На уроке обучающиеся должны: понять, что такое обращение, познакомиться со звательнм падежом и звательной интонацией обращения,
формировать навыки постановки знаков препинания при обращении, прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи, воспитывать ответственность у обучающихся за сказанное слово.
Урок русского языка
Урок русского языка
в 5 классе
в 5 классе
Басня «Кукушка и Петух»
Басня «Кукушка и Петух»
«Как, милый Петушок, поешь ты громко,
«Как, милый Петушок, поешь ты громко,
важно!»
важно!»
«А ты, Кукушечка, мой свет,
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».
«А ты, красавица, божусь,
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то я жду, не дождусь,
Лишь только замолчишь, то я жду, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…»
Чтоб начала ты снова…»
Тема: обращение
Тема: обращение
Цели:
Цели:
Понять об обращении
Понять об обращении
Познакомиться со звательной
Познакомиться со звательной
интонацией обращения
интонацией обращения
Формировать навыки постановки знаков
Формировать навыки постановки знаков
препинания при обращении
препинания при обращении
Прививать элементы культуры
Прививать элементы культуры
использования обращения в письменной
использования обращения в письменной
и устной речи
и устной речи
Воспитывать ответственность за
Воспитывать ответственность за
сказанное слово
сказанное слово
Басня «Кукушка и Петух»
«Как поешь ты громко, важно!»
«Как поешь ты громко, важно!»
«А ты как тянешь плавно и протяжно:
«А ты как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»
«Тебя век слушать я готова».
«Тебя век слушать я готова».
«А ты ,божусь, лишь только замолчишь,
«А ты ,божусь, лишь только замолчишь,
То жду я, не дождусь,
То жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…»
Чтоб начала ты снова…»
Найдите в предложениях обращения..
Найдите в предложениях обращения
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай».
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай».
«Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый».
«Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый».
«Ты сер, а я, приятель, сед…».
«Ты сер, а я, приятель, сед…».
Схемы обращений.
1. /О, …/
1. /О, …/
/…,О,…/
2. /…,О,…/
2.
/…,О/
3. /…,О/
3.
/О!.../
4. /О!.../
4.
Физминутка
Эй, ноябрь, эй, декабрь
Эй, ноябрь, эй, декабрь
Принесите холода.
Принесите холода.
И тогда мы все, ребятки,
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
А потом вот так снимать.
Составить диалог по рисунку,
Составить диалог по рисунку,
используя обращения.
используя обращения.
Сравните предложения:
Сравните предложения:
Ребята, читайте и любите басни
1.1. Ребята, читайте и любите басни
И.Крылова.
И.Крылова.
Ребята читают и любят басни
2.2. Ребята читают и любят басни
И.Крылова
И.Крылова
(Чем отличаются эти предложения).
(Чем отличаются эти предложения).
Указать номера предложений:
Указать номера предложений:
1)1) с обращениями
с обращениями
2) с подлежащими
2) с подлежащими
Спи мой сыночек спи.
1.1. Спи мой сыночек спи.
В мягкой кроватке спит мой
2.2. В мягкой кроватке спит мой
сыночек.
сыночек.
Ребята пишите аккуратно.
3.3. Ребята пишите аккуратно.
Ребята пишут аккуратно.
4.4. Ребята пишут аккуратно.
Ключи
Ключи
ВВI (I (обращение)
обращение)
1,31,3
Ключи
Ключи
ВВIIII(подлежащее)
(подлежащее)
2,42,4
ВЫВОД:
ВЫВОД:
Чаще встречаются
Чаще встречаются
в побудительных
в побудительных
предложениях
предложениях
Слова и сочетание слов,
Слова и сочетание слов,
обращенные с речью
обращенные с речью
к кому –то, чемуто
к кому –то, чемуто
Обратиться можно
Обратиться можно
к одушевленным и
к одушевленным и
неодушевленным
неодушевленным
предметам
предметам
Обращение
Обращение
В предложении
В предложении
обычно
обычно
выделяется
выделяется
запятыми
запятыми
Произносится с
Произносится с
особой
особой
(звательной)
(звательной)
интонацией
интонацией
Может стоять
Может стоять
в начале, середине,
в начале, середине,
конце предложения
конце предложения
Может быть
Может быть
распространенным
распространенным
И
И
нераспространенным
нераспространенным
Цифровой диктант.
Цифровой диктант.
Выписать номера тех предложений, где
Выписать номера тех предложений, где
есть обращение
есть обращение..
1.1.
2.2.
3.3.
4.4.
Ветер Ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ветер Ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Чего тебе надобно старче?
Чего тебе надобно старче?
Регина очень хорошо танцует.
Регина очень хорошо танцует.
Ах, ты мерзкое стекло врешь ты мне опять
Ах, ты мерзкое стекло врешь ты мне опять
назло.
назло.
Ключи
Ключи
1,3,4,6
1,3,4,6
Домашнее задание
Домашнее задание
1группа написать письмо Деду
1группа написать письмо Деду
Морозу,
Морозу,
используя обращения.
используя обращения.
2 группа – упражнение 313
2 группа – упражнение 313
(найти обращения и составить схему
(найти обращения и составить схему
предложений).
предложений).