Презентация по русскому языку Имя существительное. Общее значение (6 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 23.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка первого урока при изучении темы "Имя существительное" в 6 классе. Содержит теоретический материал и упражнения на закрепление знаний. Среди заданий- дети учатся определять признаки конкретных, вещественных, собирательных, отвлеченных имен существительных, распределять их по группам, проходят тесты, пишут обучающий диктант. Составлена по программе русскоязычных школ Украины.Презентация
Иконка файла материала 1.Существительное - общее значение.pptx
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ общее значение ЗУВК №19 Мандзий Н.Ф
• Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»; знать общее грамматическое значение имени существительного, его морфологические признаки, формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному, развивать навыки работы с тестами, орфографические и орфоэпические навыки; прививать интерес к русскому языку .
В стране Морфологии в городе Предметинске жили-были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку: Давно живем мы в мире этом, Даем названия предметам. Жили они на огромном древе познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие, на древе познания вырастал новый листик с именем. Были слова-листочки с древа познания совсем не любопытные и задавали два вопроса: КТО и ЧТО?
С точки зрения грамматики, значение предмета имеют все те слова, которые отвечают на вопросы   кто? и   что?   Поэтому имена существительные называют не только людей, животных или вещи.   Признак, качество, действие, состояние тоже могут быть названы с помощью существительных:              голубизна неба,     мычание коровы.
Каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов.Их всего три. Они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа.
Мужской род клён Женский род берёза Средний род дерево
Имена существительные способны жить и поодиночке, и множеством.
Единственное число ребёнок Множественное число дети
Дома имена существительные пребывают в именительном падеже, а в косвенных падежах их можно найти только на работе – в предложении и словосочетании.
есть нет дат ь виж у горж усь дума ю
Имена существительные с одними и теми же падежными окончаниями объединяются в 3 склонения. Они живут в трех домиках. 1 2 3
Имена существительные живут в Предметинске,а работают в соседнем городке Синтаксисе, где на них все держится. Они все могут. Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами. Вот какая это удивительная часть речи!
До ка жем на при ме ре слова Украина, что имена су ще стви тель ные могут быть любым чле ном пред ло же Украина – моя Ро ди на нии:  Моя род ная стра на – Украина  За гра ни цей я часто думаю об Украине  С са мо го рож де ния я живу в Украине
Итак, на уч ное опре де ле ни е того, что же такое имя су ще стви тель ное. Имя су ще стви тель ное – са мо сто я тель ная часть речи, ко то рая обо зна ча ет пред мет и от ве ча ет во про сы кто? или что? Имена су ще стви тель ные от но сят ся либо к муж ско му, либо жен ско му роду, либо сред не му роду; яв ля ют ся соб ствен ны ми или на ри ца тель ны ми; оду шев лен ны ми или неоду шев лен ны ми. Боль шин ство имен су ще стви тель ных из ме ня ет ся по чис лам и па де жам, то есть скло ня ет ся. В пред ло же нии имена су ще стви тель ные чаще всего бы ва ют под ле жа щи ми, до пол не ни я ми
Рас пре де лим слова дво рец, ку ку ру за, во ро та, снег, друж ба, мед ведь, мечта по трём груп пам. Слова дво рец, во ро та, мед ведь от не сем к груп пе су ще стви тель ных, обо зна ча ю щих пред ме ты, ко то рые можно уви деть, можно по тро гать, можно пе ре счи тать. Слова ку ку ру за, снег от не сем к груп пе су ще стви тель ных, обо зна ча ю щих пред ме ты, ко то рые можно уви деть, можно по тро гать (но не все гда), можно из ме рить, взве сить (нель зя пе ре счи тать). Слова друж ба, мечта от не сем к груп пе су ще стви тель ных, обо зна ча ю щих пред ме ты, ко то рые нель зя уви деть, нель зя по тро гать, нель зя из ме рить, взве сить или пе ре счи тать.
Рас пре де ляя слова по со от вет ству ю щим груп пам, мы раз де ли ли имена су ще стви тель ные на ос но ве об ще го для их лек си че ских зна че ний се ман ти че ско го при зна ка. С гре че ско го языка слово «се ман ти ка» пе ре во дит ся как «обо зна ча ю щий». В язы ко зна нии се ман ти ка – раз дел, изу ча ю щий зна че ние еди ниц языка.
