Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и универсальных учебных действий, овладение новыми предметными умениями). Знакомим учащихся 1 класса с содержанием понятия «перенос», правилами переноса.
Развиваем у детей умение делить слова на слоги и для переноса, учим видеть различие между ними.
Урок русского языка в 1 классе.
Тема: «Перенос слова».
Тип урока: урок объяснения нового материала ( урок формирования первоначальных предметных
навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)
Цель: Создать условия для формирования нового понятия «перенос»
Планируемые результаты
Познакомиться с содержанием понятия «перенос», правилами переноса;
Развивать умение делить слова на слоги, для переноса;
Метапредметные
Регулятивные
фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии;
создать возможность планирования совместно с учителем своих действий с поставленной
задачей и условиями её реализации;
развивать умение школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
Познавательные
развивать умение анализировать сравнивать обобщать;
помочь выявить и сформулировать познавательную цель;
развивать умение работать с разными видами информации;
способствовать высказыванию детьми своего мнения;
Коммуникативные
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
помочь ребёнку в аргументации своего мнения;
Воспитательные(личностные)
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к учёбе;
способствовать проявлению познавательной инициативы;
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне.
Внимательно посмотрите на девиз нашего урока «Учитесь... открывать!»
А что именно открывать, вы узнаете, если в тетради запишите каждую
третью букву из ряда букв
«Учитесь открывать ...»
М П Т Л Д А Д В Й Ш У Н
ФСЫ
тайны
Итак, запомните наш девиз: « Учитесь открывать тайны русского языка»
2. Актуализация опорных знаний и мотивация.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания»
На доске записаны слова
Маша, Юлия, Паша, Миша, Егор, Михаил, Павел, Юля, Мария
.
Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах. (Это имена собственные.
Женские имена и мужские. Это имена детей нашего класса, Юля и Юлия это одно
и тоже имя, полные и сокращённые имена)
Прочитайте пословицу и объясните её смысл
« У милого дитяти много имён».
Распределите слова по группам.
Запишите слова в тетрадь, разделив их на слоги.
Самопроверка по эталону.
Сколько слогов может быть в слове?
Как определить , сколько в слове слогов?
Своё имя решил написать герой сказочной повести Н.Носова —
Незнайка. (http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/bf930186273b
4f3a9e02772e5cc200b7/%5BNSRUS_102%5D_%5BMA_008%5D.swf )
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений ( «Почему возникли
затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»
Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не
хватает? (Мы перенесём это слово.); проговаривание цели урока в
виде вопроса, на который предстоит ответить.
Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной
ситуации диалог;
Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую
можно по правилам или так,как захочет пишущий?
Сегодня мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а вы
попробуйте составить рассказ о правилах переноса
Что бы вы предложили?
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать на уроке?
(Как переносить слова? На уроке познакомимся с правилами
переноса, потренируемся в переносе слов)
Тема урока: Перенос слов
4. «Открытие нового знания»
Цель: решение учебной задачи
Что нарисовано на доске? (Знаки) Для чего нужны эти знаки?( ответы детей)
Для обозначения переноса в русском языке есть специальный знак дефис
короткая соединительная чёрточка.
Способы: диалог, парная работа;
методы: подводящий к открытию диалог;
Работа в парах по таблице « Правила переноса слов»
Посмотрите на таблицу и попробуйте сформулировать правила переноса ( ответы
детей)
Нельзя переносить
Нужно переносить
ребята
ребята
группа
касса
письмо
отъехал
майка
зайка
ребята
суббота
аллея
мальчик
объехал
лейка
чайка
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.
Способы: фронтальная работа;
Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий
.
Где можно проверить наши предположения?
В учебнике на странице 21 прочитайте правила переноса слов.
Помни правило!
Две одинаковые
буквы в середине
слова разделяются
переносом.
Слова переносятся по
слогам.
Нельзя оставлять на
букву.
строке или
переносить одну
Буквы ь, ъ, й не
переносятся на
следующую строку.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том,что он уже умеет
Упражнение №21 стр.21 в учебнике «Русский язык» 1 класс
(авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) выполняется письменно.
Методы: самоконтроль, самооценка;
Способы: работа в парах;
Проверь себя!
Дорога, дорога, ягода, ветер,почтальон, почтальон, рисую,
Алла, оси на,
подъ езд, конь ки,
зайка. Рая
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
своей деятельности и всего класса. ( при помощи шкалы)
ключевые слова урока
ударение
слог
перенос
слово
предложение
правило
Наш девиз: « Учитесь открывать тайны русского языка»
Правила переноса
Я узнал....
Я понял ...
Как надо переносить слова
Где можно использовать эти знания?(ответы детей)
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
1. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо
отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.
* Отметить учеников, которые аккуратно записывали слова и
предложения.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к
упражнению.
3. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно записывали упражнения в
тетрадь.
Литература
1.ОС «Школа 2100».ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2х
книгах. Программы отдельных предметов для начальной школы/Под.науч. Ред. Д.И.
Фельдштейна.М.Баласс, 2011
2.Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока
в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009.
.
3. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык. Учебник для 1 класса. М
Баласс, 2010
4.“Моделирование в системе УУД» журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26
5. Корбатова И.Н.Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения.Волгоград:
Учитель,2013.
Интернетресурсы
Знаки препинания
bp.blogspot.com/g3lvKYGHfFQ/Tyf1ipsL1OI/AAAAAAAABbo/nFVm8ATVAwE/s1600/Знаки+препинания.jpg
Рисунок Незнайки
https://encryptedtbn2.gstatic.com/images?
q=tbn:ANd9GcR69b5E9EHPlpj27aE6y1sU1fQqTsPLlFs79zZ1wYE6aLtFlBZ8Hw
Рисунок дорожных знаков
http://www.odorogah.ru/wpcontent/uploads/2013/02/78.jpg
Рисунок математических знаков
http://rebusyzagadki.ru/wpcontent/uploads/2011/01/rebusymatematika.jpg
http://www.vseshkolam.ru/assets/art/icons/icon_64_view.jpg