Урок русского языка
2 класс
УМК «Школа России»
Тема: Местоимение
Учитель: Кречнева И.Л.08.04.15
Тема урока
Местоимение как часть речи: его
значение, употребление в речи
Тип урока
Место урока по теме
Первый урок по теме «Местоимение»
Формы, приемы, методы
Изучение нового материала
Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог
Цель урока
Знакомятся с новой частью речи
местоимением, его значением и
употреблением в речи
Задачи урока
Предметные результаты:
1. Распознавать личные местоимения среди других слов в
предложении.
2. Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве
Регулятивные результаты:
самостоятельно определять учебную задачу
планировать свою деятельность по решению учебной задачи
адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его
реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения
в речи
осознанно и произвольно строят речевое высказывание в
устной и письменной форме
осознают ценности своего языка.
Знать
Определение местоимения как
части речи , его употребление и
значение в речи
Компетенции/УУД
Коммуникативные результаты:
применять правила делового сотрудничества
участвовать в продуктивном диалоге.
Предполагаемый результат
Уметь
1. Распознают личные местоимения среди других слов в
предложении.
2. Различают местоимения и имена существительные.
Педагогические
технологии
Оборудование
учебнопознавательная,
информационная,
метод проблемного
мультимедийное оборудование, карточки с
обучения,
заданиями, смайликикоммуникативная
технология игровых
методов, обучения в
сотрудничестве
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»
А что такое тайна?
(Слайд 3)
А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.
Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы
подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
1.Словарная работа (фронтальная работа) (Слайд 4)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.
Прочитайте предложения.
Что это записано? (пословицы)
Найдите и выпишите словарные слова из пословиц (Мороз, лягушка, урожай)
Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу
существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья
икра, урожайное лето)
Запишите пословицу о трудолюбии. (Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход)
Какая орфограмма вам здесь встретилась, связанная с глаголом?
2.Определение темы урока
Посмотрите на первую пословицу. Какое бы вы хотели выполнить задание с этой пословицей?
(определить части речи)
А я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд искажите, какое это задание, что нужно сделать? (групповая работа) (Слайд 5)
Имя
существите
льное
Имя
прилагатель
ное
Глагол
Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты,
я, храбрая, косить, учиться, весна, яркое.
Докажите, почему объединили слова в одну группу.(каждая группа
доказывает свою часть речи)
Почему вы не все слова распределили?
А мы употребляем эти слова в речи?
Значит они тоже часть речи?
А как называется эта часть речи?
Значит, какая цель нашего урока.( Узнать, как называется новая часть речи.) (Слайд 6)
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Прочитайте два текста и сравните их. (Слайд 7)
1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат
много витаминов.
2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.
О чём говорится в первом тексте?
О чём говорится во 2 тексте?
Вместо каких слов употреблены слова он, они?
Место какой части речи заняли эти слова?
Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.
Так какая тема сегодняшнего урока. (Слайд 8)
.
Почему местоимение получило такое название?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
4. ФИЗМИНУТКА
Я называю слова.
Если это существительное – вы хлопаете в ладоши,
Если прилагательное – топаете ногами,
Если глагол – прыгаете,
Если местоимение – стоите на месте.
Радуга, домашняя, они, решать, пень, весёлый, я, говорить, песня, вы, солнечный, день, мы.
5.ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1.Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята,
а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё коечто интересное. Готовы?
Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.
(Слайд 910)На какой вопрос отвечает слово «слон»?
Каким местоимением заменяется слово СЛОН?
На какой вопрос отвечает слово «он».
Значит, какой вывод мы можем сделать? (Слайд 11)
Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?
Давайте понаблюдаем.
Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. (Слайд 12)
Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Давайте попробуем составить определение понятия местоимения
Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания):
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).
Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их;
указывает на предметы и называет предметы).
А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое
местоимение? (Слайд 13)
Давайте сравним наше определение с эталоном. Что нам говорит тётушка сова?
(учебник с.101)
2.Физминутка (Слайд 14)
А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?
3.Самостоятельная работа по упр.174.
Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.
Оцените товарища по таким критериям:
4.Работа в парах.
У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?
Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее
справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.
(Слайд 15)
……нарисую белочку. А … что будете рисовать?.... умеешь вырезать? Какую задачу …
будем решать? Как хорошо … поёт! Почему … улетают? Сегодня …получила пятёрку.
5.Самостоятельно. Упр.171.
6.ИТОГ УРОКА
Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
Какую часть речи изучали?
Какое определение вывели?
Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
и могу это объяснить одноклассникам.
Я понял, что такое местоимения, (Слайд 15)
Я понял, что такое местоимения, но не уверен, что объясню другому.Я не совсем понял, что такое личные местоимения.