Тема урока
«Безударные окончания существительных в единственном числе»
Цель урока: совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имен
существительных в родительном, дательном предложном падежах.
Задачи урока:
Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные
падежи.
Развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, воображение, память.
Воспитывать умение работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.
Оборудование:
Мультимедио
Компьютер
Презентация Power Point
Карточки с заданиями
Фотографии, иллюстрации на тему: «День защитника отечества»
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности:
Поздоровайтесь с гостями. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите дату.
Возьмите простой карандаш и изобразите своё настроение в виде смайлика наверху,
в левом углу. Закройте тетради. На ваших партах лежат карточки разных цветов с
цифрами. Чётные цифры улыбнитесь нечётным, теперь нечётные скажите что
нибудь доброе чётным. Молодцы! А теперь мы готовы окунуться в урок. Внимание
на слайд. Начнём с проверки знаний.
Слайд: Марш..руют по площад... Объясните пропущенные буквы.
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд: Площадь, мужчина, защитник. Определите часть речи этих слов (имя
существительное) Что такое имя сущ?(ответы детей) В каком числе они стоят?
(ед.ч.) А если эти слова изменить по падежам, ударение будет падать на окончание?
(нет) Как эти окончания будут называться? (безударные) Почему слова записаны
несколько раз? Повторение. Попробуем сформулировать тему. Тема урока:
«Безударные окончания имён существительных в единственном числе. Повторение»
Может ещё чтото особенное заметили? (урок посвящён празднику 23 февраля).
Молодцы? А что вы хотите получить от этого урока? (ответы детей)
(мы будем совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен
существительных единственного числа).
– Какие гласные создают особую трудность при письме?– Вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание? (алгоритм,
опорные слова) 1 склонения: земля, страна, вода.
2 склонения: слон, село, окно.
3 склонения: рожь, степь, тень.
А сейчас измените эти 3 слова по падежам. Поменяйтесь тетрадями проверьте по слайду.
Оцените соседа по парте.
Работа в командах. Соединитесь обладатели карточек одного цвета. (Образуются 4
команды: зелёные, оранжевые, синие, красные) Номер 1 заберите задание для своей
команды. Игра «Найди пару» Даны пословицы, они перепутаны. Нужно соединить начало
и конец пословиц, выделить окончание, определить падеж и склонение у
существительных с пропущенными буквами (распределение ролей в команде, для работы
даётся 57 минут)
Слайд:
Родине служит верно, тот долг исполняет примерно. Худой мир лучше доброй брани.
Трус своей тени боится. С песней дружить в бою не тужить.
Без смелости не возьмешь крепости. Головой думай, а силой борись. Кто
Коллективная проверка. За каждый правильный ответ команда получает балл.
3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Ученики образуют два круга. Чётные внутри, нечётные снаружи. Идут по кругу
(против и по часовой стрелке) Делают столько шагов, сколько букв в слове
«ПРАЗДНИК» (8слов) поворачиваются лицом друг к другу. Вопрос: существит.
женского рода, с нулевым окончание, в конце мягкий знак, какое это склонение?
Отвечает внешний круг. («Ильнара, что тебе ответил Артём?») (ответ 3скл.)
Продолжаем. Сделайте столько шагов, сколько падежей в русском языке (6
падежей) Вопрос: определите склонение «февраль» (2 скл.) (отвечает внутр.круг)
Сделайте столько шагов, сколько звонких звуков в слове «армия» (3 звонких звука,
р,м,й) Вопрос: придумайте слово 1 склонения и поставьте его в предложный падеж.
(внешний круг отвечает) Спасибо. Молодцы!
4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. Работа в парах.
На слайде слова, из которых нужно составить предложение. Защитник, настоящий,
смелость, обладать, должен. (Настоящий защитник должен обладать смелостью.)
Праздник, папа, я, с, поздравлю. (Я поздравлю папу с праздником) Объяснить
правописание окончаний имён существительных.
5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. Блицопрос.
Дети называют окончание
Слайд:
после метели
на макушкеу березки
в воздухе
на солнце
на полянке
о чести
– Вы хорошо работали на уроке. Вы можете задать волнующие вопросы своим
одноклассникам.
А теперь нарисуйте своё настроение внизу, в правом углу.
(карточки для команд)
1 команда (синие)
1.Соедини линиями пословицы по смыслу.
2.Допиши и выдели окончание, определи падеж и склонение у этих же существительных.
Без смелост...
тот долг исполняет примерно.
Голов… думай,
не возьмешь крепости.
Кто Родин… служит верно,
а сил… борись.
С песн… дружить
лучше доброй бран...
Трус своей
в бою не тужитьХудой мир
тен… боится.