Презентация по русскому языку на тему "ОГЭ по русскому языку: задание 15 (сочинение-рассуждение)" (9 класс)
Оценка 4.9

Презентация по русскому языку на тему "ОГЭ по русскому языку: задание 15 (сочинение-рассуждение)" (9 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
русский язык
9 кл
16.02.2018
Презентация по русскому языку на тему "ОГЭпо русскому языку: задание 15 (сочинение-рассуждение)" (9 класс)
Костина С. В. Подготовка к ОГЭ. Методические рекомендации.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по подготовке

учащихся 5-9 классов к ОГЭ по русскому языку

 

 

Подготовила:

Костина Светлана Викторовна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Окуневская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2017


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………

3

1.

Организация работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 5-8 классах……………………………………………………………….

 

6

2.

Организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе………………………………………………….

 

9

3.

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения ……..……

15

4.

Особенности написания сочинения-рассуждения…………………..

26

Заключение………………………………………………………………..

32

Литература………………………………………………………………...

34

Приложения……………………………………………………………….

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками IX классов государственной итоговой аттестации по русскому языку. Таким образом, тема подготовки к ОГЭ приобретает для девятиклассников особую актуальность. Для достижения максимального результата учителям школ необходимо правильно организовать данную работу.

Теме подготовки выпускников 9 класса к итоговой аттестации посвящено значительное число публикаций на сайтах творческих учителей. Данному вопросу отводится большое место в специальных учебных пособиях, выпускаемых издательствами «Легион» г.Ростов-на-Дону, «Экзамен», «Национальное образование», «Интеллект-центр» г.Москва.

Основным недостатком всех этих изданий является типичность предлагаемых заданий, когда не учитывается индивидуальность ученика, особенности программ в каждом образовательном учреждении.

Результаты сдачи ОГЭ девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки обучающихся. Попробуем посмотреть на ОГЭ по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

По полноте охвата курса русского языка экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе.

Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).

О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).

Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

Задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе предложенного текста) проверяют сформированность у учащихся составляющих коммуникативной компетентности.

Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.

Главная задача учителя – учить учиться и сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша  позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Именно этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Основные задачи педагога заключаются в следующем:

- вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;

- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- организовать системную продуманную работу с обучающимися 5-9 классов по русскому языку;

- работать в тесном контакте с родителями.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из опыта можно выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

- развитие мотивации и целеполагания;

- формирование умения решать задания разного уровня;

- развитие самоконтроля;

- формирование уверенности и положительной самооценки.

Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Цель данной работы – ознакомление с опытом работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Задачи:

1. определить значимость работы с тестами на уроках русского языка;

2. определить особенности работы при подготовке к написанию сжатого изложения;

3. определить направление работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

 

 

 

1.     Организация работы по подготовке к ОГЭ

по русскому языку в 5-8 классах

 

Мудрая пословица гласит: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

ОГЭ – серьезное испытание для учащихся и педагогов. При подготовке к нему и дети, и их учителя находятся в состоянии стресса. Времени катастрофически не хватает. Как же сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной? Конечно же, начинать готовиться к ОГЭ в 9 классе уже поздно.

Лучше всего вести эту работу с 5 класса.

Начинать работу необходимо с создания методической базы, куда входят дидактические пособия, печатные издания типовых тестовых заданий, тренажеры, презентации.

Вот уже несколько лет учителя русского языка готовят учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ. За эти годы пришло осознание необходимости как можно раньше начинать работу с заданиями, сформулированными как в КИМах.

ОГЭ – настоящее испытание. Ученик оказывается в стрессовой ситуации уже на этапе подготовки к экзамену: масса заданий, структура КИМов. Сколько непонятных слов и требований! А времени совсем мало, кроме того необходимо готовиться и по другим предметам.

Поэтому просто необходимо планировать специальные уроки, направленные на подготовку к ОГЭ, уже с 5 класса. Такие уроки лучше проводить после изучения каждой темы, отраженной в КИМах. Так в 5 классе можно проводить уроки, направленные на отработку заданий КИМов, по темам: «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание приставок», «Знаки препинания в простом предложении». Для таких уроков подбираются задания, сформулированные точно так, как в контрольно-измерительных материалах.

Обязательно проведение самостоятельной работы в виде теста.

Таким образом, к концу уже 5 класса у учащихся накапливается достаточное количество знаний, умений и навыков, чтобы справляться с тестами в формате заданий ОГЭ.

Оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка, начиная с 5 класса. При этом желательно брать тексты небольшие, но яркие, образные, запоминающиеся.

Предлагаем два варианта работы с текстом.

Первый вариант работы с текстом предполагает следующее. Дается небольшой текст (4-5 предложений), в котором необходимо вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, расставить знаки препинания. Затем дается 10 заданий, с формулировкой, приближенной к формулировкам в КИМах (Приложение 1).

К каждому тексту дается по 10 заданий, расположенных в определенном порядке: сначала – по синтаксису (подчеркнуть основы предложений; найти сложные предложения, составить их схемы; найти простые предложения с однородными членами, с прямой речью и т.п.); затем по орфографии (нахождение слов с указанными орфограммами в корне, приставке, суффиксе или окончании), морфологии (определить слово как часть речи), по словообразованию или морфемике (определить способ словообразования; найти слово с определенным составом), по лексике(найти слово по его значению, подобрать синонимы или антонимы), по фонетике или орфоэпии.

Предложенный порядок заданий не случаен. Он позволяет выработать навык анализа предложений. Многократно выполнив однотипные задания, ученик будет готов к анализу любого предложения.

В качестве исходного материала можно взять любое произведение, которое может послужить дополнительным средством для привлечения внимания детей к этому произведению.

Второй вариант работы с текстом состоит в следующем. Текст можно использовать не только для формирования навыков работы с тестом, но и для написания изложения, задания приближены к заданиям в ОГЭ.

В начале работы с текстом даются задания для его осмысления, ученики учатся понимать текст, определять тему, основную мысль, авторскую позицию, находить аргументы, подтверждающие позицию автора (Приложение 2).

Анализ, направленный на выявление уровня понимания учениками текста, осуществляется по следующему плану:

1. Определить тему (о чем текст?) и основную мысль текста (в чем пытается убедить читателя автор?).

2. Выписать ключевые слова.

3. Озаглавить текст.

4. Определить количество микротем. Составить план текста.

5. Определить стиль текста и доказать свое мнение.

6. Определить тип речи и доказать свое мнение.

Работать с таким материалом можно по-разному. Текст используется как для выполнения заданий теста, так и в качестве диктанта или изложения.

В 7 классе добавляются задания, связанные с написанием суффиксов имен прилагательных и причастий, деепричастий и наречий, обособлением причастных, деепричастных оборотов, одиночных деепричастий (Приложение 3).

К концу 8 класса учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по русскому языку. На этом этапе уже можно использовать готовые тесты, исключив из них задания 13, 14.

Таким образом, если работа по подготовке к ОГЭ организована с 5 класса, учащиеся привыкают к формулировкам заданий, отпадает необходимость в 9 классе изучать структуру КИМов, вырабатывать алгоритм выполнения того или иного задания. Подготовка к ОГЭ проходит спокойно, дети не испытывают стресс.

 

 

 

2.     Организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе

 

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

В систему работы по подготовке к ОГЭ в 9 классе входят несколько обязательных составляющих.

*    Психологический настрой учащихся.

Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам аутотренинга и релаксации.

*    Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

Информационная работа – важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать  родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете возможно оформление стенда, отражающего общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. На стенде должны быть представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

*    Создание методической базы.

Основу методической базы по подготовке к основному государственному экзамену составляют учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ в 9 классе, структурированных            в соответствии со спецификацией 2015г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Систематическое использование в работе таких пособий, как «Русский язык. ОГЭ-2015. Типовые тестовые задания», Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.; «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», И.П.Цыбулько; «Русский язык. Практикум – подготовка к выполнению заданий 6-14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.; «Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ-9», Симакова Е.С., дает положительный результат.

Поэтому следует использовать в работе открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку, аналитические и методические материалы, размещенные на сайте ФИПИ (www.fipi.ru), а также следующие пособия: - «ОГЭ 2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов». Под ред. И. П. Цыбулько; - «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ—2017» под ред. Н. А. Сениной; - Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. «Русский язык. 9 класс. Сочинения на ОГЭ: курс интенсивной подготовки».

*    Информационно-коммуникативные технологии в системе подготовки к ОГЭ.

Активное использование ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), эффективно помогает ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Различные интернет-тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.

Можно рекомендовать учащимся и их родителям официальные сайты по подготовке к ГИА: ФИПИ, «По уши в ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ» и другие.

