Презентации к урокам по теме"Имя существительное" 5 класс .Обучение по УМК п\р А.Д.Шмелёва, Учебник нового поколения, учитывающий все требования ФГОС. На уроках созданы условия для проявления познавательной активности обучающихся. Использован алгоритм урока открытия новых знаний, новые знания встроены в систему.
Имя
существительное.
Правописание.
5 класс
Учебник под редакцией А.Д.Шмелёва
Учитель: Мартынова Л.Б.
МОУ Красноткацкая СШ ЯМР
Наука - система знаний.
• Наука –
• Предмет изучения-
• Единицы –
Лингвистика
Язык
Звук, морфема,
слово,
словосочетание
и предложение
Имя существительное
Грамматические
признаки
1.Обшее значение
Отвечает на вопрос
Обозначает Кто? Что?
предмет
2.Морфологические признаки
Постоянные
Делятся на
Относятся к
Одушевленные и неодушевленные
Нарицательные (конкретные,
отвлеченные -абстрактные,
вещественные, собирательные)
и собственные.
Мужскому, женскому или
среднему роду.
Непостоянные
Изменяются по Числам (ед.,мн.)
Падежам (Им.,Род.,Дат.,Вин.,Тв.,П.)
3. Синтаксические признаки
В предложении бывают в роли Подлежащего, дополнения и
обстоятельства,
сказуемого и определения.
И после Ц
- в словах на
-ция: лекция,
секция,
революция;
- в корнях
слов:
циркуль,
цирк.
Ы после Ц
• в окончаниях
существительных :
лестниц ы , огурц
ы ;
• в суффиксах
прилагательных:
птиц ын , лисиц
ын ;
• в корнях слов:
цыган, цыц,
цыкнуть, на
цыпочках,
цыплёнок;
• В окончаниях
прилагательных:
куц ый ,
бледнолиц ый
Записать одним словом.
• Артист цирка;
• устаревшее обозначение парикмахера;
• апельсины, мандарины, лимоны;
• большой резервуар для перевозки
жидкостей;
• отрывок из какого-либо произведения;
• знак, обозначающий количество;
• высокая твердая шляпа с небольшими
полями;
• стриженый и крашеный мех овцы, собрание
каких-либо предметов
•Птиц… - птиц…н,
•лисиц… - лисиц…н,
• сестриц… -
сестриц…н.
Графический диктант
Составляем схему предложения с однородными
членами.
• Мы знаем и помним историю нашей улицы.
• Вдруг в ветвях промелькнули синицыны хвост и
голова.
• Мы не ходим на представления, когда циркачи
отдыхают и репетируют
Падежные окончания имён
существительных
2-е
скл.
Падеж 1-е
скл.
-и (-ы) -
- Е
-
- Е
- Е
Р.п.
Д.п.
П.п.
Слова-
подсказки:
Рука
Луна, земля
Плечо
Окно, конь
3-е
скл.
-И
-И
- И
Грудь
Печь, степь
Тренинг
Вспомним.
О-Ё после шипящих в корне
Ё (под ударением)
шёлк шелка
зачёт вычет
щёголь щеголять
шёпот шептать
О (без ударения) в
заимствованных словах
жокей, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе,
шофёр, Шотландия
Исключения:
крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом,
трущоба, трещотка, шов, шомпол
Буквы О, Ё после шипяших в
корне
О, Ё
в корнях
под ударением
без ударения
Ё
пришёл
решётка
дешёвый
О
шоколад
жонглёр
жокей
Исключения:
Шорты
Шомпол
Крыжовник
Капюшон
Шов
Шок
Обжора
Шорох
Буквы О, Ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
О,Ё
в суффиксах и окончаниях
существительных и
прилагательных
ПОД УДАРЕНИЕМ
БЕЗ УДАРЕНИЯ
О
творожок
крыльцом
грошовый
алычовый
морозцем
хорошего
грушевый
Е
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
ночёвка
корчёвка
тушёнка
сгущёнка
Алгоритм «Написание гласных Е-Ё-О после
шипящих и Ц в существительных и
Определить часть слова, в которой находится
прилагательных».
орфограмма
В корне
Подобрать
однокоренное слово
с Е в корне
В суффиксе или в
окончании
Поставить
ударение
Есть
Нет
Пишем
Ё в
корне
Пишем
О в
корне
Гласная
под
ударение
м
Пишем
О
Гласная без
ударения
Пишем
Е