Презентация по русскому языку на тему "Подготовка к ЕГЭ" 11 класс
Оценка 4.6

Презентация по русскому языку на тему "Подготовка к ЕГЭ" 11 класс

Оценка 4.6
Презентации учебные
pdf
русский язык
11 кл
08.07.2018
Презентация по русскому языку на тему "Подготовка к ЕГЭ" 11 класс
РУ_ЕГЭ_ДЕМО 2018.pdf

Проект

 

 

 

 

 

 

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов единого  государственного экзамена 2018 года  по русскому языку

 

 

 

подготовлен Федеральным государственным бюджетным  научным учреждением 

 

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

  

 

.     2 / 24

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

 

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

 

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2018 г. по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2018 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2018 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2018 г. по русскому языку. 

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих вариантов КИМ, количестве заданий в тесте, об их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. 

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

 

.     3 / 24

             

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

Инструкция по выполнению работы

 

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих  26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). 

Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам  в бланк ответов № 1.

 

 

  

 

А

Б

В

Г

Д

5

2

6

1

3

1

 

 

 

Ответ: РАСКИДАТЬИСПУГАТЬ.

 

Ответ:   1 2 4                 .

 

КИМ                                                                                                                                                    Бланк                       

                                    Ответ:

 

 

Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки. 

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи  в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

 

Желаем успеха!

 

 

.     4 / 24

Часть 1

 

Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 

 Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 

  

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

 

 

 

  

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

 

                                                

 

1)     Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,  а отбирающим фактором – деятельность человека.

 

 

2)     В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

 

 

3)     Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора  и оставить после себя полноценное потомство.

 

 

4)     В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

 

 

5)     Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают  и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

 

 

 

 

Ответ:

 

.     5 / 24

 

 

 

2                Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

 

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

С другой стороны,

Ведь

Напротив,

Хотя

Несмотря на это,

 

 

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

3

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.  

 

 

            

 

1)     Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.

 

 

2)     Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п.

Этот цветок – п. северной флоры.

 

 

3)     Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.

 

 

4)     Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

 

 

Ответ: ___________________________.

  

 

 

 

 

 

.     6 / 24

 

 

 

4                             В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

 

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

                 

 

                нажИвший

  

 

 

                Отрочество

  

 

 

                жилОсь

  

 

 

                вернА

  

 

 

                взЯлась

  

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

5

 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав  к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

 

                 

 

 На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

  

 

 

 Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

  

 

 

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

  

 

 

 Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

  

 

 

 В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

  

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

6

 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

                 

 

                опытные ТРЕНЕРЫ

  

 

 

                по ОБОИМ сторонам

  

 

 

                звучит не менее ГРОМКО

  

 

 

                ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

  

 

 

                нет ТУФЕЛЬ

  

 

 

Ответ: ___________________________.


.     7 / 24

 

 

 

7        Установите       соответствие      между       грамматическими       ошибками        и

 

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

                ГРАММАТИЧЕСКИЕ                                     ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                                                  ОШИБКИ                               

                  

А) неправильное построение  1) Новая эстетика, возникшая в творчестве предложения с художников русского авангарда, деепричастным оборотом коренным образом изменила прежние

 

 

 

Б) нарушение в построении            «греко-римские»                представления     о предложения с    художественной ценности искусства.

 причастным     оборотом             2) У зачитывавшихся людей в детстве

 

 

В) нарушение видо-          русскими сказками, былинами дух временной соотнесённости            захватывало                             от богатырских подвигов.

 глагольных          форм             3) Обладая более высокой надёжностью,

 

Г) неправильное переносные приёмники потребляют употребление падежной гораздо  меньше энергии.

 

 формы существительного 4) Когда после окончания школы мой друг с  предлогом поступит на завод, он за короткое время

 

 

Д) нарушение в построении  приобретал   квалификацию токаря. предложения с 5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на несогласованным то что у многих пейзажистов изображены  приложением   на картинах деревья, вода и даже воздух,

душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

 

 

 

6)    Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

 

 

 

7)    Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

 

 

 

8)    Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

 

 

 

9)    Употребляя букву «ъ» на конце слов,

                                                                                                                                                                                                      в   XIX веке это была лишь дань традиции.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ:

 

.     8 / 24

 

8              Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная

 корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

                 

 

                м..ценат

  

 

 

                см..риться

  

 

 

                г..ристая (местность)

  

 

 

                взр..стить

  

 

 

                комп..нент

  

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

9

 

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

                 

 

                бе..душный, и..пугать

  

 

 

                под..ём, об..явление

  

 

 

                об..грел, з..бросил

  

 

 

                под..брал, н..правил

  

 

 

                об..рвать, н..верху

  

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

10

 

  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

                 

 

                рубаш..чный

  

 

 

                мороз..ц

  

 

 

                худ..нький

  

 

 

                никел..вый

  

 

 

                беззастенч..вый

  

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

11

 

   Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

                 

 

                беспоко..шься

  

 

 

                вывал..шь

  

 

 

                движ..мый

  

 

 

                бор..шься

  

 

 

                раскле..шь

  

 

 

Ответ: ___________________________.