Данная работа позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

Для дифференциации по подготовке к экзаменам используется дополнительный дидактический материал из КИМов: учащиеся получают задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсиях ОГЭ 2015-2017. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.

*    Работа с текстом.

Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста начинается еще в 5 классе, где программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому на первом этапе очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).

Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Можно подготовить свой раздаточный материал. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов. Подобная работа рассчитана на один урок.

Сокращенный текст должен иметь не менее 70 слов. Сжатое изложение оценивается 7 баллами.

Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

*    Создание банка тестовых заданий.

Важную роль играет использование на уроках тестовых технологий. Работа с тестами проводится в разных классах с 5 по 11 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.

Используются различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

Учащимися 5-9 классов самостоятельно приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ.

Так, учащиеся 9-х классов используют  пособия «Русский язык. ОГЭ-2015. Типовые тестовые задания», Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т., издательство «Экзамен», М.; «Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению заданий 6 – 14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., издательство «Экзамен», М.

Работа по тестам, составленным в форме контрольно-измерительных материалов, организуется как в классе, так и в качестве домашнего задания. Варианты КИМов составляются из текстов и заданий, предложенных в отрытом банке заданий.

*    Собственное высказывание на заданную тему.

Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для учеников и для учителя, выстраивается система обучения написанию сочинения-рассуждения.

Подготовку девятиклассников проводится систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Стремимся к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.

Задание 15.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему).

Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Учащимся  придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Задание 15.2 (сочинение-рассуждение по цитате из текста).

Учащимся предстоит написать сочинение по цитате из текста. Это может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или завершающая приведенный отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться смысла текста.

Задание 15.3 (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему).

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт.

*    Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ.

Элективный курс «Стилистика. Деловой русский язык» в 9 классе направлен на развитие коммуникативных умений и навыков выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически проводится лингвистическая разминка «Найди речевую или грамматическую ошибку».

*    Диагностика уровня подготовки учащихся.

Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

Немаловажную роль в диагностике  уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.

*    Индивидуальные папки учащихся «Я готовлюсь к ОГЭ»

Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Помимо теории в папках находятся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся  анализировать и выявлять уровень подготовки к ОГЭ в течение года.

 

 

3.     Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения

 

Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения.

Самый распространённый вид работы, с которым сталкиваются школьники на уроках, – это пересказ. Он может быть как устным, так и письменным. Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают «своими словами», излагая при этом чаще всего не дословную передачу содержания, а главную, существенную информацию. Умение сжато выражать свои мысли свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старших классах и ВУЗе.

Как показывает практика, в жизни гораздо важнее запоминать текст осмысленно, т.е. воспринимать, анализировать и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Именно поэтому разработчики ОГЭ, отказавшись от подробного изложения на экзамене, отдали предпочтение сжатому изложению.

Для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру. Знание структуры текста помогает правильно выделить главную информацию и предать её, сохранив при этом логику авторской мысли. Чем проще для слушателя структура текста, тем легче пересказать его сжато.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

Таким образом, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом.

Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе.

Для того чтобы приступить к написанию сжатого изложения, необходимо знать алгоритм сжатия текста:

1.     Первое прослушивание текста. Восприятие на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2.     Запись плана или тезисов (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

3.     Второе прослушивание текста. Уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

4.     Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени компрессии и получить необходимый объем.

5.     Проверка черновика: отдельно проверяем речь, отдельно – орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

6.     Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, и итоговая проверка.

Не менее важный момент при обучении сжатому изложению – это знание учащимися этапов работы с текстом:

1.     этап. Определение темы текста.

2.     этап. Формулировка идеи текста.

3.     этап. Определение структуры текста.

4.     этап. Выделение микротем текста как частей общей темы.

5.     этап. Моделирование сжатого изложения.

Чтобы более чётко представить все этапы работы с текстом, приведём пример обучающей работы. Несмотря на то, что на экзамене ученики должны будут воспринимать текст на слух, на начальных этапах обучения сжатому изложению целесообразно работать с текстом, который будет у них перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом, или текст проецируется на экран.

Первый этап работы с текстом – определение темы текста.

Учащимся предлагается задание:

Задание1. Прочитайте текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь.

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие.

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

Прочитав текст, учащиеся дают свои ответы:

Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи – рассуждение.

После того как отработан первый этап, переходим ко второму: формулировка идеи текста.

Учащимся предлагается следующее задание.