Лек си ко-се ман ти че ские раз ря ды По зна че нию все имена су ще стви тель ные можно раз де лить на 4 груп пы: 1. Кон крет ные имена су ще стви тель ные на зы ва ют пред ме ты и про цес сы, ко то рые можно со счи тать (как пра ви ло, такие имена су ще стви тель ные имеют формы ед. и мн. числа; ис клю че ние со став ля ют лишь на зва ния пар ных пред ме тов: брюки, нож ни цы): книга – две книги, много книг; сто лик – два сто ли ка, много сто ли ков;
Лек си ко-се ман ти че ские раз ря ды 2. Отвлечённые (или абстрактные) имена существительные называют явления и понятия, воспринимаемые мысленно. Это действия, процессы, состояния, качества. (Такие имена существительные нельзя посчитать): храбрость, дружба, бег.
Лек си ко-се ман ти че ские раз ря ды 3. Вещественные имена существительные называют различные вещества, которые нельзя посчитать (но их можно измерить). Это химические элементы, полезные ископаемые, строительные материалы, пищевые продукты, лекарства и др. Они употребляются или в ед., или во мн. числе: опилки, соль, цемент.
Лек си ко-се ман ти че ские раз ря ды 4. Собирательные имена существительные называют совокупность одинаковых предметов, лиц, существ как единое целое. Употребляются только в форме ед. числа, не поддаются счёту: детвора, мебель, воронье.
Выберите имена существительные. 1.С дав них вре мен людям, го во ря щим на раз ных язы ках, при хо ди лось об щать ся друг с дру гом. 2.Со бе сед ни ки могут го во рить каж дый на своем род ном языке и ча стич но по ни мать друг друга, если языки по хо жи. 3.В сла вян ских стра нах рус ско го ско рее всего как-то пой мут, но в со сед ней Вен грии — уже нет : вен гер ский язык со вер шен но не похож на рус ский. 4.Часто бы ва ет так, что двум со бе сед ни кам по мо га ет по нять друг друга тре тий — пе ре вод чик. 5.Но, во-пер вых, на пе ре вод ухо дит лиш нее время, во-вто рых, он не все гда воз мо жен. 6.Неред ко со бе сед ни ки пе ре хо дят на тре тий язык, не род ной для них обоих. 7.Им может быть про сто ка кой-ни будь рас про стра нен ный язык. 8.В со вре мен ном мире язы ком меж ду на род но го об ще ния вы сту па ет ан глий ский язык (По ма те ри а лам эн цик ло пе дии «Рус ский язык»).
Выпишите слова, которые являются существительными, и докажите их принадлежность к этому классу слов. Жизнь, зав тра, зав трак, ожи да ние, зе лень, зе ле ный, зе ле неть, смех, ура, обрыв, много, си не ва, по се реб рить, пе ре ход, пры жок, двой ка, удва и вать, двой ной.
Какое из существительных является собирательным? Чувство Детвора Враг Стружка детво ра
К какому лексико-семантическому разряду относится существительное порошок?  конкретное  отвлечённое  собирательное  вещественное веществен ное
Какое из существительных является отвлечённым?  молодец  молодняк  молодость  молодежь молодост ь
К какому лексико-семантическому разряду относится существительное автомобиль? вещественное собирательное конкретное отвлечённое конкретно е
К какому лексико-семантическому разряду относится существительное удивление? собирательное конкретное вещественное отвлечённое отвлеченн ое
1.Найти имя существительное.   А) Синими  Б) Чернилами  В) Нам Б 2.Определить общее значение слова чернила А) Процесс Б) Вещество, которое нельзя посчитать В) Понятие, воспринимаемое мысленно Б 3.Определить лексико-семантический разряд существительного чернила А) Конкретное Б) Отвлеченное В) Вещественное В
1.Найти имя существительное.   А) Он  Б) Безмерной  В) Храбростью В 2.Определить общее значение слова храбрость А) Процесс Б) Понятие, воспринимаемое мысленно В) Вещество, которое нельзя посчитать Б 3.Определить лексико-семантический разряд существительного храбрость А) Отвлеченное Б) Конкретное В) Вещественное А
собирательных, отвлеченных имен существительных, распределите по группам Назовите признаки конкретных, вещественных, 1. Честность, искренность, работоспособность, доброта – вот далеко не полный перечень его достоинств (В.Липатов). 2. Чтобы воздать почести, обессмертить деяния, увековечить славу героя, из всех благородных материалов, годных в качестве сырья для этих целей, человечество избрало из металлов – бронзу, из минералов – мрамор, из растительности – лавр (В.Кожевников). 3. От смешинки, которая так и рвалась наружу, Поля сдержалась (Г.Марков). 4. Она [Наташа] была на той высшей ступени счастья, когда человек делается
Назовите признаки конкретных, вещественных, собирательных, отвлеченных имен существительных, распределите по группам 6. За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянулись полосы пшеницы (А.Чехов). 7. Народ долго не расходился (П.Павленко). 8. Но вдруг камышинка выскользнула из Женькиных пальцев (В.Катаев). 9. Внезапно вся притихшая толпа зашумела (В.Кожевников). 10. Тридцатого ноября, за два часа до конца работы, мастер собрал всю свою детвору около себя (Б.Горбатов).