 


                                                                                                                                            .     9 / 24                                                                 .     10 / 24

 

 

 

12                Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.                                       14 Укажитевсе цифры, на месте которых пишется НН

            Раскройте скобки и выпишите это слово.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты,

 

 (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее задать ещё несколько вопросов. проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  колорита.

 Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она    ничего не узнала о судьбе Андрея.               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Ответ: ___________________________.

 Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ  ранами, возвращались в свои семьи.         

  

                        В  рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении,                                                    

15

 

 

 

 

 

 (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

  

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

 

 

 

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

 

 

                                                

 

1)     Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

 

 

2)     К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

 

 

3)     Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного  к сложному и непонятному.

 

 

13

 

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

 

                                                

 

 (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его

эмоциональность.

 

 

5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

 

 

 которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

 

            Определите                             предложение, в котором оба выделенных слова пишутся         4) Для художественной речи характерна как образность так и

 

 

мозг.         Ответ:

 

 

 (В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную  роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует   работу надпочечников.         

                                        

                                         

  

16

 

мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

  

 

 

 (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.

  

 

 

 Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них. 

 

 

 

Ответ: ___________________________.

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий. 

 

 

 

 

Ответ: ___________________________.

                                                 С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из  Расставьте                     знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)


.     11 / 24

 

 

 

17                      Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), 

 

на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

 

(С.А. Есенин)

 

  

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

18

 

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

 

 

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

19

 

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.  

 

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

20

 

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые  озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

 

 

 

Ответ: ___________________________.

 

.     12 / 24

 

 Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

 

  

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года,  а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

        Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

        (8)А я во Францию, – говорил Бубенчиков, – и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

        И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы – и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, – он держал шляпу в руке, – и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни. (38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться.

(40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то. 

(44)Лиза остановила Сеппа:

                  Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.


.     13 / 24

21

 

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою.

(47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

                  Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму.

(53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

                  Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку  и повторял:

                  Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

                  Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

22

 

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась.

(66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

                  Мама, поди сюда!

(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков.

(71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

                  А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление.

(72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

                  Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? – спросила она у дочери.

23

 

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь: – Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула: – Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

                  Он защитник Отечества.

24

 

(По Ф. Сологубу*)  * Фёдор Сологуб (1863–1927) – русский поэт, писатель, драматург, публицист.

.     14 / 24

 

 

 

 

  

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

 

                                                

 

1)     Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла  в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом.

 

 

2)     Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая».

 

 

3)     Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии.

 

 

4)     Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев.

 

 

5)     Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

 

 

                                                

 

1) Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится  в предложении 3.

 

 2)  Предложения     15–18 содержат элементы описания.

 3)  В  предложениях 32–34 представлено рассуждение.

 4)  В  предложениях 38–40 представлено повествование.

 

5)  Предложения 51–53 содержат описание.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобнонасмешливо, язвительно».

 

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  

Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)  с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

 

 

Ответ: ___________________________.

.     15 / 24

 

26

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24.  В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 

 

«Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность»  в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69),  на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________  («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем,  с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

 

 

Список терминов:

                                                

 1)  разговорная             лексика

 2)  метафора                           

 3) сравнение                         

25

 

 4)  противопоставление               

 5)  ряд               однородных членов предложения

 6)  гипербола                       

 7)  фразеологизм    

 8)  эпитет                                            

 

9)  односоставные неопределённо-личные предложения

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответ:

  

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1  в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

.     16 / 24

 

Часть 2

 Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. 

 

 

 

 

  

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

.     17 / 24

 

 Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

 

Часть 1

 

За верное выполнение заданий 2–6, 8–14, 16–24 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется  0 баллов. 

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе,  не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. 

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.  За выполнение задания 25 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.

 

 

 

№ задания

Ответ

1

23<или>32

2

ведь

3

2

4

взялась

5

нестерпимой

6

обеим

7

92485

8

взрастить

9

подъёмобъявление<или>объявлениеподъём

10

беззастенчивый

11

борешься

12

невнятный

13

впоследствиитакже<или>такжевпоследствии

14

23<или>32

15

24<или>42

16

234<или>любая другая последовательность этих цифр

17

23<или>32

18

13<или>31

19

1234<или>любая другая последовательность этих цифр

20

главную

21

15<или>51

22

35<или>53

23

сардонически

24

69

25

9283

.     18 / 24

 

Часть 2

 

Информация о тексте*

 

 

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема долга перед Родиной.

(В чём заключается долг перед Родиной?)

1. Долг перед Родиной заключается в том, чтобы в случае войны защищать Отечество, а не прятаться от призыва.

2. Проблема истинной любви.  (В чём проявляется настоящая любовь?)

2. Истинная любовь проявляется в готовности защитить близкого тебе человека, следовать за ним даже на войну.

3. Проблема зарождения любви. (Что может вызвать любовь к человеку?)

3. Любовь может быть вызвана уважением;          непредвиденные обстоятельства, достойное поведение человека в этих обстоятельствах могут заставить по-новому посмотреть на него.

4. Проблема твёрдости и решительности. (Что придаёт человеку твёрдость и

решительность?)

