3. Мотивы
Есть такой анекдот. Жилбыл в одной семье маленький мальчик. Всем он был
хорош, только одно беспокоило родителей ребенок совсем не разговаривал, а шел
ему уже пятый год. Но однажды за завтраком он вдруг громко и ясно произнес:
«Кашу есть не буду она пересолена!» Все обрадовались: «Счастьето какое! Что
ж ты раньше не говорил?» «А раньше все было нормально», — ответил мальчик.
Смысл этой истории: человек чтото делает только тогда, когда для этого есть
причина, которая его к этому побуждает, побудительная причина. Такие
побудительные причины действий человека, связанные с удовлетворением
определенных потребностей, называются мотивом.
/ Мотив (фр. Motif побуждение) это то, что побуждает деятельность
человека, ради чего она совершается.
Мы варим суп и кашу, потому что хотим есть. Спортсмен упорно тренируется,
потому что стрем и т е и победить на соревнованиях. Студент учится в медицинском
институте, потому что мечтает стать врачом.
Ученик читает книгу, потому что...
А собственно, почему же он читает книгу? Можно предположить, что он читает
книгу потому, что стремится узнать чтото новое или его увлекла интрига, закрученная
автором.
А вот как Н. В. Гоголь пишет о мотиве чтения одного из героев «Мертвых душ»
слуги Чичикова Петрушки:
«...ему было совершено все равно, похождение ли влюбленного героя, просто
букварь или молитвенник, — он все читал с равным вниманием; если бы ему
подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал
он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот
де из букв вечно выходит какоенибудь слово, которое иной раз чёрт знает, что и
значит».
Мы видим, что одна и та же деятельность может вызываться у разных людей
различными мотивами, отвечать различным потребностям. Но даже тогда, когда
какуюнибудь деятельность выполняют несколько человек вместе, мотивы у каждого
из них могут быть разными. В рассказе Чехова «Детвора» это прекрасно показано:
«Папы, мамы и тети Нади нет дома. ...В ожидании их возвращения Гриша, Аня,
Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и
играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка копейка... Играют с азартом.
Самый боль шой азарт написан на лице у Гриши... Играет он исключительно изза
денег. Не будь на блюдечке ко пеек, он давно бы уже спал... Страх, что он может
не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую
голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка
лет восьми... тоже боится, чтобы ктонибудь не выиграл... Копейки ее не
интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня...
играет в лото ради процесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и
хлопает в ладоши. Алеша... у него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят изза
стола, не укладывают спать и на том спасибо. Сел он не столько для лото,
сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого... Пятый партнер... Андрей... к выигрышу и к
чужим успехам относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику
игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это
они не перепутываются!..»
Мы видим, что у каждого из ребят есть свой мотив принимать участие в общей игре:
«финансовые соображения», самолюбие, сам процесс игры, любопытство («что
будет?»), познавательный интерес.
Но разные мотивы определенной деятельности могут быть не только у разных
людей, ее выполняющих. Один и тот же человек может выполнять эту деятельность,
побуждаемый не одним какимлибо мотивом, а несколькими разными мотивами.
Например, ученик учит урок. Каков мотив его деятельности? Скорее всего, этих
мотивов несколько: получить хорошую отметку, заслужить похвалу родителей,
доказать комуто, что он не дурак, подготовиться к будущей профессии, развить свою
память и силу воли, узнать чтото новое и т. д. и т. п.
Совокупность, или систему, мотивов, побуждающих человека совершать
те или иные действия, осуществлять ту или иную деятельность, называют
мотивацией.