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

Возможные следующие варианты ответов: Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.

Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и выделение микротем текста как частей общей темы.

Даём учащимся следующее задание:

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

Выполняя задание, дети работают самостоятельно. В результате у них получается следующая работа:

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20слов)

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)

Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов)

(По Л. Корочкину)

Первая микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

Вторая микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

Третья микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

Четвертая микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

Пятая микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

После того, как микротемы выделены, текст разбит на абзацы, можно применить прием активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В этом нам поможет следующее задание: составить синквейн по тексту.

Синквейн – это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);

2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);

3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания:

Кошка.

Загадочная, таинственная.

Привлекает, радует, успокаивает.

Нужно завоевать доверие кошки.

Животное.

Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения.

Прежде чем перейти к этому этапу, следует вспомнить приёмы сжатия текста:

- обобщение частной информации;

- исключение второстепенной информации.

Передавая содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением, мы обобщаем частную информацию. Всё, что напрямую не относится к сути высказывания, мы исключаем из текста.

Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приёмах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Только регулярные упражнения помогут его выработать.

Рассмотрим приёмы сжатия и выполним упражнения на исключение второстепенной и обобщение частной информации.

Ø Упражнения на исключение второстепенной информации

На начальном этапе прослушивания текста ученики занимаются исключением второстепенной информации: во время первого прослушивания текста они мысленно исключают из него доказательства и примеры, а записывают только тезисы.

Вновь обратимся к тексту, с которым мы уже работали, и выполним упражнения на исключение второстепенной информации.

Учащимся предлагаются следующее задание:

В каждом абзаце назвать однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.

Учащиеся называют близкие по смыслу слова и словосочетания:

  • дикость и самостоятельность;
  • самостоятельные, независимые;
  • ласковы и привязчивы;
  • характер их полон тайн и загадок;
  • грациозны и пластичны её движения;
  • внимание и отношение к ним человека,
  • они испытывают доверие и подчиняются командам,
  • относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы;
  • кошка боится человека или неприязненно относится к нему;
  • поведением и отношением к ней завоевать её доверие,
  • привязанность и любовь;
  • относиться с уважением и терпением.

 

В результате такой работы учащиеся оставляют в предложении только то слово или словосочетание, которое нам больше нравится.

Сравним: Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. - Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость маленькой пантеры.

Как видим, смысл предложения не изменился, зато оно сократилось.

Кроме того, в тексте есть предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста, например:

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Выполнив данную работу, учащиеся приходят к выводу, что, исключая второстепенную информацию, мы сокращаем текст.

Ø Упражнения на обобщение частной информации

Работая с текстом, учащиеся определяют, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов)

Применяя приёмы исключения и обобщения, получаем следующее:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры (10 слов). (Таким образом, мы объединили 3 простых предложения в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Сравним два предложения:

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость

Кошки привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (мы сократили количество слов, заменив два простых предложения одним сложноподчиненным).

Сократим два предложения слиянием в одно простое с однородными сказуемыми:

Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок.(8 слов)

Кошки умны и загадочны (3 слова).

Работая над сжатием текста, мы также можем заменить ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием.

Например:

Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё.

Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют.

Очень явно – чуткосильно.

Это животное – её.

самым элементарным вещам – самому элементарному.

К одному они испытывают полное доверие – доверяют.

В результате работы над сжатием получился следующий текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слова)

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)

Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)

Всего 118 слов.

Таким образом, текст в 250 слов был сжат до 118 слов.

После того как изложение смоделировано, необходимо осуществить проверку. Для этого наметим ряд вопросов, которые необходимо обсудить с учениками.

- Все ли ключевые слова в сокращенном тексте употреблены?

- Точно ли передано содержание всех микротем?

- Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)

- Сколько слов получилось в сжатом тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)

- Оценить работу в соответствии с экзаменационными критериями. (Целесообразно будет раздать листы «Бланк ответов» учащимся, чтобы они сами смогли оценить свои работы, поставить баллы, выполняя роли экспертов).

Итак, оценим работу по критериям оценивания изложения.

ИК1. Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2 балла)

ИК2. Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3 балла)

ИК.3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2балла)

Работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7

Таким образом учащиеся могут с уверенностью сказать, что они успешно справились с заданием.

 

 

4.     Особенности написания сочинения-рассуждения

 

Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках которого выпускник должен написать сочинение-рассуждение на основе того же текста (из части 2). Приступая к части 3 работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста.

