Изучение пунктуации при обособленных членах предложения(подготовка к выполнению заданий №9 ОГЭ и №16 ЕГЭ)
Учитель русского языка и литературы
Букулова Л. Л.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г.Новомосковск
Самые распространенные пунктуационные ошибки при обособленных оборотах
1. Отсутствие запятых или второй запятой.
Евгений Онегин, поселившись в деревне_ не стал знакомиться со всеми соседями.
Метель стихала, рассыпаясь снегом по лесу_и_теряя силу, свистела все тише и тише.
Несмотря на раннее утро_Глаша уже не спала.
Некоторые причины пунктуационных ошибок в предложениях с обособленными членами
Незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих обособлению.
Незнание пунктуационных правил.
Несформированность навыка устанавливать характер синтаксических связей между членами предложения.
Недостаточно развитое логическое мышление.
Отсутствие речевого слуха.
Необходимые пунктуационные умения
1)уметь анализировать структуру предложения (устанавливать грамматическую основу, второстепенные члены и т. д.);
2)знать и понимать правила, связанные с обособленными членами;
3)иметь навык пользования данными правилами;
4)научиться выразительно читать предложения.
Мини-проект
Графическая схема, показывающая интонацию предложения с обособленным и необособленными определениями
Дети, играющие во дворе, не спешили идти домой.
Висевший на стене портрет неожиданно упал.
Мы вошли в рощу, влажную от дождя.
Конструирование предложений
I Измени предложения, превратив один из глаголов в деепричастие. Как изменятся знаки препинания?
1.Вода зашумела по трубам и полилась…
2.Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал…
3. В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила…
4. Он выпрямился, глянул на собачью голову…
II Замени фразеологические обороты в предложениях синонимами. Изменится ли пунктуация?
1)Я летел сломя голову.
2)Мой отец работал не покладая рук.
3)Девчонка стояла разиня рот.
4)Он выпалил все это не переводя дыхания.
5)Ученик сделал это не помня себя.
Обособление приложений
I Перестрой-ка.
Перестройте группы составных сказуемых в обособленные приложения.
Николай Алексеевич Некрасов – истинно народный поэт.
Лев Николаевич Толстой – гениальный русский писатель.
Александр Сергеевич Пушкин – автор замечательных сказок.
Корней Иванович Чуковский – автор «Мойдодыра».
Новый год – любимый праздник детворы.
Собака – друг человека.
Природа – наше богатство.
Литература – сокровищница человеческой мысли
Обособление дополнений и обстоятельств
Перестой-ка
Перестройте предложения по образцу:
1. В сентябре нигде подобных дней не бывает, а в России бывает – Кроме России, в сентябре нигде подобных дней не бывает.
2. День оказался дождливым, а прогнозы Гидрометцентра обещали другое. (Вопреки.)
3. На повестке дня стояли многие вопросы и вопрос об успеваемости учеников. (Помимо.)
4. На полке стояли книги на иностранных языках и книги на русском языке. (Наряду.)
5. Все разошлись, а несколько мальчиков остались. (Исключая.)
Обособление определений
Переделай сложные предложения в простые с причастным оборотом.
1. В 8 часов вечера приехал я к доброму моему Павлу Ивановичу, который обрадовался мне, как родному. (А. Пушкин)
2. Пушкин, несмотря на то что собирался до света ехать, остался у нас ужинать. (А Фукс)
3. Книги, которые я взял с собой в дорогу, перебились и перетёрлись в сундуке.
4. Как жалки те поэты, которые начинают писать прозою. (А. Пушкин)
5. В Бердах мы отыскали старуху, которая знала, видела и помнила Пугача. (В. Даль)
Граммконструктор
Из данных предложений составьте новые, соответствующие схемам. Решите сами, какие из них вы примете за основу нового предложения, а какие используете для формирования указанных оборотов.
I. 1. Владимир углублялся в чащу деревьев и шел все дальше и дальше.
2. Деревья уже почти скинули листву.
3. Он старался движением и усталостью заглушить душевную скорбь.
[ _ x, |иии|, и, |иии|, x].
Пользуясь материалами таблицы, расставьте запятые. Объясните их написание.
1 . В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
2. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято веривший (4) в свою музу.
3. Стеной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву.
4. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
5. Темно-синие вершины гор (1) изрытые морщинами (2) и (3) покрытые слоями снега (4) рисовались на бледном небосклоне.
6. Поднявшись на полусогнутых ногах (1) Метелица стоял минут десять не шелохнувшись (2) зорко вглядываясь (3) и (4) вслушиваясь в ночь.
Пунктуационные задачи
I Расставьте в предложения знаки препинания. В каком предложении запятая перед И не ставится и почему?
1. Хочется провести в лесу хотя бы два-три часа любуясь природой и задыхаясь от восторга.
2. Хочется провести в лесу хотя бы два-три часа, любуясь природой и задыхаясь от восторга слушать крик кукушки.
II Прочитай этот отрывок. Это жалоба, посланная в Петербург на местного губернатора. Здесь нет ни запятых, ни точек. Как изменится смысл, если поставить запятую?
«В бытность мою в губернском городе на выборах однажды встретился с начальником губернии и был изруган им подлецом и мошенником.»
III О чем идет речь в письме героя из произведения Н. Лескова «Смех и горе»? Как можно изменить смысл высказывания с помощью постановки знаков препинания?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; на опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец?
V Семиклассница Валя выполняет домашнюю работу на употребление деепричастных оборотов. На дворе весна. Через открытое окно слышно щебетание птиц. Вале не хочется думать, и ее рука пишет машинально:
Шли кони, звонко распевая песни. На них молодцевато сидели всадники.
Как правильно писать этот текст?
VI В каком случае надо обособить оборот со словом начиная?
Начиная любую работу обеспечьте себя всем необходимым. Начиная с прошлого года он изучает английский язык.
VII Исправь ошибки при употреблении деепричастных оборотов:
Подъезжая к дому, залаяли собаки.
Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани.
Вернувшись домой, прошел дождь.
Не успев проехать и версты, начался буран.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.