Важной характеристикой мотивации деятельности является содержание тех
мотивов, которые ее составляют. Этот вопрос изучается психологами по
отношению к самым различным деятельностям. Наиболее исследован он в
спортивной деятельности. Тренерам, спортивным психологам, всем, кто готовит
спортсменов к ответственным соревнованиям, важно знать, какой мотив
является наиболее сильным в мотивации спортивной деятельности. Именно этот
мотив будет вести спортсмена к победе. Оказалось, что для спортсменов
среднего уровня характерен сильный эгоистический мотив желание быть
первым, быть лучше всех, обратить на себя внимание. И для них это оказывается
достаточно сильным побудителем. Но для тех, кто
достигает действительных высот, для мастеров спорта
высокого класса эгоистический мотив выступает
далеко не как самый главный. Такие люди любят
прыгать (если это прыгуны), бегать (если бегуны),
кататься на коньках (если это фигуристы или
конькобежцы). Они преданы любимому виду спорта,
заинтересованы в его развитии, они получают
удовольствие от участия в соревнованиях,
наслаждаются тем, что дает почувствовать большой
спорт: ощутить и доказать безграничные возможности
человека в овладении своим телом, своей воли, своими
эмоциями, действиями, поступками.
Для спортсменов, выступающих в командных соревнованиях
(футболисты, баскетболисты, хоккеисты и т. п.), принципиально важно, чтобы
была сильная коллективистическая мотивация. Она должна быть выше
эгоистической иначе спортсмен будет «тянуть одеяло на себя», в результате
чего команда может проиграть.
Наконец, важную роль играют в спорте и широкие социальные мотивы защитить честь Родины, внести свой вклад в развитие спорта и др. Как часто в
последние годы, анализируя неудачное выступление наших футболистов в
серьезных международных соревнованиях, комментаторы отмечали, что не было
«морального настроя», стремления постоять за честь своей страны. Только
мастерства и только желания заработать денег для победы в таких чемпионатах
мало. В истории футбола есть потрясающий по своей красоте и трагичности
история, когда во время Второй мировой войны гитлеровцы устроили
футбольный матч между измученными пленными русскими и сытыми
фашистами. Наши игроки знали, что будут казнены в случае победы, но они
победили, потому что отстаивали в матче честь своей страны.
Содержание мотивов определяет характер мотивации любой деятельности
человека. Так, обычный актер в театре часто больше всего озабочен тем, как
смотрится он лично, и по его игре это бывает заметно. Но настоящий артист в первую
очередь думает о том, как получится весь спектакль, он всегда старается подыграть
своему партнеру. И это притом, что актеры, конечно же, очень самолюбивые люди и
личная слава никому из них не безразлична.
Один и тот же человек даже одно и то же дело может делать, движимый разными
мотивами. Скажем, тебе надо сделать доклад в классе на какуюнибудь тему. С
уверенностью можно сказать, что выступление получится разным в зависимости от
того, что будет для тебя самым важным, какой смысл будет иметь для тебя твоя
деятельность: продемонстрировать свой ум, эрудицию или красноречие или рассказать
чтото такое интересное для всех, чтобы одноклассникам было полезно это узнать и не
скучно было слушать. Совсем другим будет доклад «для галочки». И уже с полной
уверенностью можно утверждать, что ты будешь меньше волноваться и тревожиться, а
доклад будет ярче и интереснее, если ты поменьше будешь заботиться о своем успехе,
а побольше о том, чтобы это было интересно твоим товарищам.
Итак, мотив – это то, что побуждают человека к деятельности. Мотивами могут
быть желания, интересы, стремления, чувства, мысли. Поэтому чтобы понять человека,
важно уметь разобраться не только в том, что хочет делать и делает человек, но и в
том, по каким мотивам он это делает или хочет делать.
Важно проникнуть в мотивы (а это так непросто!), которыми руководствуются
люди, избирая тот или иной способ действий, ту или иную деятельность. Иными
словами, необходимо узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив,
зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях и деятельности
того или иного человека.
Вопросы и задания
1. Справедливо ли утверждение В. Гете: «В человеческих делах... главное внимание должно быть обращено на мотивы» ?
2. Определи мотивацию своего учения. Запиши свои мотивы учения и затем
проранжируй их: поставь на первое место самый сильный и важный для тебя, на второе
следующий по силе и значимости и т. д.
Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)
Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)
Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)
Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.