Презентация по русскому языку на тему "Основные способы словообразования" (10 класс, русский язык)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по русскому языку на тему "Основные способы словообразования" предназначена для учащихся 10 класса, позволит учащимся вспомнить единицы словообразования, закрепить знания о способах образования слов, научит отличать однокореннные слова от форм слов, понимать связь значения корня с его лексическим значением, поможет обогатить речь учащихся, частично может быть использована при прохождении этой темы в 5-7 классах.
Иконка файла материала Словообразование.pptx
Основные способы словообразования Выполнила учитель русского языка и литературы Гаушева В.В.
Эпиграф Друзья! Моя задача такова   —   Открыть вам, как построены  слова,                              Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА     В каком слове верно обозначена буква, обозначающая  ударный гласный звук? 1) укрЕпит        1)подЕленный     1)сИроты 2) пОртфель      2) столЯр             2) прОживший  3) тАможня       3)средствА           3)сверлИт 4) созЫв              4)перезвОнит      4)сливОвый
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА    В каком предложении выделенное слово  употреблено неверно? 1.Мишка одел братишку потеплее. 2.На выпускной Ольга одела серебристое платье. 3. Я одену тебя в шелка, твои плечи укрою мехом. 4. На праздник взрослые одели малышей в  карнавальные костюмы.
Блиц - опрос —  Слова сделаны из своего «строительного материала». Как  называются «строительные блоки» для слов?   А) морфема   Б) морфология   В) морфемика  —   Сколько  всего «строительных блоков» ?.   А) два   Б) три   В)  четыре  —    Назовите их.   —  Как называются слова, образованные от одного корня?    А)  однокорневыми    Б) однокоренными
Блиц - опрос — Чем отличается вновь образованное слово и слово, от которого оно  образовано (производящая основа)?   А) лексическим значением   Б) окончанием      —  Чем отличаются друг от друга формы одного и того же слова?   А) приставкой   Б) суффиксом   В) лексическим значением   Г) окончанием     —  Какой морфемой является суффикс?   А) только словообразовательной морфемой;   Б) только словоизменительной морфемой;   В) словообразовательной и словоизменительной морфемой.
«Четвертый лишний» • Водный, вода, подводник, воды. • Коси, косил, косить, косарь. • Часовщик, часики,  час, часиками. • Сильный, силач, сильнее, сильного.
«Они родственники?» Не исчезают с носа. Веснушкам нету сноса, Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла – Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла — Как называются такие слова?
Семья слов Давно это было. На одной волшебной поляне посели-лись корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки.
Как растут слова Как ­ то много лет назад             С ним садовник идет            Посадили странный сад.             Очень интересно Не был сад фруктовым –            Гулять в саду словесном Был он только словом. Это слово – слово­корень                          (Е.Измайлов) Разрастаться стало вскоре И плод нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод.
Тема урока:  «Словообразование» Цели урока: выяснить, что такое словообразование и какова  его функция,  какие существуют единицы  словообразования;  закрепить знания о способах словообразования;  решать задания в тестовой форме  (по типу ЕГЭ);
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ                           Морфологический                     Неморфологический
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ: ПРИСТАВОЧНЫЙ,                         СУФФИКСАЛЬНЫЙ,                     ПРИСТАВОЧНО  ­ СУФФИКСАЛЬНЫЙ,                           БЕССУФФИКСНЫЙ,                           СЛОЖЕНИЕ.
ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ     Приставка присоединяется к целому  исходному слову • Замазать      мазать • некогда               когда • кое­ куда             куда • бесшумно            шумно • невесёлый           весёлый • никто                   кто
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ    К основе исходного слова присоединяется  суффикс • Зрелище                   зреть • пильщик                   пилить • искристый                 искра • написанный               написать • рисуя                           рисую • что­либо                      что
ПРИСТАВОЧНО­ СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ • К исходному слову одновременно  присоединяется приставка и суффикс • Навеки                        век • приморский              море • во­вторых                   второй • по­моему                      мой • расплакаться              плакать • подорожник               дорога
БЕССУФФИКСНЫЙ Этим способом образуются только  существительные от прилагательных и глаголов:  от исходного слова убирается либо окончание,  либо окончание и суффикс одновременно. • Синь                      синий • высь                      высокий • глушь                     глухой • дар                         дарить • полёт                     полетать
СЛОЖЕНИЕ Водопад                        вода, падать кресло­ кровать               кресло, кровать баснописец                   басня, писать драмтеатр                     драматический театр комбат                           командир батальона ВУЗ                                высшее учебное  заведение МГУ                              Московский государственный                                          университет
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ:                           лексико – семантический,                          морфолого – синтаксический,                           лексико – синтаксический.
ЛЕКСИКО – СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБ Появление новых слов в результате изменений уже существующих в русском языке слов. Например: спутник (попутчик), спутник (аппарат); прапорщик (знаменосец), прапорщик (воинское звание).
ЛЕКСИКО – СИНТАКСИЧЕСКИЙ  СПОСОБ     Появление новых слов в результате  сращений сочетаний слов. Например:  вечнозелёный, высококачественный,  сейчас.
МОРФОЛОГО – СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ (ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ) Могут переходить в  существительные 1.Прилагательные Это учительская комната. 2. Причастия Пассажиры, встречающие поезд, вышли на перрон. 3. Притяжательные местоимения Мой брат  приехал. 4.Числительные Пятеро всадников  скакали по  степи. 5. Наречия Мы позвоним завтра. Примеры Учительская открыта. Встречающие вышли на перрон. А  мой приедет завтра. Пятеро уже ответили. Наше завтра будет прекрасным.
Кто больше? От слова «ход» за 2 минуты образуйте  как можно больше слов и определите  способ их образования.
Распределительный диктант     Критически, заново, полушутя, клёв,  знание, некрасивый, заряд, впервые,  высь, изредка, кое­кто, расположение,  неправда, небосклон.
Проверьте себя! Прист.          Суффикс. Прист.­суф.    Бессуф. Некрасивый критически    заново             клёв Кое­кто         расположение  изредка        заряд Неправда        знание             впервые        высь                                 Сложение                                полушутя                                небосклон
Тест    1)Снег исчез, оставшись грязными рыхлыми  клочками в лощинах и перелесках. 2)Из­под него  выглянула мокрая, теплая земля. Отдохнувшая за  зиму  и теперь полная свежих соков, полная  жажды нового материнства.3)Над черными нивами  вился легкий парок, наполнявший воздух  ароматом оттаявшей земли, появилась первая  зелень . 4) Мне казалось, что вместе с этим  ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть,  сладкая, нежная ,исполненная беспокойных  ожиданий и смутных предчувствий.
Определите способ образования слов. 1. Укажите способ образования слова перелесках в  1 предложении. 2.Сколько слов во 2 предложении образовано  суффиксальным способом? 3.Укажите способ образования слова исполненная в  4 предложении. 4.Из предложений 1­2 выпишите слово, образованное  приставочным способом. 5.Укажите способ образования слова беспокойных в  4 предложении.
Проверьте себя! приставочно­суффиксальный 2: отдохнувшая, материнства суффиксальный выглянула приставочно­суффиксальный № задан ия 1 2 3 4 5
Загадка Корень мой находится в  цене  В очерке найди приставку  мне.  Суффикс мой в тетрадке  вы встречали,  Всё же – в дневнике или  журнале
Спасибо за внимание!