Для того чтобы иметь чёткое представление о третьей части работы, рассмотрим задания 15.1, 15.2, 15.3 из Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис). Для выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи. Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного фрагмента. 

Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише: 

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В данной фразе автор выражает мысль о том, что… 

Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль. 

Выбранные предложения можно цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной речью. Учащиеся должны помнить, что они должны анализировать и рассуждать, а не пересказывать текст. 

Для оформления приведенных аргументов также можно использовать речевые клише: 

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Эту мысль можно подтвердить примером из … предложения текста.

Предложение №…подтверждает мысль о том, что…

Обратимся к предложению …, чтобы доказать справедливость этого высказывания.

В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам. 

Оформить заключение учащимся помогут клише: 

Мы пришли к выводу о том, что…

Делая выводы из выбранных нами доказательств…

Подводя итог вышесказанному, можно сказать…

Те аргументы, которые мы привели, являются неоспоримым доказательством…

Итак, …

Таким образом, можно … и др.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Познакомившись с заданиями, задаёмся вопросом: как лучше организовать подготовку к выполнению третьей части экзамена?

В-первых, обязательно акцентируем внимание детей на типах речи. Вспоминаем, что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Во-вторых, знакомим учащихся со структурой построения сочинения-рассуждения, даём необходимые разъяснения:

тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать;

аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

В-третьих, предлагаем учащимся следующий план подготовки к выполнению задания:

1.     Прочтите текст 2-3 раза.

2.     Выделите основную мысль автора (часто основная идея находится в выделенном фрагменте).

3.     Своими словами опишите замысел автора (избегайте ошибок и потери смысла текста).

4.     Подчеркните мысленно фразы в тексте, которые выделяют мнение автора.

5.     В основной части приведите 2 аргумента из прочитанного текста.

6.     Сформулируйте вывод-обобщение информации, описанной ранее.

Огромную и незаменимую помощь при подготовке к написанию сочинения-рассуждения могут оказать речевые клише. Рассмотрим клише для сочинения 15.3.

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

·  На мой взгляд, человечность - это...

·  По моему мнению, человечность - это...

·  Мне кажется, что человечность - это... 

·  Я думаю, что человечность - это... 

·  Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

  • Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... 
  • В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
  • В предложении № ... автор говорит о том, что... 

3. Аргумент 2

  • Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...
  • В жизни мы часто наблюдаем... 
  • Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

  • Таким образом (следовательно, итак)
  • В заключение хочу подчеркнуть…
  • Хотелось бы ещё раз подчеркнуть
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод 

 

Итак, все основные вопросы, которые так необходимы при написании сочинения-рассуждения, рассмотрены, и учащиеся могут приступать к написанию своей творческой работы. Сначала – на черновике, а после тщательного редактирования текста перепишут работу на чистовик.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основной государственный экзамен по русскому языку, собственно, как и ЕГЭ, принято критиковать. Однако критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету.

Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это реализация деятельностного подхода в обучении родному языку, ориентированного на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.

В завершение можно сказать следующее: какая форма теста, какой учебный материал включить в его задание, на каком этапе его использовать – решает, конечно же, учитель. Но главным остаётся результат.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Основному государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания текста, определению его микротем. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

В заключение хочется сказать, что, обучая школьников русскому языку, необходимо находить новые методические решения, акцентировать внимание на том, что раньше казалось необязательным, организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она привела к победе ученика, а значит, и его учителя.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку – это итог изучения предмета в течение всех девяти лет учебы в основной образовательной школе

Успешная сдача ОГЭ зависит не только от теоретической и практической подготовки учащихся, но и психологического и морального настроя. Учащиеся должны быть уверенны, что они все успешно сдадут экзамен при регулярной подготовке, они не должны испытывать страха перед ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Безносов, Э. Классические тексты для подготовки к экзаменам. 9, 11-й классы [Текст] / Э. Безносов. - Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников №9 (680), сентябрь, 2015. - С. 30-32.

2.     Пахнова, Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы. [Текст] / Т.М.Пахнова.- М.: ВЕРБУМ-М, АО Московские учебники, 2013. - 288 с.

3.     Сенина, Н. А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год [Текст]:  учеб.-метод. пособие/ Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 375 с.

4.     Сенина, Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. - / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2015. - 496 с.

5.     Скиргайло, Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. [Текст] / Т.О.Скиргайло.- М.: Русское слово, 2006. - 352 с.

