Презентация по русскому языку "Буквы О - Ё после шипящих"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 25.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. ... В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О. Условия написания
Иконка файла материала Буквы О Е после шипящих.ppt
Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» Урок-путешествие «В гостях у суффиксов и окончаний прилагательных»
Тип урока: урок – путешествие Формы организации учебной деятельности: ­ индивидуальная работа; ­ работа в парах;                  ­  работа в группах Оборудование: ­ презентация PowerPoint, интерактивная доска. ­ Карточки, учебник, тесты, «Рубеж достижений»  – сердечки, «Рюкзак достижений» (самооценка) Цель: ознакомление обучающихся с написанием букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.
Задачи:  Образовательный аспект: ­ повторить написание букв О и Е после шипящих в  корне слова, О и Е после шипящих и Ц в  суффиксах и окончаниях существительных;  ­ познакомить учащихся с условиями выбора букв О  и Е в суффиксах и окончаниях имён  прилагательных после шипящих и формировать  умения правильно выбирать букву при написании. Развивающий аспект: ­ развивать у школьников умение  сравнивать,  обобщать, делать выводы, работать в паре,  группе. ­ развивать творческие способности учащихся. Воспитательный аспект: ­ воспитывать внимательное и  бережное   отношение к слову; ­ воспитывать умение работать в парах, по группам.
Структура урока: • Оргмомент. (Проверка готовности к уроку) • Сообщение темы, задач • Актуализация прежних знаний • Формирование новых знаний и способов  • Применение знаний, формирование  действия умений. • Контроль (тест) • Домашнее задание • Итог урока
Ход урока: Оргмомент. (Проверка готовности к уроку) Я рада приветствовать вас в классе вашем Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в вашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко! Поручено мне  вас сегодня встречать. Начнём же урок, не будем зря время терять.    ­ У вас на парте лежат маленькие сердечки, в которых вы  можете обозначить свой рубеж, поставьте себе  оценку, на которую вы хотели бы поработать сегодня  (в любом сердечке). (Ставят)   ­ Спасибо! Я, надеюсь, что работа на уроке будет для вас  интересной, вы узнаете что­то новое, а я вам в этом  буду помогать.
Сообщение темы, задач.  ­ Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в  путешествие вместе с озорными буквами О и  Е в страну Морфологию, в один очень  интересный город слов к суффиксам и  окончаниям,  а в какой город – попробуйте  угадать:    Определяю я предметы,                                                 Они со мной весьма приметны,    Я украшаю вашу речь,                                                  Меня вам надо знать, беречь!        (Город Прилагательное)
Урок- путешествие «В гостях у суффиксов и окончаний прилагательных»
­ Зачем нам отправляться в путешествие? Дело  в том, что буквы О и Е никак не могут  разрешить спор, кому занять место в  суффиксах и окончаниях прилагательных  после их друзей шипящих и  Ц.  ­ Поможем буквам разрешить спор? ­ Итак, попробуем в этом разобраться!  ­ Давайте определим задачи нашего  путешествия, попробуйте сформулировать их  сами. А помогут вам опорные слова:  ­ Нам предстоит побывать в стороне   Орфографической, в городе Прилагательном,   на улице  Шипящей, в доме у Суффиксов и  Окончаний. Дорога предстоит нам дальняя,  много нужно преодолеть препятствий.
Цель путешествия 1. Познакомиться с … 2. Учиться правильно писать………
Цель путешествия 1. Познакомиться с правилом правописания гласных О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 2. Учиться правильно писать прилагательные на данное правило.
3. Актуализация ранее изученного.  Фронтальный опрос. а) ­ Собираясь в поход, надо  прихватить все самое необходимое,  у вас на партах есть вот такие  рюкзачки ­ дневники путешественника,  куда будем собирать знания.  У каждого свой дневник. Подпишите дневник… Во время путешествия мы будем выполнять задания и  оценивать себя. Посмотрите…рядом с заданием есть  окошко, за каждый правильный ответ – балл. Готовы?  Отправляемся!  1 вопрос  ­ Как вы думаете, какие знания нам могут понадобиться?  Запишите в дневник необходимые понятия…     ключевые  слова, которые нам смогут помочь решить проблему?
