Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Оценка 4.9

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
01.06.2019
Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
урок.docx
Ход урока 1.Приветствие. Объяснение цели и задач урока. 2.Повторение теории о ССП, знаках в ССП.  3.Проверка домашнего задания проходит в форме работы каждого ученика на  карточке ( 3­4 минуты) Тест по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» Вариант 1. 1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения? 1) Мела пурга­метелица и леденила кровь. 2) Свежеет, и горы, овеваемые морским  воздухом, принимают лиловые тоны. 2. В каком случае перед союзом и нужна  запятая? 1) Высоко в небе сияют голубые звезды и  светит молочно­белая луна. 2) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой  осенней прохладой. 3. Укажите предложения, в которых  допущена ошибка в постановке  (отсутствии) запятой перед союзоми? А. Вол распластался на пыльной дороге и с  какой­то покорной безнадёжностью жевал  свою бесконечную жвачку. Б. Заработали с обеих сторон метательные  машины  и резкий свист летящих камней  наполнил воздух. В. Она огляделась кругом ­ и её поразили  какие­то багровые полосы на западном  горизонте. 4. На месте каких цифр в предложении  должны стоять запятые? Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в  печные трубы(2) и старый дом(3) вдруг  оживлялся странными звуками. 1) 1, 2, 3                           3) 2 2) 2, 3                                   5. Укажите сложное предложение,  имеющее общий второстепенный  член? (Знаки препинания не расставлены.) А. Земля была в ледяной коре и из блестящей  этой коры торчала тёмная прошлогодняя  трава. Б. Внутри было уютно и царило оживление. Тест по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» Вариант 2. 1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения? 1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и  светлыми. 2) Грянул гром и началась гроза. 2. В каком случае перед союзом и нужна  запятая? 1) На дворе трубит рог и завывают на разные  голоса собаки. 2) Наступила тишина и снова на улице стало  пусто. 3. Укажите предложения, в которых  допущена ошибка в постановке  (отсутствии) запятой перед союзоми? А. Вол распластался на пыльной дороге и с  какой­то покорной безнадёжностью жевал  свою бесконечную жвачку. Б. Заработали с обеих сторон метательные  машины  и резкий свист летящих камней  наполнил воздух. В. Она огляделась кругом ­  и её поразили  какие­то багровые полосы на западном  горизонте. 4. Укажите сложное предложение,  имеющее общий второстепенный  член? (Знаки препинания не расставлены.) А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и  сразу внизу открылась поросшая чахлой  растительностью долина. Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки. 1) Метет и нет конца метели. 2) Снега сошли и смыли след. 5. В каком случае в предложении  неправильно расставлены знаки  препинания? 4.Пока дети проходят тестирование, на обычной доске выписать схемы предложений |        |, которая (       ). |        |, что (     ). |        |, хотя (      ), что (       ). |        |, как (      ), чтобы (      ). 1. 2. 3. 4. 5. Когда (        ), |         |. 6. Если (         ), |         |. |…, когда (        ), … |. 7. 8. |…, что (        ), … |. 5. Взаимопроверка по ключам (ответы на тесты вывести на слайде на интерактивной  доске) Вариант 1:                                               Вариант 1: №1 – 2                                                       №1 ­ 2 №2 – 2                                                       №2 ­ 2 №3 – Б                                                       №3 ­ Б №4 – 3                                                       №4 ­ Б №5 – Б                                                       №5 ­ 1 6.Обсуждение схем, выписанных на доске, Постановка новой образовательной задачи. 7. Работа в парах ( 5 минут на карту + 10 минут на обсуждение, 4 минуты на  заполнение таблицы; итого – 19 – 20 минут) Задачи:  А) из списка предложений вычеркнуть сложносочиненное Б) в оставшихся предложениях выделить основы, разделить предложения на части В)  подчеркнуть слова, соединяющие части предложения Г) найти часть, от которой можно задать вопрос Д) сопоставьте состав оставшихся предложений со схемами, данными на доске Цель работы: найти отличия оставшихся предложений от  сложносочиненных( по составу и по знакам). Список предложений: №1 1. На каникулах мы отправились в экспедицию, которая давно была запланирована нами. 2. Прогремел гром – и началась сильнейшая гроза. 3. Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно. №2 1. Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему. 2. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания  3. Мальчик вышел из школы – но его не встретили родители. №3 1.На ночном небе ярко светила луна и блистали звёзды. 2.Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт. 3. Книга, что дала мне хозяйка, потрясла меня. №4(сложное задание) 1. Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть. 2. Марья Дмитриевна чуть больше мужа занималась Лизой, хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитала детей своих. 3. Он снова оглянулся – но поезд уже не было видно. . 8.Отчеты пар по выполнению задания. На интерактивной доске высвечивается слайд с заданиями каждой группы. Учащиеся  поясняют свой выбор, находят схемы своих предложений и делают вывод о том, что такое  сложноподчиненное предложение, заполняя на своих листах следующую таблицу: Отличительные особенности сложных предложений сложносочиненное сложноподчиненное № п/п 1 2 3 Части равноправны Все части главные От одной части к другой нельзя задать  вопрос 4 Между частями сочинительные союзы 5 Между частями ставятся запятая, тире  или отсутствие знака 6 7 Части не могут быть равноправными Есть главная и придаточная части От главной части к придаточной можно  задать вопрос Между частями подчинительные союзы  или союзные слова Между частями запятые Придаточная часть может находиться в  любой части предложения Может быть несколько придаточных  частей 9.         НАДО ВЫБРАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ УРОКА – ЧТО ИНТЕРЕСНЕЕ?????? ВАРИАНТ УРОКА №1  ВАРИАНТ УРОКА №2 3. Работа с учебником в группах(чтение  3. Работа по группам по составлению текста. На группу раздаются листочки с  обрывками фраз. Исходя из теории  сложноподчиненного предложения  члены группы собирают обрывки в  связный текст. Отрывки­ миниатюры зачитываются  представителями групп вслух – по  порядку – получается общий связный текст. Обучающиеся называют  автора и название текста,  акцентируют внимание на  литературном направлении, по  принципам которого этот текст  был написан. 4. Индивидуальная работа. Составить и записать  1 сложноподчиненное  предложение таким образом, чтобы в  нём были отмечены основные черты  данного литературного направления,  использованные автором при  создании текста. 5. Контроль получившихся  предложений (зачитывание). 6 Д/З. &9 (стр.37­38) заполнить  таблицу союзов и союзных слов +  выполнить упр. №78. теории на стр.37­38; цель – выяснить  разницу между союзом и союзным словом)  5 минут 4. Обсуждение теоретического задания,  заполнение таблицы на интерактивной  доске (на доске высвечивается  информация о союзах, на картах  обучающихся не заполнена вторая часть  таблицы – союзные слова; 5 минут) Цветом отмечены строки, которые  будут вписаны в карты учеников  изначально подчинительные № п/п 1 Можно изъять из  союзы предложения 2 После него нельзя поставить  частицы ЖЕ,  ИМЕННО 3 На него не падает логическое  ударение 4 Не является  членом  предложения 5 Нельзя заменить  самостоятельным словом 6 Служебная часть  речи, служит для  связи частей  внутри сложных  предложений, для связи однородных членов  союзные слова Нельзя изъять из  предложения, не  нарушив смысла  и грамматики После него  можно поставить частицы ЖЕ,  ИМЕННО На него падает  логическое  ударение Является членом предложения Можно заменить  словом из  главной части  предложения,  указательным  или   местоимением,  местоименным  наречием Местоименные  слова, в которых  совмещены  свойства  служебных и  самостоятельных частей речи предложения,  самих  предложений в  тексте 5. Индивидуальная работа по учебнику,  упражнение №78 (создание алгоритма  действий для выполнения домашней  работы) 6. Д/З: выучить теорию о  сложноподчиненном предложении, №78  (П), по желанию – создание презентации  «Сложноподчиненное предложение» 10.Подведение итогов.

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение и его особенности, строение сложноподчиненного предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2019