Презентация по русскому языку на тему "Имена существительные общего рода" (5 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по русскому языку для 5 класса по теме "Имена существительные общего рода" оставлена для работы по учебнику М.М.Разумовской, но может быть использована при работе с учебником Ладыженской и др. В ходе урока ученики сами выводят тему урока, презентация предполагает смену деятельности ,что соответствует здоровьесберегающей технологии.
Иконка файла материала существительные общего рода.pptx
Имена существительные общего рода Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1 Омского р-на Омской обл.»
Вариант 1 Вариант 2 Лебедь мышь картофель бандероль мозоль  Тюль фасоль рояль шампунь овощ  Проверьте,  к  какому  роду  относятся  данные  словосочетания  слова.  Составьте  «прилагательное+существительное».  Сделайте  фонетический разбор подчеркнутого слова. с  ними
Проверь себя! Вариант 2 Вариант 1 Лебедь (м.р.) Мышь(ж.р.) Картофель(м.р.) Бандероль(ж.р.) Мозоль (ж.р.) Тюль(м.р.) Фасоль(ж.р.) Рояль(м.р.) Шампунь(м.р.) Овощ (м.р.)
Найди ошибку: Вариант 1 Вариант 2 Золотая семечко Хороший шампунь Спелый яблоко Старый мозоль Белая рояль Серая мышь
Проверь себя! Вариант 1 Золотое семечко Хороший шампунь Спелое яблоко Вариант 2 Старая мозоль Белый рояль Серая мышь
• Поставьте  имена  существительные  в  единственное  число  и  разделите  их  по родам в 3 столбика. • Площади, пальцы, поля, учебники,  доски,  облака,  ружья,  ключи,  вещи.
1 склонение Доска 3 склонение площадь вещь Проверь себя! 2 склонение палец поле учебник облако ружьё ключ
«Ты  у  меня  такой  сластёна!»  ­  сказала  бабушка  внуку.  Сластёна Даша очень любит конфеты. Определите род у существительного сластёна. Как вы его определили? Какие слова вам помогли?  (такой, внук, Даша) Вас  не  удивляет  что  существительное  сластёна  меняет  свой род? Кого  обозначает  существительное  сластёна  в  первом  и  втором предложении? Это  необычные  существительные.  В  морфологии  такие  существительные  называют  существительными  общего  рода. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
Имена существительные  общего рода
Наблюдение над словами лежебока, белоручка.  Выявление признаков существительных общего  рода. Догадайтесь,  о  ком  идет  речь  –  о  мальчике  или  о  девочке?  Лежебока  Саша  не  торопилась  на  занятия.  Наш Саша – настоящий белоручка. Определите  лежебока, белоручка. Какие слова вам помогли? существительных  род  имен
Что обозначают слова лежебока и белоручка? Как они характеризуют человека? А теперь поищем в текстах существительные общего рода  (упражнение №728) Объясните  лицо  какого  пола  они  называют?  Как  вы  это  определили? Выделите окончания у существительных общего рода. Как  существительные  общего  рода  характеризуют  человека? Найдите  в  тексте  обращение,  составьте  схему  первого  предложения. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов.
Найдите в загадке спрятанное  существительное общего рода. Выпишите  его вместе с прилагательным и укажите род  существительного. Выделите окончания у  существительных общего рода. Сердитый недотрога живет в глуши лесной, Иголок очень много, а нитки ни одной. О ком идет речь в загадке?
Образуйте существительные общего рода со  значением  «лицо,  производящее  действие»,  запишите по образцу, выделите окончания. • Разинуть – разиня; • реветь –  • растрепать –  • транжирить –  • задирать –  • мямлить –  • брюзжать –
• Проверь себя! Разинуть – разиня; реветь – рева; растрепать – растрепа; транжирить – транжира; задирать – задира; мямлить – мямля; брюзжать – брюзга. Как эти слова характеризуют человека?  Хотели бы вы быть похожими на них? Почему нет? В каком стиле речи можно встретить существительные  общего рода?
значению  Определите  по  лексическому  слова общего рода и запишите их: Человек,  которому  не  сидится  на  месте  Неуклюжий, неловкий человек  Недоучившийся, мало знающий человек Неаккуратный человек
• Проверь себя! отрицательно  человека,       Непоседа, недотёпа, недоучка, неряха, грязнуля. Что объединяет все записанные вами слова? Как  вы  оцените  («хороший»  ­  «плохой»)  внешний  вид и поступки таких людей?  (Они  пишутся с НЕ слитно, имеют окончания –А,­Я.) существительные  общего  рода  обычно  Итак,  называют  людей  по  их  характеру,  привычкам  или  повадкам  и  поступкам  и,  нередко,  дают  им  отрицательную  оценку.  Они  употребляются,  в  основном, в разговорной речи. характеризуют
А  как  вы  думаете,  будут  ли  словами  общего  рода  следующие слова: учитель, врач, повар, парикмахер? Обоснуйте свою точку зрения.   (Эти  существительные  имеют  нулевое  окончание,  а  не окончание –А, ­ Я; они не характеризуют лицо, а  называют профессию, род деятельности, поэтому не  являются словами общего рода). Составьте  предложения,  чтобы  доказать,  что  эти  слова  могут  употребляться  по  отношению  к  лицам  мужского и женского пола (эти слова называют лицо  по  профессии,  роду  деятельности.  Они  являются  существительными мужского рода).
Чтобы  не  ошибиться  при  употреблении  этих  существительных,  рассмотрим,  какое  согласование  с  этими  существительными  является  правильным,  а  какое – неправильным.  Правильно Пришла лечащий  врач. Неправильно Пришла  врач. лечащая
Самостоятельная работа  Определите  род  имен  существительных  и  запишите  их  в  нужный  столбик  (работа  в  парах):  носок,  мозоль,  забияка,  вестибюль,  тюль,  растяпа,  фамилия,  рояль,  мышь,  непоседа,  врач,  стража,  рева,  парашют,  торопыга. Поменяйтесь  тетрадями  и  проверьте  работы  друг друга.
Обобщение какими  особенными  именами  С  существительными  мы познакомились на уроке?  (пример). Какие окончания имеют имена существительные  общего рода в И.п? Лиц  существительные общего рода? К  какому  роду  относятся  существительные  типа  врач, председатель, бригадир? могут  обозначать  какого  пола
Дома • Знать правило на с.259, у.730, повторить с.258, 260