Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Главатских Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 54 с углублённым изучением
отдельных предметов» г. Ижевска УР
Предмет: русский язык
Класс: 9 «И»
Учебник (УМК, программа): С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А. М.: Просвещение, 2011 2013
Тема урока: сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Оборудование: интерактивная доска, ММпрезентация, ученические карты с заданиями и таблицами, ученические карты с
тестированием, словосочетания и части предложений для составления общего текста, схемы предложений на доске, иллюстрации к
текстам.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: частичнопоисковый (самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на переработку информации с целью выявления
противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, также поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью
выявления степени их истинности); практический (получение знаний посредством экспериментальной деятельности); репродуктивный
(составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке). Формы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, фронтальный опрос, тестирование.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых
учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень
достижения результатов обучения
Тестирование по изученной теме (сложносочиненные
предложения);
Сравнение предложений с целью выявления сходных и
различных свойств построения предложений;
Поиск по аналогии;
Составление схемы предложения;
Анализ и систематизация выявленной самостоятельно (и
по образцу) информации по новой теме;
Составление сопоставительной таблицы;
Сравнение результата действий с аналогом (текст
научного содержания);
Составление сложноподчиненных предложений с
осложняющими элементами из «кусочков мозаики»,
составление текста из получившихся предложений
(конструирование текста);
Написание критического отзыва на получившийся текст с
использованием изученной синтаксической конструкции.
Целеполагание (постановка частных задач на усвоение
готовых знаний и действий, принятие и самостоятельная
постановка новых учебных задач на основе соотнесения
ранее полученных знаний);
Планирование (составление плана действий);
Прогнозирование;
Предметные
Регулятивные
Ознакомление со строением сложноподчиненного
предложения;
Формирование умений находить главные и
придаточные части в составе сложноподчиненного
предложения;
Формирование умения ставить знаки в
сложноподчиненном предложении;
Построение текста на основе теории строения
сложноподчиненного предложения;
Конструирование собственного текста.
Четкое определение этапов деятельности;
Следование временным нормам в выполнении
заданий. Контроль (обнаружение отклонений от эталонного
образца и внесение соответствующих корректив в
действие);
Коррекция действий (изменение содержания и
последовательности операций в ответ на изменившиеся
условия действий и на регуляцию действия по времени);
Оценка (определение правильности систему учебных
действий);
Саморегуляция
Общеучебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
извлечение необходимой информации из прослушанного
текста;
свободная ориентация и восприятие текстов
художественного и научного стилей речи;
составлять текст,
сложноподчиненного предложения
соблюдая нормы построения
Логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез как составление целого из частей, в том
числе самостоятельное достраивание, восполнение
недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов;
Познавательные
выявлять и формулировать цель урока;
во время поиска необходимой для достижения цели
информации проявилять следующие умения:
выделить из данных материалов необходимую
информацию, сопоставить полученную
информацию с ранее известной и изученной,
вычленить из старой и новой информации общее и
различное и, сопоставив «данное» и «новое»,
систематизировать материал и заполнить
таблицу сравнений;
анализируя выявленную информацию, научиться
акцентировать внимание на способах построения
сложноподчиненного предложения, средствах связи
частей в сложноподчиненном предложении;
научиться разграничивать главную и придаточную
части в СПП;
научиться строить схемы СПП, расставлять знаки в
СПП (на уровне СПП с одной или двумя
придаточными частями);
выступить в роли корректора и собрать
«распавшийся» текст на основе систематизации
сведений о СПП;
составляя собственный текст с использованием СПП, проявить знания из литературы, рассказывая о
романтизме как литературном направлении на основе
составленного в группе текста.
при работе в паре, группе проявить умение вести или
поддержать полемику, диалог;
при составлении и последующем чтении текста
показать умение художественного чтения;
работая в паре, группе решить поставленные перед
командой задачи.