Рюкзак знаний • Шипящие – назвать • Прилагательное – дать определение • Ж, Ш, Ч, Щ • Ц • Суффиксы • Окончания
Ставим баллы (Максимально­ 3 б.) ­ Мы продолжим пополнять рюкзаки на протяжении  всего путешествия.  ­ б)Мобилизирующий этап ­ Река Существительных. ­ А вот и первое препятствие, и мы у реки Существительное,  переправы нет, но есть какое­то послание. Письмо от императора Существительных  «У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффикса и окончаний  О и Е начинают спор. А к ним ещё и Ё из корня присоединяется. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных. Расставьте им гласные в суффиксы, окончания и корни».
Река Существительное Прочитай!
­ Кто назовёт помощника существительных?         (Ударение) ­ От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем  писать о, без ударения – е) ­ Какой части морфемы это касается?  (Суффикса и  окончания) ­ А в корне?  (под ударением – ё, кроме слов  исключений и заимствованных слов, где пишется о)    ­ Вы повторяли этот материал дома в)Задание 2. Работать будете по рядам. Перед вами слова  с пропущенными буквами. Каждый ряд выбирает только  определённую группу слов:
Рюкзак знаний • Вставьте пропущенные орфограммы. • Реш…тка, улиц…й, врач…м, плеч…м, собач…нка, больш…й, ж…лудь, ш…рох, друж…к, еж…вый, колюч…го, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый. Выписать слова с орфограммами  Для первого ряда: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Для второго ряда: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных» Для третьего ряда: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Проверь себя • 1-й ряд: решЁтка, жЁлудь, шОрох; • 2- й ряд: собачОнка, дружОк, бельчОнок; • 3-й ряд: улицЕй, врачОм, плечОм.
4.Формирование новых знаний и  способов действия 1) Мотивация. Введение в новую тему.  Дом Суффиксов и Окончаний.   ­ Ребята, мы почти у цели. Вот улица  шипящих, вот дом, в котором живут  суффиксы и окончания  прилагательных. Но почему же так  тихо в доме? Где все его жители.
Звуковое письмо Рассказ Суффикса прилагательного:   «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме  Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис.  Трудился он там на двух работах. Но потом он подружился с  этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем  ему подражать.  И число, и род, и даже падеж, все как у  существительного. Иногда они вместе работают в  предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и  писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и  окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания  прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих  правил.  Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не  выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими  шипящими справились суффиксы и окончания  существительных. Мы тоже хотим работать в своей части  речи, приносить ему пользу. ­ Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных,  стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими   же морфемами у существительных.  Кто помог существительному навести порядок среди  суффиксов и окончаний?                                                      (Ударение)
ФИЗМИНУТКА ­ Пора сделать привал и отдохнуть. ­ Какие звуки мы с вами повторили, выполняя  физминутку? (шипящие)
­  Давайте  вернёмся  к  заданию,  которое  выполняли.  Кто  был  внимательный  и  наблюдательный?  Какие  слова  остались  не  выписанными? Почему? (больш…й,  колюч…го, пищ…вой, свинц… вый, еж…вый)
Работаем с заданием 3 ­ Назовите их главный общий признак.       (Имя прилагательное) ­  Выделите в данных словах все части слова (1 учащийся у доски) ­ После каких согласных находится суффикс или окончание в этих  прилагательных? (После шипящих) ­ Поставьте ударение в данных словах. ­ Посмотрите на слова, какой вывод о написании можно сделать? ­ Какие  орфограммы находятся после шипящих в суффиксах и  окончаниях? (Буквы О­Е) ­ Обратите внимание на суффиксы, назовите их. (ОВ­ЕВ ­ это  важно!) ­ От какой части речи образованы данные прилагательные с  суффиксами ­ов­, ­ев­?  (От существительных) ­ Как же разрешить спор букв О и Е, как помочь суффиксам и  окончаниям? Сформулируйте правило. Когда пишется буква О­Е  после шипящих в суффиксах прилагательных?  Дети говорят…
