Презентация по русскому языку на тему "Повторение. Синтаксические нормы. Нормы управления" (11 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Презентация содержит материал по повторению синтаксических норм, в частности норм управления. Презентация может быть использована для проведения урока русского языка с учётом подготовки к ЕГЭ. В презентации предоставлены практические задания на определение нарушений синтаксических норм русского языка в формате ЕГЭ.
Иконка файла материала Синтаксические нормы.pptx
Семнадцатое сентября. Классная работа.
Проверка домашнего задания А) нарушение в построении предложения  с причастным оборотом 1.Вопреки вчерашнего неблагоприятного  прогноза весь день светило яркое солнце. Б) неправильное употребление падежной  формы существительного с предлогом 2.В основе сюжета пьесы «Власти тьмы»  — история нравственного падения и  последующего покаяния В) ошибка в построении предложения с  деепричастным оборотом 3.Вся дорога должна быть в поле зрения  водителя, находясь за рулём автомобиля. Г) нарушение в построении предложения  с несогласованным приложением 4.Оценка риска для здоровья — это  процесс установления степени  выраженности и вероятности развития  неблагоприятных эффектов,  обусловленные воздействием факторов  окружающей среды на здоровье.
Виды связи в словосочетаниях (установить соответствие) Согласование Управление Примыкание  в качестве зависимого слова при  примыкании выступают  неизменяемые части речи               долго думать  зависимое слово стоит в том же  роде, числе и падеже, что и  главное слово.           правильное решение  главное слово требует  постановки зависимого слова в  определенном падеже.         обратиться за помощью
Вид синтаксической связи?? Тревожиться , беспокоиться (о дочери; за дочь ) Восхищаться , дивиться (терпению; терпением) Тревожиться за дочь - беспокоиться о дочери; Восхищаться терпением - дивиться терпению; Главное слово требует постановки зависимого имени в определённом падеже.(нормы управления)
Тема урока: Управление. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Цель: -определить основные нормы управления, -отработать умение выполнять задания на знание норм управления в формате ЕГЭ -уметь находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением норм управления -уметь обосновывать свою точку зрения
Критерии оценивания 1) Умение находить нарушение грамматических норм 2) Правильность выполнения заданий 3) Знание теоретического материала: умение составлять высказывание по ОС 4) Комментирование и исправление нарушений грамматических норм 5)Полнота и связность ответа
Синтаксические нормы — это нормы, которые отражают особенности построения словосочетания и предложения в русском языке. Наибольшие сложности обычно вызывает выбор управляемой формы в словосочетании. Управление в русском языке  – это подчинительная связь, при которой в словосочетании главное слово требует постановки зависимого имени в определённом падеже.
Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы — нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом — нарушение управления в словосочетании "существительное + зависимое слово"  — нарушение управления в словосочетаниях "глагол + зависимое слово"
 Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. Подруга интересуется о моем здоровье.  Надо срочно оплатить по счетам. нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом нарушение управления в словосочетании "существительное + зависимое слово« — нарушение управления в словосочетаниях "глагол + зависимое слово"
Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения 1) Люди были измучены, но верили и надеялись на победу. Люди были измучены, но верили (во что?) в победу и надеялись (на что?)на неё. 2) Она ждала его и звонила ему весь вечер.  Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила(кому?) ему (Д.п.) весь вечер.
Разное управление у глаголов и  существительных  интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.) любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.) ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.) уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)  доверять другу — доверие другу   доверие к друзьям сочувствовать слабому  — сочувствие слабому  сочувствие к слабому
Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:  Замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.) Получить грамоту – не получить …. Видеть дорогу– не видеть … Забить гол – не забить…
Употребление названий произведений литературы и искусства. В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея. В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея. После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.
Задания в формате ЕГЭ А) В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну. ошибка в употреблении видовременной связи глаголов Б) В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака. ошибка в построении предложения с однородными членами В) Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце "Дома торговли". ошибка в употреблении имени числительного
Задание 1 А) А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы. Б) Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения. В) Каждый человек видит жизненный идеал по- своему, согласно своего характера и моральных устоев. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением нарушение связи между подлежащим и сказуемым неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Задание 2 1В 2А 3Б 1)  В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. ошибка А) построении предложения с деепричастным оборотом в 2) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем. Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении 3) Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг. В) нарушение в построении предложения причастным оборотом с
Самостоятельная работа. 1В, 2А, 3Б  1. Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды-четыре суток. 2. Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряжённый график работы. А) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3.Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. В) ошибка в употреблении имени числительного
1) Египетский мост в Санкт- Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.. 2) Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой информации теперь взимается штраф. 3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания. 1В 2А 3Б ошибка А) построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 1 в Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  ошибка В) построении предложения с однородными членами в предложении  в
Анализ достижения учебных целей: -определить основные норм управления, -отработать умение выполнять задания на знание норм управления в формате ЕГЭ -уметь находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением норм управления -уметь обосновывать свою точку зрения
Критерии оценивания 1) Умение находить нарушение грамматических норм 2) Правильность выполнения заданий 3) Знание теоретического материала: умение составлять высказывание по ОС 4) Комментирование и исправление нарушений грамматических норм 5)Полнота и связность ответа
Домашнее задание  Карточка № 9/11 «Нормы согласования и управления» Задание: Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Записать правильный вариант(с указанием ошибки)
А) нарушение в построении  предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения  с однородными членами В) ошибка в построении предложения  с деепричастным оборотом Г) ошибка в употреблении имени  числительного 1. Спрятавшись за старый дом,  находившийся на пустыре, всё было  видно. 2. Двое пар ботинок, стоящих у стены  в прихожей, указывали на то, что кто­ то уже опередил нас. 3. Алексей не мог подобрать слов,  передававшие всю глубину его  чувства. 4. Елизавета, воспитанная в строгих  правилах, очень любила и  восхищалась своей матерью. 1в, 2 г, 3а,4б