построение логической цепи рассуждений,
доказательство
Действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной
деятельности:
слушать и слышать друг друга;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с поставленными задачами;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии;
выслушивать чужое мнение и высказывать своё;
вступать в диалог;
Способность действовать с учётом позиции другого и
уметь согласовывать свои действия:
понимание возможности существования различных точек
зрения, не совпадающей с собственной;
готовность к обсуждению разных точек зрения и
выработке общей (групповой) позиции;
умение сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решение и делать выбор;
Организация и планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками:
определение способов взаимодействия;
планирование общих способов работы;
обмен знаниями между членами группы;
способность брать на себя инициативу в организации
совместного действия;
управление поведением партёра (контроль, коррекция,
умение убеждать);
Работа в группе:
устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми; Следование моральноэтическим и психологическим
принципам общения и сотрудничества:
уважительное отношение к участникам диалога;
адекватное межличностное восприятие;
стремление устанавливать доверительные отношения
взаимопонимания;
Речевые действия:
использование адекватных языковых средств;
речевое отображение содержания совершаемых действий.
усвоение гуманистических ценностей общества;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование готовности и способности к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, к истории, культуре народа;
формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия русского народа, творческой
деятельности эстетического характера.
Личностные
через работу на уроке прослеживать уровень
ответственности обучающихся при решении
поставленных задач;
проявление в общении качеств толерантности, такта,
уважения к партнеру по работе;
собственный текст учащегося содержит фразы,
конструкции, передающие уровень
сформированности нравственных чувств, уровень
понимания нравственных и этических проблем
современного общества;
в собственном тексте обучающийся использует
вводные конструкции, описательные обороты,
показывающие уровень усвоения им значимости
самообразования и самовоспитания.
Этап урока,
время этапа
Задачи
этапа
Методы, приемы
обучения
Формы учебного
взаимодействия
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД и
предметные действия I.
Мотиваци
онно
целевой
этап
Актуализа
ция
имеющихся
знаний по
изучаемому
вопросу
1.Репродуктивный
(тестирование)
1.Фронтальная
2.Индивидуальная
1.Приветствие.
Создание позитивного
и творческого
настроения,
доброжелательной
атмосферы.
1.Рассказ об особенностях
ССП, пунктуации в ССП.
2.Учащиеся
индивидуально работают с
тестами по закреплению
темы о ССП, приложение
№1.
Активиза
ция
деятельно
сти
учащихся
II.
Ориентиро
вочный
этап
1.Эвристический
(беседа)
1.Фронтальная
1.Озвучивание темы
(после беседы с
1.Взаимопроверка по
ключу.
учащимися).
2.Работа в парах
2. Заслушивание
ответов учащихся по
2.Участие в беседе –
формулирование цели и
тестам.
задач урока.
3.Постановка новой
познавательной задачи:
Личностные
:
способность оценивать
предлагаемый материал,
определять для себя его
смысл и полезность.
Регулятивные
:
способность регулировать
свои действия,
прогнозировать
деятельность на уроке
Предметные:
- тестирование по изученной
теме (сложносочиненные
предложения);
Коммуникативные:
- слушать и слышать друг
друга;
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
поставленными задачами;
адекватно использовать
речевые средства для
дискуссии;
выслушивать чужое мнение
и высказывать своё;
вступать в диалог.
Личностные:
через работу на уроке
прослеживать уровень
ответственности
обучающихся при решении
поставленных задач;
проявление в общении
качеств толерантности,
такта, уважения к партнеру исследовать данные
предложения и
заполнить таблицу.
1.Работа в парах.
Учитель предлагает
2.Индивидуальная
работа по
обратиться к
приложению №2 и,
по работе.
Познавательные:
выявлять и формулировать
цель урока;
умение структурировать
знания;
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной форме.
Регулятивные:
Целеполагание
(постановка частных задач
на усвоение готовых знаний
и действий, принятие и
самостоятельная постановка
новых учебных задач на
основе соотнесения ранее
полученных знаний);
Планирование
(составление плана
действий);
Прогнозирование.
Личностные:
формирование
ответственного отношения к
учению;
формирование готовности
и способности к
саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и
познанию;
формирование
осознанного, уважительного
и доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению.
Познавательные:
поиск и выделение
Обучающиеся,
проанализировав
предложения, называют
три возможные схемы
строения
сложноподчиненного
предложения, делают
вывод о том, что у
Формирова
1.Эвристический
(наблюдение,
ние
собственной
самостоятельный
анализ).
III.
позиции,
защита
позиции.
Поисково
исследовате
2.Метод
классификации и
составлению
таблицы.
проанализировав
предложения, льский этап
подбора примеров.
установить логическую
сложноподчиненного
3.Сопоставление
опорных записей.
закономерность в
строении
предложения может быть
более одного
сложноподчиненных
предложений
придаточного, выбирают
на доске таблицусхему,
которая соответствует
предложенным
предложениям.
