, вины, стыда за то, что не смог сдержаться, угрызения
совести.
Необходимо принять во внимание тот факт, что молодой человек испытал вышеперечисленные
чувства во время разговора с социальным работником, а не во время ссоры с матерью.
- Сформулируйте решение: каковы должны быть реакция, действия социального
работника? Рассмотрите следующие ситуации:
Член группы (на первом занятии групповой терапии): «Перед тем как я действительно откроюсь и
расскажу о себе, я должен быть уверен, что то, что я скажу, никто не разболтает другим людям.
(Поворачиваясь к социальному работнику) Какова гарантия того, что этого не произойдет?»
Сельская женщина, мать троих детей (проживает в ветхом, но ухоженном доме, ее дети одеты в
поношенную одежду, но выглядят здоровыми): «Вы, городские люди, кажется, не понимаете, что вовсе ни к
чему иметь шикарный дом и груды роскошных ве щей, чтобы хорошо жить и растить здоровых детей».
Женщина (первая встреча-интервью в центре семейного консультирования): «Перед тем, как я
расскажу о моих проблемах в браке, мне необходимо сказать вам, что я – адвентист седьмого дня. Вам что-
нибудь известно о моей церкви? Я спрашиваю, потому что многие из возникших брачных проблем связаны с
моей религией».
Клиент (после того, как встреча-интервью заканчивается и обсуждается время следующей встречи):
«О, просто впишите меня в ваше расписание, когда вам будет удобно. Просто сообщите мне, когда мне
прийти, и я как-нибудь доберусь сюда».
Женщина (шестая встреча): «Может быть, это звучит глупо, но мне кажется, я вас совсем не
интересую как человек. У меня такое чувство, что я для вас просто кто-то, кого можно проана лизировать».
Девочка-подросток, в коррекционном учреждении для делинквентов (замеченная в момент передачи
наркотика): «Пожалуйста, не сообщайте об этом, Валентина Ивановна. Последнее время я хорошо себя вела и
я поняла свой урок. Вам не надо беспокоиться обо мне. Я не стану больше иметь дел с наркотиками».
Женщина 39 лет (первая встреча-интервью, самая первая реплика клиента): «Сегодня я очень
агрессивна. Если вы не уверены, что способны преодолеть мою враждебность, может быть, мне следует уйти».