Рюкзак знаний В суффиксах В окончаниях прилагательны прилагательных х после ОВ-ЕВ после шипящих и Ц под ударением пишем букву О, без ударения – букву Е! шипящих под ударением пишем букву О, без ударения – букву Е! Опознавательные признаки – положение после шипящего и Ц
­ Это правило есть у вас на стр. 128, вы к  нему обратитесь при выполнении Д/З    Откройте учебник стр 129. Найдите  ответ на вопрос:­ По каким главным  опознавательным признакам  можно  найти орфограмму­гласную?   (Положение после шипящей и Ц)
5. Применение знаний,  формирование умений 1)Первичное закрепление новых знаний  ­ Давайте, ребята, ещё немного погостим в городе  Прилагательное и проведем разминку:  ­ Проверим, как вы умеете различать суффиксы и окончания. Я  называю слова, если буква о или е в суф. – делают домик. Если  буква  в окончании – локти на парты, квадратик…     Грушевый, холщовая, кумачовый, оранжевый, образцовый,  кварцевые, дешёвый – попались! Будьте внимательны!    А сейчас  определяем буквы – о или е: если О ­ встаём, если Е ­  сидим    Большой, бежевый, ландышевый, песцовый, глянцевая,  алычовый    МОЛОДЦЫ! ­ Продолжаем гостить у суффиксов  и окончаний прилагательных
2)Дифференцированная работа задание 3 Работать будем по группам 1 группа – поднимите руки ­  раздать карточки С помощью этих словосочетаний составьте мини­текст  на одну из предложенных тем: Обстановка.     Оранж…вая (люстра), кумач…вая (скатерть), ситц… вая (занавеска), кварц…вые (часы), образц…вый  (порядок). Природа. Весна.     Ключ…вая (вода), глянц…вая (зыбь), камыш…вые  (джунгли), грач…вая (роша), сторож…вой (пес),  кварц…вый (песок). Природа. Лето. Груш…вые (деревья), алыч…вый (сад), саженц..вые  (посадки), оранж…вые (лилии), пунц…вые (розы).
На доске:
• Критерии оценок  (табличка на  доску) • 2 группа  ­ Упражнение 291,  образовать от существительных  прилагательные  ­1 человек у доски • Критерии оценок  (табличка на  доску)
3 группа – Игра с мячом.  Учителю кидают  поочереди мяч, объясняют, как правильно  писать (слова использовать из задания 1,2  групп) СЛОВА (порядок),ключ…вая  (зыбь),  камыш…вые  (занавеска),  кварц…вые        Оранж…вая  (люстра),  кумач…вая  (скатерть),  (часы),  ситц…вая  (вода),  образц…вый  (джунгли),  глянц…вая  грач…вая  (роша),  сторож…вой  (пес),  кварц… вый  (песок),    груш…вые  (деревья),  алыч…вый  (сад),  саженц..вые  (посадки),  оранж…вые  (лилии),  пунц…вые  (розы).  Ежовый,  ключевая,  моржовый,  кумачовый,  свинцовый,  холщовый,  плюшевый,  ситцевый,  дворцовый,  парчовый,  чужой, большой,
Проверка 1 группа – читают тексты,  а  слова на табличках 2 группа – самопроверка с  доски Оценки выставить в  Дневник путешественника ­ На какие правила  опирались, выполняя  задание?
6. Проверка усвоения (тест) ­ А теперь  проверим, как  вы усвоили  материал,  проведём тест.    (у каждого)
Самопроверка с доски. ­ Наше путешествие подходит к концу…  Дома вы еще повторите материал. Д/з  по выбору
7.Дифференцированное домашнее  задание (распечатки каждому): 1. Для всех: Составить связный рассказ о правописании  гласных после шипящих и ц в суффиксах и  окончаниях прилагательных (параграф 33) 2. По группам: 1 Группа   (на выбор) Написать мини­сочинение «Маленькое путешествие»,  используя имена прилагательные с о или е после  шипящих в суффиксах и окончаниях  Создать кроссворд по изученной теме.  Составить грамматическую сказку “Разговор  суффиксов –ов­, ­ев­ с окончаниями 2 группа – Упр 295 (распределить слова в 4 группы) 3 группа – 294 (списать упражнение, вставить  пропущенные буквы)
8.Итог урока • Подсчитайте все баллы…….. А теперь по данным  критериям …..(табличка) выставьте оценки в  сердечки. ­ У кого оценки совпали? ­ У кого выше, чем планировали? ­ Не огорчайтесь те, у кого результаты оказались  ниже, Вы ещё продолжите изучение этой темы. ­ Путешествие наше завершилось, выполнили ли мы  поставленные в начале урока задачи? ­ Что мы узнали? ­ Подведём итоги, поиграем в Лототрон, проверим,  чему вы сегодня научились
в ы х о д Конец игре
выход
Спасиб о за работу!