1ряд (список №1);
2ряд (список №2);
3ряд (список №3);
индивидуальное
задание (список №4)
необходимой информации;
умение структурировать
знания;
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной форме;
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от конкретных
условий;
контроль и оценка
процессов и результатов
деятельности;
умение выделять и
формулировать из них те,
что отвечают требованиям
задания.
Коммуникативные:
определение способов
взаимодействия;
планирование общих
способов работы;
обмен знаниями между
членами группы;
способность брать на себя
инициативу в организации
совместного действия;
Предметные:
сравнение предложений с
целью выявления сходных и
различных свойств
построения предложений;
поиск по аналогии;
составление схемы
предложения;
анализ и систематизация
выявленной самостоятельно
(и по образцу) информации
по новой теме. 1.Пробуж
дение
1.Практический
метод (составление
интереса к
получению
таблицы, разбор
языкового явления)
1.Работа в парах.
IV.
Практи
ческий этап
новой
информации
2. Получе
ние новой
информации
3. Размыш
ление
4. Закреп
ление
полученных
знаний.
2.Эвристический
(наблюдение,
самостоятельный
анализ).
1. Корректировка
действий обучающихся.
2.Консультирование.
3.Учитель предлагает
1.Сопоставление записей.
2.Фронтальный опрос.
прочитать
теоретический
3.Самостоятельная работа
с комментированием по
2.Работа в группах.
материал на слайде
презентации и сравнить
составлению
сопоставительной
таблицы.
сведения,
сформулированные
обучающимися, со
сведениями научного
плана.
Познавательные:
умение устанавливать
причинноследственные
связи между блоками
информации;
умение отслеживать
материал;
умение делать выводы;
умение работать с научным
текстом.
Предметные:
умение расставлять знаки
препинания в
сложноподчиненном
предложении, строить
схемы.
Коммуникативные:
уважительное отношение к
участникам диалога;
адекватное межличностное
восприятие;
стремление устанавливать
доверительные отношения
взаимопонимания.
V.
Рефлексив
но
оценочный
этап
Целостно
1.Эвристический
1.Работа в группах.
обобщить
полученную
(реконструирова
ние и констру
информа
ирование текста)
1.Учитель предлагает
обучающимся
разбиться на группы и
собрать из
«кусочков»мозаики
сначала СПП, а затем
из получившихся
предложений составить
текст. Каждая группа
зачитывает свой текст –
1.В группах
реконструируют текст
М.Горького «Старуха
Изергиль».
2. Конструируют 1
сложное предложение, в
котором была бы и
Предметные:
Построение текста на
основе теории строения
сложноподчиненного
предложения;
Конструирование
собственного текста.
Познавательные:
выступить в роли
корректора и собрать
«распавшийся» текст на
основе систематизации цию
2.Индивидуальная
работа.
2.Репродуктивный
метод.
3.Фронтальный
опрос.
4.Взаимопроверка.
и в итоге класс слышит
живое звучание
Горьковского рассказа
«Старуха Изергиль»
(часть «Данко»).
2.Учитель предлагает
вспомнить название
рассказа и его автора, а
также литературное
направление, принципы
которого наиболее
полно использованы
автором в тексте.
3.После обсуждения
основных принципов
романтического
произведения учитель
предлагает написать
предложениеотчет.
4.Учитель предлагает
зачитать получившиеся
предложения и сделать
выводы по новой теме.
сочинительная, и
подчинительная связь;
также приветствуется
наличие причастных,
деепричастных оборотов;
предложение должно
представлять собой
краткий анализ рассказа
М.Горького с точки
зрения романтизма.
3.Обучающиеся в парах
анализируют
получившееся
предложение, вслух
зачитывается лучший
вариант.
4.Подводят итоги новой
темы.
сведений о СПП;
составляя собственный
текст с использованием
СПП, проявить знания из
литературы, рассказывая о
романтизме как
литературном направлении
на основе составленного в
группе текста.
Коммуникативные:
при составлении и
последующем чтении текста
показать
умение
художественного чтения;
работая в паре, группе
решить поставленные перед
командой задачи.
Личностные:
формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения,
осознанного и
ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности в общении
и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной
деятельности;
развитие эстетического
сознания через освоение
художественного наследия
русского народа,
творческой деятельности
эстетического характера. Дата: Подпись педагога:
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.