Презентация по русскому языку на тему «Бессоюзное сложное предложение» (9 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 23.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением; обратить внимание на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; рассмотреть условия постановки запятой и точки с запятой между частями сложного предложения; формировать умения правильно расставлять знаки препинания в БСП; используя дидактический материал, готовить учащихся к экзамену.
Иконка файла материала Понятие о БСП.ppt
1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой  2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было  комнате. переправиться. 3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце. 4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. 5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный. 6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось  кваканье лягушек. 7. Я сразу понял, что это дело мне по силам. 8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под  ногами твердую землю. 9. Где тонко, там и рвется. 10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
 Вставьте пропущенные слова в данный текст.  Простые предложения соединяются в сложные двумя основными  способами: при помощи ________  и _______ (или_________) и  при помощи ___________ (без________).  Предложения, части которого связаны при помощи  сочинительных союзов, называются  _______________________________.  Предложения, части которого связываются при помощи  подчинительных союзов или союзных слов, называются  ____________  Предложения, части которого связываются только при помощи  интонации, называются  ________________________________. 
Среди данных предложений найдите БСП, выпишите,  подчеркните грамматические основы, назовите знаки  препинания, разделяющие части БСП.  1. Я вас любил – меня вы не любили. 2. Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса. 3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. 4. Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала,  хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше. 5. Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу. 6. Вся поверхность земли представлялась зелено –  золотым океаном, по которому брызнули миллионы  разных цветов. 7. Я понял, что долго не смогу притворяться. 8. Я понял: долго не смогу притворяться.
«Знаки препинания в БСП» Схема  предложения Способ замены  знака препинания Примеры
Среди данных предложений найдите БСП, запишите,  подчеркивая грам. основу и расставляя знаки препинания.  1. Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы. 2. День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали  как­то вразлад. 3. В воздухе вдруг захолодело путешественники  почувствовали близость Днепра. 4. Путешественник остановились на ночлег разложили  костер приготовили ужин. 5. Сияет солнце воды блещут     Деревья радостно трепещут     Купаясь в небе голубом. 6. Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
 Домашняя работа № 3.  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и  расставляя знаки препинания.           (1) (Не)далеко от усадьбы за речкой на возвыше…ом месте есть  курган. (2) Он (не)высок его запахивают ржаной кол..с шуршит по его  склонам. (3) Тот кто в давние врем…на выбрал это место поступил  прав…льно потому что место х…рошее. (4) (От)сюда в…дны г… ризонты всех стран света (з,с)десь вольно ходят ветры сев…ра юга  в…стока и зап…да. (5) Этот курган древнейший пункт нашей з…мли.     2. Укажите верную характеристику 3 предложения.           А) сложносочиненное                            Б) простое с однородными  членами  В) сложноподчиненное                          Г) бессоюзное  3. Укажите номера бессоюзных предложений, составьте их  схемы.
 4. В каком слове нет окончания?    А) курган                    Б) место                 В) ходят                  Г) здесь    5. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.    А) усадьбы            Б) его             В) месте           Г) нашей    6. Из 4 предложения выпишите словосочетание с типом связи  ПРИМЫКАНИЕ, выполните его синтаксический разбор.