6.     Фирстова, С.В. «Так просто осложном». Сложное предложение. Культура речи. 9-й класс [Текст] / С.В.Фирстова.- Русский язык и литература. Всё для учителя №9 (57), сентябрь 2015 г. - С. 2-8.

7.     Цыбулько,  И.П. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией. [Текст] / И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Карточка.

(1)Как-то раз одна п...тикла(с,сс)ница ок...залась в сказоч(7)ной стр...не и переж..ла там немало опас(?)ных пр...ключений. (2)В тот день Оля по(с,сс)орилась на перемен.. с подругами и поэтому в…рнулась из школы злая-презлая. (3)После небльших к..лебаний она д..стала из буфета ш..коладку и с(7)ела ее ц..ликом. (4)Потом она вз..ла книгу и открыла ее на середин.. .

1.Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните основы предложений, расставьте знаки препинания. Если есть сложное(-ые) предложение(-я), напишите его(их) номер(-а). Укажите вид(-ы) сложного(-ых) предложения(-й). Составьте его(их) схему(-ы).

2.Выпишите из предложения 3 все слова с безударными проверяемыми гласными в корне. Запишите проверочные слова.

3.Напишите номера простых предложений с однородными сказуемыми.

4.Выпишите из предложения 4 все слова с безударными непроверяемыми гласными в корне.

5.Выпишите из всего текста слово, правописание которого определяется правилом: «Разделительный Ъ пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я после приставок, оканчивающихся на согласную».

6.Объясните правописание окончаний в данных прилагательных. Запишите в скобках существительные, от которых они зависят, и вопросы, на которые они отвечают: сказочн__(_____?), опасн__(__________?).

7.Выпишите из предложения 2 все имена существительные.

8.Выпишите из всего текста однокоренные слова.

9.Запишите антонимы к данным словам: ПОССОРИЛАСЬ-…, ВЕРНУЛАСЬ-.. .

10.Поставьте ударение в данных словах: ПЕРЕЖИЛА, ВЗЯЛА.

Приложение 2

Карточка.

(1)Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор. (2)Гнездо он устраивает очень глубоко, чтобы туда не пролезла лапой кошка, не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

(3)Скоро земля обсохнет. (4)Сколько выползает на свет разных червяков, жучков! (5)Скворец никогда весною не ищет пищи в воздухе или на дереве. (6)Его корм на земле и в земле. (7)Сколько истребляет он летом вредных для сада и огорода насекомых! (8)Зато весь день он проводит в движении.

(9)Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей. (10)Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа. (11)Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову. (12)Клюнет и побежит дальше. (13)Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься. (111 слов)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, когда смотришь на скворца, улыбаешься?

1)Скворец смешно выглядит.

2)Прилетели скворцы, значит пришла настоящая весна.

3)Столько в нём делового и забавного.

4)Скворец так устроил гнездо, что кошке не добраться до него..

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься.

2) Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей.

3) Сколько выползает на свет разных червяков, жучков!

4) Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор.

4. Из 6-8 предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»? Ответ: ___________________________.

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом «В прилагательном пишется две н, если оно образовано от существительного с основой, оканчивающейся на н». Ответ: ___________________________.

6. Замените просторечное слово «таскать» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ___________________________.

7. Замените словосочетание сущ. + сущ. «клюв вороны» синонимичным словосочетанием прил. + сущ. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: ___________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения «Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа». Ответ: ___________________________.

9. Среди предложений 2 абзаца найдите предложения с однородными членами. Выпишите однородные члены.Ответ: ___________________________.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову» . Ответ запишите цифрой. Ответ: ___________________________.

11. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Гнездо он устраивает очень глубоко, (1)чтобы туда не пролезла лапой кошка, (2)не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Вариант 1.                            

1.     Бескорыстные помощники.

(1) Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. (2)Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

(3) Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. (4)Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.    

(5) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

(6)В мире немало памятников собакам. (7)Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. (8)В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.     В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в мире немало памятников собакам?»

1) Люди ставят памятники собакам, потому что собака – самое верное животное.

2) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду.

3) Собаки бескорыстно помогают людям в самых разных областях жизни.

4) Много безвестных собак погибло во время второй мировой войны.

3.     Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1.     Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых.

2.     Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

3.     Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.

4.     В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой.

4.     Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного. Ответ: ___________________________.