Объяснительный диктант. Указать существительные, определить род, число, падеж каждого. Выяснить его синтаксическую роль. 1. Народы к свободе идут от природы. (К. Сакович) 2. Когда потомки плохо усваивают уроки истории, эти уроки обычно повторяются. (М. Левицкий.) 3. Копытом до души не достучишься. (М. Полотай).
Обучающий диктант. Существительные подчеркнуть. Объяснить лексическое и грамматическое значение выделенных существительных. Определить их род, число, падеж. Погодой на сенокосе заведовала наша фамильная ворона. Она безупречно угадывала приближение дождя еще при безоблачном ясном небе. После того, как она крякнет трижды специальным голосом, дед начинал ни с того ни с сего кашлять и зевать. Мы бросали грабли и вилы и падали сонные под копны. Один дядя не подвергался вороньим чарам, он трясся от гнева и кричал: “Киш, нечистая сила!”
Домашнее задание Выделить существительные. Определить род, число, падеж, склонение. Украинцы любили ласточку и считали ее Божьей птичкой. В колядках эта птица предвещает хозяину благосостояние, а семье обещает благополучие и счастье. Ласточкино гнёздышко под крышей считалось доброй приметой. Разрушить его - большой грех. На лице виновного появится родимое пятно. Ласточка может и отомстить. Она будет летать к корове и портить молоко. Из этнографического справочника.
Интернет- ресурсы http:// interneturok.ru/russian/6-klass/bglava-3b/povtorenie-izuchennogo-ob-imeni-suschestvitelnom-v- 5-klasse-imya-suschestvitelnoe-kak-chast-rechi?seconds=0&chapter_id=141 http:// interneturok.ru/russian/6-klass/bglava-3b/imya-suschestvitelnoe-leksiko-semanticheskie-razryady -imen-suschestvitelnyh/testcases https://refdb.ru/look/2674752-p2.html http://5klass.net/datas/russkij-jazyk/Koren-slova-2-klass/0002-002-Russkij-jazyk.jpg https://fs00.infourok.ru/images/doc/180/205990/img26.jpg http://school-box.ru/images/stories/shablony_prezentaziy_3.jpg http://media.karelia.pro/98/bb365e62f264a4e19ab2d2a4351e54e0.jpg http://images.slanet.by/~ src2635310/Repetitor_nachalnyh_klassov_Russkij_belorusskij_matematika.jpg http://1.bp.blogspot.com/-WyLMyT9qmT0/Vpirc1aK7TI/AAAAAAAAoIU/gHfTL2FFhGE/s1600/sm.jpg https://otvet.imgsmail.ru/download/b3d55fb01607beedeef76828125a35fc_i-4168.jpg http://www.agentlemansguide.com/images/Gentlemantip.jpg http://www.wallpaperup.com/uploads/wallpapers/2016/05/01/940230/big_thumb_58722cae165d99fe8abc4c86d93ac426.jpg http://foneyes.ru/img/picture/Jun/07/7befc23e9ad3cbda7741fc644b15a24f/1.jpg http://in-green.com.ua/image/products/103/5590e69df03c0-bereza_borodavchataya_plakuchaya_youngii_(10-12sm).jpg http://www.zostan-blogerem.eu/file/2011/09/Skuteczny-Blog.png https://pp.vk.me/c626831/v626831546/1211e/74zxe7FPKok.jpg http://festival.1september.ru/articles/642982/1.jpg http://images.myshared.ru/4/216232/slide_7.jpg http://na-uroke.in.ua/15-180.html