Цель урока: уточнить представление учащихся об однокоренных словах.
На урок поставила следующие задачи:
1. Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме.
2. Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
3. Содействовать формированию умения разбирать слова по составу.
Познавательные умения:
• раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;
Регулятивные умения:
• выполнять учебное задание, используя правило;
• выполнять взаимопроверку при работе в паре.
Коммуникативные умения:
• адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Предметные умения:
• рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;
• классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;
• выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;
• образовывать и писать однокоренные слова;
• разбирать слова по составу;
подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове
Дерево держится
корнями, а человек –
друзьями.
Лес, лисок, лесочек,
перелесок, пролесок,
подлесок, лесник,
лесничий, лисовичок.
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи дарит корню
власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Выбери подходящий корень
слова.
?
ГЛАЗ
ОК
НОЙ
НИК
НИЦА
ОЧЕК
ЗУБ
«Лишнее слово»
лисица
лиса
лисёнок
лист
лисьи
«Лишнее слово»
веселье
радостный
весельчак
весел
веселиться
«Лишнее слово»
больница
боль
большой
больной
болеть
Выбери слово с
приставкой:
ПОЁМ
ПОШЁЛ
ПОЛЬЗА
ПОРОГ
«Волшебные» суффиксы –к-, –ик-, ищ-, -ин-.
Преврати предметы для гнома в маленькие, а
для великана в большие.
РУКА
НОГА
СТОЛ
НОС
ДОМ
ПРОВЕРКА
А
РУЧКА
НОЖК
СТОЛИК
НОСИК
ДОМИК
РУЧИЩА
НОЖИЩА
СТОЛИЩ
НОСИЩ
ДОМИЩЕ
Е
Е
Та слова часть, что
изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Какие окончания
спрятались?
Как нитка – паутиночка,
Среди других дорог
Бежит, бежит тропиночка,
И путь её далёк.
пристав
ка
корен
ь
суффи
кс
окончани
е
рассада
посадка
садовод
садовый
садовни
к
САД
1. Измени форму слова. Выдели окончание.
2. Выдели основу.
3. Подбери однокоренные слова. Выдели
корень.
4. Подбери слова с такой же приставкой.
5. Подбери слова с таким же суффиксом.
Выдели приставку.
Выдели суффикс.
Уровни моей
успешности
Я молодец! У меня все получалось! Я
чувствую себя уверенно!
У меня получалось почти все! Но я
чувствую себя не совсем уверенно!
Я старался! Но не сумел справиться со
всеми заданиями!