Презентация по русскому языку для учащихся 4 класса по программе "Школа России". (учебник В.П.Канакина "Русский язык" 4 класс) Задачи урока: Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ. Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения. Воспитательные: повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Тема урока:
Части речи
Имя существительное.
Михальченко Н.В.
МБОУ СОШ №4г.Липецк
Задачи урока
Обучающие: обучение учащихся применению
правил на определение числа, рода, падежа
имен сущ. Познакомить уч-ся с выражением «три
кита» в русском языке.
Развивающие: Развивать внимание,
наблюдательность, умение анализировать,
развивать устойчивую мотивацию к процессу
обучения.
Воспитательные: повышение уровня
познавательного интереса к предмету русский
язык
Чистописание
Алмаз и в грязи видать.
Аршин с шапкой.
Алфави'т, арбу'з, атла'с (ткань).
Словарная работа
БЕГ
1. Спортсмен, занимающийся бегом.
2. Слово, обозначающее действие,
с этим корнем.
3. Дорожка для бега.
ЗВОН
1. Предмет, издающий звон.
2. Слово, обозначающее признак,
с корнем звон.
3. Издавать звон.
Словарная работа
Бегун, бегать, беговая.
Звонок, звонкий, звонить.
Только единственного числа
снег, мороженое, вода, серебро, ртуть,
кефир, хлеб, крупа, мука счастье,
боль, мечта, горе, надежда, дружба,
любовь, красота .
молодёжь, профессура, листва,
детвора, тряпьё, дворянство
город Уфа, созвездие Девы, сигареты
"Дружок", роман "Обломов"
Только множественное
парные или многочастные предметы: санки,
ножницы, часы, весы, ворота, очки, деньги,
брюки и др.
игры: прятки, жмурки, салки, шахматы,
шашки
временные отрезки: сумерки, сутки, будни,
каникулы
духи, сливки, дрожжи, чернила
географические названия, имевшие раньше
собирательное значение: Альпы, Гималаи,
Горки, созвездие Гончих Псов
Несклоняемые
существительные
такси, метро, пальто,
фортепиано, радио, кино,
портмоне, ателье, салями,
шоссе, пони.
Падеж имен
существительных
Термин "падеж" пришел в грамматику из старославянского языка,
где падежъ был дословным переводом греческого слова ptosis, pipto -
"падать". "Падение" существительного с получением им того или иного
падежного окончания.
Количественно-отделительный, «Кусочек сахару», «головка чесноку», но
такие формы употребляются всё реже и количество существительных,
принимающих такое окончание, невелико. Поэтому этот падеж не
задержался в русском языке у большинства его носителей и помнят о нем
только лингвисты.
Предложный падеж = местный + сказительный
В древнерусском языке был еще один падеж - звательный. Он служил для
выражения обращения. Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?" "старче" - как раз слово "старик" в звательном
падеже.
О боже! О господи! Встречаемся с такой формой и в пословице: "На тебе,
небоже, то, что нам негоже". "небоже" - звательный падеж слова "небога",
что значит - убогий, нищий.
Мам! Пап! Это усеченные формы слов, которые произносятся с особой,
звательной интонацией.
Роль имен существительных
в речи
Имена существительные в предложении
могут быть
главными членами предложения
второстепенными членами предложения
Наступила осень.
Она раскрасила природу разноцветными
красками.
Листья кружатся и падают.
Осень – волшебница!
Тест
Имя существительное -
1)обозначает признак предмета
2) обозначает предмет
3) обозначает действие предмета
2.Какое слово лишнее?
1) солнце
2) радость
3)окно
3. В каком словосочетании оба имени
существительных женского рода?
1)марка для письма
2) страница книги
3) компот из вишни
Тест
4. Какое имя существительное первого склонения?
1) декабрь
2) дядя
3) стекло
5. Имена существительные, какого падежа отвечают
на вопросы кому? чему?
1) Р.п.
2) Д.п.
3) В.п.
6. К несклоняемым существительным относятся
имена существительные
1) тетрадь
2) зима
3) радио