Презентация по русскому языку на тему "Фразеологизмы, их роль в речи" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Презентация по русскому языку на тему "Фразеологизмы, их роль в речи" (6 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русский язык
6 кл
20.01.2017
Презентация по русскому языку на тему "Фразеологизмы, их роль в речи" (6 класс, русский язык)
Презентация, которая позволит не только объяснить, что такое фразеологизмы, но и, используя игровые моменты, показать, как они проявляются в речи, уместность их использования, особенность их строения. Презентация может быть использована в 6 классе при изучении темы «Фразеология» , а также в 10 классе во время работы по подготовке к ЕГЭ.
Фразеологизмы, их роль в речи.pptx

Фразеологизмы, их роль в речи.

Фразеологизмы, их роль в речи.

Фразеологизмы, их роль в речи.

Признаки свободных словосочетаний

Признаки свободных словосочетаний

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

Любое слово можно заменить другими словами.

В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию.

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

Не создаются в процессе речи, а используются готовыми, требуют запоминания.

Ошибки в употреблении фразеологизмов 1

Ошибки в употреблении фразеологизмов 1

Ошибки в употреблении фразеологизмов

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками

4.Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

Фразеологический оборот в его отношении к части речи

Фразеологический оборот в его отношении к части речи

Фразеологический оборот в его отношении к части речи.

Если фразеологический оборот не выражает законченной информации, т.е. по структуре и по значению не соответствует предложению, то он выступает в качестве члена предложения.
С точки зрения эквивалентности той или иной части речи фразеологические обороты можно разделить на основные группы:
1) глагольные фразеологизмы: упустить из виду; восстать из сна; пить горькую; плакать в жилетку; пройти мимо.

Вот тебе и на!; Вот оно что!; И никаких гвоздей!;

Вот тебе и на!; Вот оно что!; И никаких гвоздей!;

2) субстантивные фразеологизмы: игра слов; краска стыда; лучевая болезнь; авгиевы конюшни;
3) наречные фразеологизмы: хоть пруд пруди; на веки вечные; без году неделя; в три ручья; как снег на голову; изо дня в день;
4) адъективные фразеологизмы: какой ни на есть; кожа да кости; в чем мать родила; себе на уме;
5) междометные фразеологизмы: Вот тебе и на!; Вот оно что!; И никаких гвоздей!; Давно бы так!;
6) модальные фразеологизмы: Что за вопрос?; Как бы не так!; если хотите; к слову сказать

Применение в речи Фразеологизмы русского языка служит для создания образности и выразительности речи

Применение в речи Фразеологизмы русского языка служит для создания образности и выразительности речи

Применение в речи

Фразеологизмы русского языка служит для создания образности и выразительности речи. Они необыкновенно богаты и разнообразны по своему составу, обладают большими стилистическими возможностями.
Эффект от фразеологизма существенно возрастает, если автор обыгрывает смысл его компонентов, включает его в новые, необычные для него сочетания.

Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (время от времени, от мала до велика)

Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (время от времени, от мала до велика)

Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (время от времени, от мала до велика)
Книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения)
Разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы)
Просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)

Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания

Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания


Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания.
Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».

Задание 3 Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, незаметный» 1) волк в овечьей шкуре 2) тише воды, ниже травы 3) вольная птица 4) заячья душа

Задание 3 Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, незаметный» 1) волк в овечьей шкуре 2) тише воды, ниже травы 3) вольная птица 4) заячья душа


Задание 3
Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, незаметный»
1) волк в овечьей шкуре
2) тише воды, ниже травы
3) вольная птица
4) заячья душа

Задание 4 В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны 2) душа уходит в…

Задание 4 В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны 2) душа уходит в…


Задание 4
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны
2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку
3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы
4) прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар

Задание 5 Какая пара фразеологизмов не является антонимами? 1) капля в море, хоть пруд пруди 2) воспрянуть духом, повесить голову 3) за тридевять земель, рукой…

Задание 5 Какая пара фразеологизмов не является антонимами? 1) капля в море, хоть пруд пруди 2) воспрянуть духом, повесить голову 3) за тридевять земель, рукой…


Задание 5
Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) капля в море, хоть пруд пруди
2) воспрянуть духом, повесить голову
3) за тридевять земель, рукой подать
4) бить баклуши, лодыря гонять

Вариант 32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Вариант 32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Вариант 32.
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)

Выделите опорные слова. Найдите фразеологизмы в тексте

Выделите опорные слова. Найдите фразеологизмы в тексте

Выделите опорные слова.
Найдите фразеологизмы в тексте.
Определите их функцию и стилистическую окраску.
Обратите внимание: является ли фразеологизм самостоятельным предложением или выступает в качестве члена предложения.
Вспомните определение фразеологического оборота и его особенности как неделимой единицы.

Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль:

Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль:

Фразеологизмы

афористично, кратко и ёмко выражают мысль:
Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний.
выражают авторскую оценку изображаемого:
Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».

Кроме отдельных слов в современном русском языке в качестве особых лингвистических единиц употребляются устойчивые словосочетания, называемые обычно фразеологическими оборотами

Кроме отдельных слов в современном русском языке в качестве особых лингвистических единиц употребляются устойчивые словосочетания, называемые обычно фразеологическими оборотами

Кроме отдельных слов в современном русском языке в качестве особых лингвистических единиц употребляются устойчивые словосочетания, называемые обычно фразеологическими оборотами. Подобное устойчивое сочетание слов состоит всегда из одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого и располагающихся друг за другом в строго установленном порядке. Важной особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как свободные словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.

Вариант 1. Фразеологизмы обладают уникальной способностью немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и…

Вариант 1. Фразеологизмы обладают уникальной способностью немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и…

Вариант 1.
Фразеологизмы обладают уникальной способностью немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Подобный пример мы видим в предложении №…, где устойчивое словосочетание «……..», обозначает …..и является (законченным предложением или частью предложения).

Вариант 2. Нередко фразеологизмы образуются на базе свободных словосочетаний, которые выражают наглядность действий

Вариант 2. Нередко фразеологизмы образуются на базе свободных словосочетаний, которые выражают наглядность действий

Вариант 2.
Нередко фразеологизмы образуются на базе свободных словосочетаний, которые выражают наглядность действий. Например, готовясь к работе, мы засучиваем рукава, чтобы удобнее было делать дело. Свободные словосочетания, называющие такие действия людей, обладают «картинностью», которая «по наследству» передается омонимичным фразеологизмам: засучить рукава – «усердно, старательно, энергично делать что-либо». Подобные устойчивые словосочетания часто становятся привычными в нашей речи. Пример….
Другие фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль, например,….

Существует мнение, что данный фразеологизм берет свое начало еще со времен знаменитой

Существует мнение, что данный фразеологизм берет свое начало еще со времен знаменитой

Существует мнение, что данный фразеологизм берет свое начало еще со времен знаменитой Вавилонской башни. В те времена люди настолько возгордились своими знаниями и умениями, что решили построить огромную башню, которая бы достала до неба. Они решили, что Высшие силы им не указ – они и сами все смогут сделать. Но Господь разрушил башню, тогда вавилоняне начали тыкать друг в друга пальцем и обвинять в разрушении других, но только не себя. Глядя на это, Бог разделил языки, чтобы они не могли понять, о чем говорит другой человек. Вот с тех пор и пошло это устойчивое словосочетание.

Вариант 3 Фразеологизмы русского языка служат для создания образности и выразительности речи

Вариант 3 Фразеологизмы русского языка служат для создания образности и выразительности речи

Вариант 3

Фразеологизмы русского языка служат для создания образности и выразительности речи. Они необыкновенно богаты и разнообразны по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями.
Самый большой стилистический пласт составляет разговорная фразеология. Например, в предложении №… употребляется фразеологический оборот «….», который выражает…
Не менее часто употребляются стилистически нейтральные устойчивые словосочетания, как в предложении №…

Вывод Фразеологические средства языка позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношение, поэтому «фразеологизмы – неизменные спутники нашей…

Вывод Фразеологические средства языка позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношение, поэтому «фразеологизмы – неизменные спутники нашей…

Вывод

Фразеологические средства языка позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношение, поэтому
«фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Определить автора крылатого выражения 1)

Определить автора крылатого выражения 1)

Определить автора крылатого выражения

1) Принцесса на горошине.
2) Мертвые души.
3) Рожденный ползать – летать не может.
4) А судьи кто?
5) С чувством, с толком, с расстановкой.
6) Счастливые часов не наблюдают.
7) У сильного всегда бессильный виноват.
8) Герой нашего времени.
9) Любви все возрасты покорны.
10) Мы все учились понемногу,
      Чему-нибудь и как-нибудь.
11) Не хочу учиться, а хочу жениться.
12) Нет повести печальнее на свете

Список литературы В.Ф.Греков,

Список литературы В.Ф.Греков,


Список литературы
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык 10-11 класс, Москва «Просвещение», 2010 г.
В. Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, «Локид-Пресс», 2003 г.
И.В.Федосов, А.Н.Лапицкий. Фразеологический словарь, Москва ЮНВЕС, 2003 г.

Правила работы в группах 1

Правила работы в группах 1

Правила работы в группах

1. Критикуй идеи, но не человека.
       2. Поощряй участие каждого в обсуждении
       3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
    4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.    
  5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.   
    6. Ищи рациональное в высказываниях других. 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017