5.     Из предложений 5-7 выпишите причастие, правописание суффикса которого зависит от вида глагола, от которого причастие образовано. Ответ: ___________________________.

6.     Замените слово «отважных» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ___________________________.

7.     Замените словосочетание (прил.)+ (сущ.) «вражеской лодки» ( предложение 2 ), синонимичным (сущ.) = (сущ.). Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________.

8.     Выпишите грамматическую основу предложения 1. Ответ: ___________________________.

9.     Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________.

10.  В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.

Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик,(1) отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки,(2) который не улавливали судовые приборы, (3)он давал сигнал боевой тревоги. Ответ: ________.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой. Ответ: ___________________________.

12. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Теперь никто не скажет,(1) сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, (2)разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли,(3) пробираясь в недоступных для человека местах.     Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5-9 классов к

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5-9 классов к

Содержание Введение …………………………………………………………………… 3 1

Содержание Введение …………………………………………………………………… 3 1

Введение Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками

Введение Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками

О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных)

О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных)

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену

Организация работы по подготовке к

Организация работы по подготовке к

Для таких уроков подбираются задания, сформулированные точно так, как в контрольно-измерительных материалах

Для таких уроков подбираются задания, сформулированные точно так, как в контрольно-измерительных материалах

Предложенный порядок заданий не случаен

Предложенный порядок заданий не случаен

Приложение 3). К концу 8 класса учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по русскому языку

Приложение 3). К концу 8 класса учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по русскому языку

ОГЭ. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: - сомнение в полноте и прочности знаний; - сомнение в собственных способностях; - неумение анализировать, концентрировать и распределять…

ОГЭ. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: - сомнение в полноте и прочности знаний; - сомнение в собственных способностях; - неумение анализировать, концентрировать и распределять…

ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

ОГЭ. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей

ОГЭ. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей

Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст

Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст

Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для учеников и для учителя, выстраивается система обучения написанию сочинения-рассуждения

Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для учеников и для учителя, выстраивается система обучения написанию сочинения-рассуждения

Систематически проводится лингвистическая разминка «Найди речевую или грамматическую ошибку»

Систематически проводится лингвистическая разминка «Найди речевую или грамматическую ошибку»

Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают «своими словами», излагая при этом чаще всего не дословную…

Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают «своими словами», излагая при этом чаще всего не дословную…

Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку…

Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку…

Чтобы более чётко представить все этапы работы с текстом, приведём пример обучающей работы

Чтобы более чётко представить все этапы работы с текстом, приведём пример обучающей работы

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие

Задание 3. Разбейте текст на абзацы

Задание 3. Разбейте текст на абзацы

Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к…

Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к…

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания:

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания:

Вновь обратимся к тексту, с которым мы уже работали, и выполним упражнения на исключение второстепенной информации

Вновь обратимся к тексту, с которым мы уже работали, и выполним упражнения на исключение второстепенной информации

Выполнив данную работу, учащиеся приходят к выводу, что, исключая второстепенную информацию, мы сокращаем текст

Выполнив данную работу, учащиеся приходят к выводу, что, исключая второстепенную информацию, мы сокращаем текст

Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют

Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют

Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов) -

Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов) -

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста

Выбранные предложения можно цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной речью

Выбранные предложения можно цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной речью

Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из

Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из

Огромную и незаменимую помощь при подготовке к написанию сочинения-рассуждения могут оказать речевые клише

Огромную и незаменимую помощь при подготовке к написанию сочинения-рассуждения могут оказать речевые клише

Заключение Основной государственный экзамен по русскому языку, собственно, как и

Заключение Основной государственный экзамен по русскому языку, собственно, как и

Государственная итоговая аттестация по русскому языку – это итог изучения предмета в течение всех девяти лет учебы в основной образовательной школе

Государственная итоговая аттестация по русскому языку – это итог изучения предмета в течение всех девяти лет учебы в основной образовательной школе

Литература 1. Безносов,

Литература 1. Безносов,

Приложение 1 Карточка. (1)Как-то раз одна п

Приложение 1 Карточка. (1)Как-то раз одна п

Приложение 2 Карточка . (1)Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор

Приложение 2 Карточка . (1)Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор

Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор

Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор

Приложение 3 Вариант 1. 1

Приложение 3 Вариант 1. 1

Собаки бескорыстно помогают людям в самых разных областях жизни

Собаки бескорыстно помогают людям в самых разных областях жизни

Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами

Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018