Презентация по русскому языку на тему "Морфология. Орфография. Морфологический разбор разных частей речи" (11 класс, русский язык)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В русском языке много орфограмм, написание которых определяется морфологическими признаками слова. В данной презентации для 11 класса подобраны задания, в которых учащиеся работают с написаниями, правильность которых можно определить. применив знания по морфологии. Многие задания аналогичны тестовым заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Иконка файла материала Морфология.pptx
Морфология. Орфография.  Морфологический разбор разных  частей речи 11 класс
В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в  постановке ударения. Неверно выделена буква, обозначающая  ударный гласный звук. Выпишите это слово. столЯр сирОты шАрфы озлобИть Отрочество
В одном из выделенных слов допущена  ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку и запишите слово  правильно. Стая ЦАПЕЛЬ, ЕЗЖАЙ в город, у неё БОЛЕЕ ГРОМКИЙ голос, к ДВУХТЫСЯЧНОМУ году, в СТА метрах.
В каком ряду во всех словах пропущена  безударная гласная, проверяемая ударением? 1) п…лисадник, разг…реться, ар…мат 2) сл…паться, подм…гнуть, отд…ление (липкий, подмигивание, отдельный) 3) к…нонада, прик…сновение, сл…боватый 4) разж…гать, опт…мист, изм… нения
В каком ряду пропущена одна и та же  буква во всех словах? 1) под…езд, в…ющийся, с…ёмка 2) пр…смотреться, пр…дорожный, пр…вращение 3) бе…вкусный, ра…жалобить, не… добровать 4) не…сознанный, д…срочный, вз… рваться (неосознанный, досрочный, взорваться)
Укажите предложение, в котором используется  фразеологизм: (1) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (2) Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу.
Задание 10. В каком варианте  ответа указаны все слова, где  пропущена буква И? А. налаж..вать В. откле..ваться Б. сбивч..вый Г. стержн..вой 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г
Задание 11. В каком ряду в двух  словах пишется буква Ю? 1. дремл...щая собака; зерна перемел...тся 2. стел...щееся растение; стадо гон..т 3. они ненавид...т; они кол...т лед 4. самокле...щиеся обои; терп...щий бедствие.
Задание 12. В каком предложении  НЕ со словом пишется раздельно?  1) Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом.  2) Я поселился в (не)большой, но уютной комнате.  3) В квартире все оставалось (не)тронутым со дня отъезда Лизы.  4) Альпиниста влекут (не)покорённые вершины.
Задание 13. В каком предложении оба  выделенных слова пишутся слитно?  1) (По)этому пути давно не ездили, (от)того дорога поросла густой травой.  2) Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.  3) Пришлось отказаться (от)того , что было задумано, так как деньги (на)счет не поступили.  4) Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то)результаты наблюдений оказались весьма интересными. 
Задание 14. Укажите все цифры, на  месте которых пишется НН. Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
Морфология.  Записать текст, назвать все части  речи.  Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие перья. Вожак смотрит, может быть, в последний раз на проплывающую под крыльями родную землю. ( По В.Тельпугову).
Работа с текстом. - найти деепричастия несов.в.; - найти причастия действ. наст.вр.; - найти сочинительный союз - какие части речи не встретились в тексте? - что такое местоимение как часть речи?  - какие разряды местоимений вы знаете?
Определите, в каком предложении  находится местоимение со  следующими морфологическими  признаками: определит., им.п., мн.ч.:  А. Кто любит труд, того люди чтут  Б. Кому вершки, а кому и корешки  В. Все хорошо, что хорошо кончается  Г. Мы сами с усами
Какое утверждение неверно?  Никакая родина другая  Не вольет мне в грудь мою теплынь     1. В предложении четыре местоимения  2. Другая – определительное местоимение  3. Никакая – отрицательное местоимение  4. Мне, мою – личные местоимения 1-го лица ед.ч.
Среди предложений 1­3 найдите такое,  которое соединяется с предыдущим при  помощи указательного местоимения:  (1)А вот Пушкин оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (2)Лейтенанта это всерьез тревожило. (3)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но все же…
Какое утверждение неверно?  Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?    1. В предложении две частицы  2. Неужели – отрицательная частица  3. Частица не употреблена при отрицании
Выпишите из предложений  частицы: О детективе много спорят. Еще больше его читают. Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. Что же такое детектив?
Домашнее задание: Упр. 323 (по заданию) Сделать морфологический разбор 3 самостоятельных и 2 служебных частей речи
 Тест составила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 с УИОП» города Бийска Цветкова Татьяна Александровна