4. Человек            действует                 твёрдо   и решительно, когда уверен в себе, в своих поступках и движим любовью к            близкому                 человеку, к Родине.

5. Проблема истинной красоты. (Что делает человека красивым?)

5. Красивым человека делают его твёрдость, решительность, бесстрашие, мужество и самоотверженность.

 

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.


                                                                                                                               .     19 / 24                                                                             .     20 / 24

 

 

или

в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или

прокомментирована          другая, не           сформулированная  экзаменуемым проблема, или

вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,  или

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

 

К3

Отражение позиции автора исходного текста 

 

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

Позиция                автора   исходного            текста                 экзаменуемым сформулирована неверно, или

позиция автора исходного текста не сформулирована

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

 

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),  или 

привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

Критерии оценивания ответа на задание 26

Баллы

I

Содержание сочинения

 

К1

Формулировка проблем исходного текста 

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3

Сформулированная           экзаменуемым    проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. 

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

2

Сформулированная           экзаменуемым    проблема                 текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но

экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или

в комментарии допущена одна фактическая ошибка,

связанная с пониманием проблемы исходного текста

1

Сформулированная           экзаменуемым    проблема             не прокомментирована  или

прокомментирована без опоры на исходный текст, 

0

Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом

 

 

                                                                                                                               .     21 / 24                                                                             .     22 / 24

                 

 

 

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста         (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,  или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:

«Я согласен / не согласен с автором»), или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

0

II

Речевое оформление сочинения

 

К5

Смысловая         цельность,         речевая         связность          и

последовательность изложения 

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: 

  логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

  в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа   экзаменуемого    характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но  

допущена одна логическая ошибка, и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,  но

допущено более одной логической ошибки, и/или 

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

К6

Точность и выразительность речи 

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

 

* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,  но 

прослеживается однообразие грамматического строя речи, или 

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,  но 

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

 

III

Грамотность

 

К7

Соблюдение орфографических норм

 

 

 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено более четырёх ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено одна–три ошибки

 

 

2

Допущено четыре-пять ошибок

 

 

1

Допущено более пяти ошибок

 

 

0

К9

Соблюдение языковых норм

 

 

 

 

Грамматических ошибок нет

 

 

2

Допущено одна-две ошибки

 

 

1

Допущено более двух ошибок

 

 

0

К10

Соблюдение речевых норм

 

 

 

 

Допущено не более одной речевой ошибки

 

 

2

Допущено две-три ошибки

 

 

1

Допущено более трёх ошибок

 

 

0

К11

Соблюдение этических норм

 

 

 

 

Этические ошибки в работе отсутствуют

 

 

1

Допущены этические ошибки (одна и более)

 

 

0

К12

Соблюдение фактологической точности материале

в

фоновом

 

 

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу  (К1–К12)

24


.     23 / 24

 

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения[1]. Указанные в таблице  нормы  оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов[2]

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается  и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка); 

К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более двух ошибок; 

К8 – допущено одна–три ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до  150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

 

 

.     24 / 24

 

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован

Минюстом России 03.02.2014 № 31205)

«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...

62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенным расхождением считается расхождение в 8 и более первичных баллов между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 26 (по всем 12 позициям оценивания).

В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.

 

 



[1] При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте  не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

 

[2] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 25 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Проект

Проект

А Б В Г

А Б В Г

Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство

Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство

Человек, представляющий в своём лице какой-н

Человек, представляющий в своём лице какой-н

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей

Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей

Ответ: ___________________________

Ответ: ___________________________

Ответ: ___________________________

Ответ: ___________________________

НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес

НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся 4)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся 4)

Милые берёзовые (1) чащи! Ты (2) земля!

Милые берёзовые (1) чащи! Ты (2) земля!

А я во Францию, – говорил Бубенчиков, – и перейду во французское подданство

А я во Францию, – говорил Бубенчиков, – и перейду во французское подданство

Пауль отошёл на боковую тропинку

Пауль отошёл на боковую тропинку

Ответ: ___________________________

Ответ: ___________________________

Список терминов: 1) разговорная лексика 2) метафора 3) сравнение 25 4) противопоставление 5) ряд однородных членов предложения 6) гипербола 7) фразеологизм 8) эпитет 9) односоставные…

Список терминов: 1) разговорная лексика 2) метафора 3) сравнение 25 4) противопоставление 5) ряд однородных членов предложения 6) гипербола 7) фразеологизм 8) эпитет 9) односоставные…

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Проблема зарождения любви. (Что может вызвать любовь к человеку?) 3

Проблема зарождения любви. (Что может вызвать любовь к человеку?) 3

К3 Отражение позиции автора исходного текста

К3 Отражение позиции автора исходного текста

К3 Отражение позиции автора исходного текста

К3 Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на…

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на…

. 21 / 24 . 22 / 24

. 21 / 24 . 22 / 24

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы , или мнение экзаменуемого заявлено…

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы , или мнение экзаменуемого заявлено…

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы , или мнение экзаменуемого заявлено…

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы , или мнение экзаменуемого заявлено…

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения [1]

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения [1]
Скачать файл