Презентация по русскому языку для 5 класса по теме "Имена существительные общего рода" оставлена для работы по учебнику М.М.Разумовской, но может быть использована при работе с учебником Ладыженской и др. В ходе урока ученики сами выводят тему урока, презентация предполагает смену деятельности ,что соответствует здоровьесберегающей технологии.
Имена существительные
общего рода
Парушкина Г.Н.
МБОУ «Петровская СОШ №1
Омского р-на Омской обл.»
Вариант 1
Вариант 2
Лебедь
мышь
картофель
бандероль
мозоль
Тюль
фасоль
рояль
шампунь
овощ
Проверьте, к какому роду относятся данные
словосочетания
слова. Составьте
«прилагательное+существительное». Сделайте
фонетический разбор подчеркнутого слова.
с ними
Проверь себя!
Вариант 2
Вариант 1
Лебедь (м.р.)
Мышь(ж.р.)
Картофель(м.р.)
Бандероль(ж.р.)
Мозоль (ж.р.)
Тюль(м.р.)
Фасоль(ж.р.)
Рояль(м.р.)
Шампунь(м.р.)
Овощ (м.р.)
Найди ошибку:
Вариант 1
Вариант 2
Золотая семечко
Хороший шампунь
Спелый яблоко
Старый мозоль
Белая рояль
Серая мышь
Проверь себя!
Вариант 1
Золотое семечко
Хороший шампунь
Спелое яблоко
Вариант 2
Старая мозоль
Белый рояль
Серая мышь
• Поставьте имена существительные в
единственное число и разделите их
по родам в 3 столбика.
• Площади, пальцы, поля, учебники,
доски, облака, ружья, ключи,
вещи.
1 склонение
Доска
3 склонение
площадь
вещь
Проверь себя!
2 склонение
палец
поле
учебник
облако
ружьё
ключ
«Ты у меня такой сластёна!» сказала бабушка внуку.
Сластёна Даша очень любит конфеты.
Определите род у существительного сластёна.
Как вы его определили?
Какие слова вам помогли?
(такой, внук, Даша)
Вас не удивляет что существительное сластёна меняет
свой род?
Кого обозначает существительное сластёна в первом и
втором предложении?
Это необычные существительные. В морфологии такие
существительные называют существительными общего
рода. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
Имена существительные
общего рода
Наблюдение над словами лежебока, белоручка.
Выявление признаков существительных общего
рода.
Догадайтесь, о ком идет речь – о мальчике или о
девочке?
Лежебока Саша не торопилась на занятия.
Наш Саша – настоящий белоручка.
Определите
лежебока, белоручка.
Какие слова вам помогли?
существительных
род
имен
Что обозначают слова лежебока и белоручка?
Как они характеризуют человека?
А теперь поищем в текстах существительные общего рода
(упражнение №728)
Объясните лицо какого пола они называют? Как вы это
определили?
Выделите окончания у существительных общего рода.
Как существительные общего рода характеризуют
человека?
Найдите в тексте обращение, составьте схему первого
предложения.
Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов.
Найдите в загадке спрятанное
существительное общего рода. Выпишите
его вместе с прилагательным и укажите род
существительного. Выделите окончания у
существительных общего рода.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной.
О ком идет речь в загадке?
Образуйте существительные общего рода со
значением «лицо, производящее действие»,
запишите по образцу, выделите окончания.
• Разинуть – разиня;
• реветь –
• растрепать –
• транжирить –
• задирать –
• мямлить –
• брюзжать –
•
Проверь себя!
Разинуть – разиня;
реветь – рева;
растрепать – растрепа;
транжирить – транжира;
задирать – задира;
мямлить – мямля;
брюзжать – брюзга.
Как эти слова характеризуют человека?
Хотели бы вы быть похожими на них? Почему нет?
В каком стиле речи можно встретить существительные
общего рода?
значению
Определите по лексическому
слова общего рода и запишите их:
Человек, которому не сидится на месте
Неуклюжий, неловкий человек
Недоучившийся, мало знающий человек
Неаккуратный человек
•
Проверь себя!
отрицательно
человека,
Непоседа, недотёпа, недоучка, неряха, грязнуля.
Что объединяет все записанные вами слова?
Как вы оцените («хороший» «плохой») внешний
вид и поступки таких людей?
(Они
пишутся с НЕ слитно, имеют окончания –А,Я.)
существительные общего рода обычно
Итак,
называют людей по их характеру, привычкам или
повадкам и поступкам и, нередко, дают им
отрицательную оценку. Они употребляются, в
основном, в разговорной речи.
характеризуют
А как вы думаете, будут ли словами общего рода
следующие слова: учитель, врач, повар, парикмахер?
Обоснуйте свою точку зрения.
(Эти существительные имеют нулевое окончание, а
не окончание –А, Я; они не характеризуют лицо, а
называют профессию, род деятельности, поэтому не
являются словами общего рода).
Составьте предложения, чтобы доказать, что эти
слова могут употребляться по отношению к лицам
мужского и женского пола (эти слова называют лицо
по профессии, роду деятельности. Они являются
существительными мужского рода).
Чтобы не ошибиться при употреблении этих
существительных, рассмотрим, какое согласование с
этими существительными является правильным, а
какое – неправильным.
Правильно
Пришла лечащий
врач.
Неправильно
Пришла
врач.
лечащая
Самостоятельная работа
Определите род имен существительных и
запишите их в нужный столбик (работа в
парах): носок, мозоль, забияка, вестибюль,
тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь,
непоседа, врач, стража, рева, парашют,
торопыга.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы
друг друга.
Обобщение
какими
особенными
именами
С
существительными мы познакомились на уроке?
(пример).
Какие окончания имеют имена существительные
общего рода в И.п?
Лиц
существительные общего рода?
К какому роду относятся существительные типа
врач, председатель, бригадир?
могут
обозначать
какого
пола
Дома
• Знать правило на с.259, у.730,
повторить с.258, 260