Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Презентация содержит материал по повторению синтаксических норм, в частности норм управления. Презентация может быть использована для проведения урока русского языка с учётом подготовки к ЕГЭ. В презентации предоставлены практические задания на определение нарушений синтаксических норм русского языка в формате ЕГЭ.
Семнадцатое сентября.
Классная работа.
Проверка домашнего задания
А) нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
1.Вопреки вчерашнего неблагоприятного
прогноза весь день светило яркое солнце.
Б) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
2.В основе сюжета пьесы «Власти тьмы»
— история нравственного падения и
последующего покаяния
В) ошибка в построении предложения с
деепричастным оборотом
3.Вся дорога должна быть в поле зрения
водителя, находясь за рулём автомобиля.
Г) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
4.Оценка риска для здоровья — это
процесс установления степени
выраженности и вероятности развития
неблагоприятных эффектов,
обусловленные воздействием факторов
окружающей среды на здоровье.
Виды связи в словосочетаниях
(установить соответствие)
Согласование
Управление
Примыкание
в качестве зависимого слова при
примыкании выступают
неизменяемые части речи
долго думать
зависимое слово стоит в том же
роде, числе и падеже, что и
главное слово.
правильное решение
главное слово требует
постановки зависимого слова в
определенном падеже.
обратиться за помощью
Вид синтаксической связи??
Тревожиться , беспокоиться (о дочери; за дочь )
Восхищаться , дивиться (терпению; терпением)
Тревожиться за дочь - беспокоиться о дочери;
Восхищаться терпением - дивиться терпению;
Главное слово требует постановки зависимого
имени в определённом падеже.(нормы
управления)
Тема урока:
Управление.
НОРМЫ
УПРАВЛЕНИЯ.
Цель:
-определить основные нормы управления,
-отработать умение выполнять задания на
знание норм управления в формате ЕГЭ
-уметь находить и исправлять
грамматические ошибки, связанные с
нарушением норм управления
-уметь обосновывать свою точку зрения
Критерии оценивания
1) Умение находить нарушение
грамматических норм
2) Правильность выполнения заданий
3) Знание теоретического материала:
умение составлять высказывание по ОС
4) Комментирование и исправление
нарушений грамматических норм
5)Полнота и связность ответа
Синтаксические нормы — это нормы,
которые отражают особенности
построения словосочетания и
предложения в русском языке.
Наибольшие сложности обычно вызывает
выбор управляемой формы в
словосочетании.
Управление в русском языке
– это подчинительная связь, при которой в
словосочетании главное слово требует
постановки зависимого имени в
определённом падеже.
Чаще всего нарушаются следующие
синтаксические нормы
— нарушение управления в
словосочетаниях с производным предлогом
— нарушение управления в
словосочетании "существительное +
зависимое слово"
— нарушение управления в
словосочетаниях "глагол + зависимое
слово"
Согласно
распоряжения
ректора были
заключены нужные
договоры.
Подруга интересуется
о моем здоровье.
Надо срочно
оплатить по счетам.
нарушение управления
в словосочетаниях с
производным предлогом
нарушение управления
в словосочетании
"существительное +
зависимое слово«
— нарушение
управления в
словосочетаниях
"глагол + зависимое
слово"
Глаголы с разным управлением в качестве
однородных членов предложения
1) Люди были измучены, но верили и
надеялись на победу.
Люди были измучены, но верили (во
что?) в победу и надеялись (на что?)на
неё.
2) Она ждала его и звонила ему весь вечер.
Она ждала (кого?) его (В.п.) и
звонила(кому?) ему (Д.п.) весь вечер.
Разное управление у глаголов и
существительных
интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу — доверие другу
доверие к друзьям
сочувствовать слабому — сочувствие слабому
сочувствие к слабому
Разное управление у глаголов с отрицанием
и без него:
Замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.)
Получить грамоту – не получить ….
Видеть дорогу– не видеть …
Забить гол – не забить…
Употребление названий произведений
литературы и искусства.
В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя
Андрея.
В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль
князя Андрея.
После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ,
картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы
или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в
предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства
используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.
Задания в формате ЕГЭ
А) В детстве особенно важно научиться
любить природу и понять её красоту и тайну.
ошибка в употреблении видовременной связи глаголов
Б) В эмиграции Марина Цветаева часто
вспоминала и восхищалась поэзией Бориса
Пастернака.
ошибка в построении предложения с однородными членами
В) Трое подростков, среди которых были двое
девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце
"Дома торговли".
ошибка в употреблении имени числительного
Задание 1
А) А. С. Пушкин в романе в
стихах «Евгении Онегине»
рисует картины жизни
Петербурга и Москвы.
Б) Те, кто читал роман Л.
Н. Толстого «Война и мир»,
помнит описание
Бородинского сражения.
В) Каждый человек видит
жизненный идеал по-
своему, согласно своего
характера и моральных
устоев.
нарушение в построении
предложения с
несогласованным
приложением
нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
неправильное употребление
падежной формы
существительного с
предлогом
Задание 2
1В 2А 3Б
1) В 1885 году В. Д. Поленов
экспонировал на передвижной
выставке девяносто семь этюдов,
привезённым из поездки на
Восток.
ошибка
А)
построении
предложения с деепричастным
оборотом
в
2) Увидев красный сигнал
светофора, машина была
остановлена водителем.
Б) нарушение видовременной
соотнесённости
глагольных
форм в предложении
3) Молния ярко сверкает и
осветила всё вокруг.
В) нарушение в построении
предложения
причастным
оборотом
с
Самостоятельная работа.
1В, 2А,
3Б
1. Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и
воды-четыре суток.
2. Продумав распорядок дня до
мелочей, учитывалось то, что у меня
напряжённый график работы.
А) ошибка в
построении
предложения с
деепричастным
оборотом
Б) нарушение в
построении
предложения с
причастным
оборотом
3.Согласно плану операции, мне было
поручено уничтожить засевшего
снайпера на дереве.
В) ошибка в
употреблении имени
числительного
1) Египетский мост в Санкт-
Петербурге известен благодаря
не столько установленным на
нём сфинксам, но и мистической
истории, произошедшей в 1905
году..
2) Употребляя ненормативную
лексику, со средств массовой
информации теперь взимается
штраф.
3) Поезд не задержался, он
прибыл на вокзал согласно
расписания.
1В 2А 3Б
ошибка
А)
построении
предложения с деепричастным
оборотом в предложении 1
в
Б) неправильное употребление
падежной
формы
существительного с предлогом
ошибка
В)
построении
предложения с однородными
членами в предложении
в
Анализ достижения учебных целей:
-определить основные норм управления,
-отработать умение выполнять задания на
знание норм управления в формате ЕГЭ
-уметь находить и исправлять
грамматические ошибки, связанные с
нарушением норм управления
-уметь обосновывать свою точку зрения
Критерии оценивания
1) Умение находить нарушение
грамматических норм
2) Правильность выполнения заданий
3) Знание теоретического материала:
умение составлять высказывание по ОС
4) Комментирование и исправление
нарушений грамматических норм
5)Полнота и связность ответа
Домашнее задание
Карточка № 9/11 «Нормы
согласования и управления»
Задание: Установить соответствие между
грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены.
Записать правильный вариант(с указанием
ошибки)
А) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения
с однородными членами
В) ошибка в построении предложения
с деепричастным оборотом
Г) ошибка в употреблении имени
числительного
1. Спрятавшись за старый дом,
находившийся на пустыре, всё было
видно.
2. Двое пар ботинок, стоящих у стены
в прихожей, указывали на то, что кто
то уже опередил нас.
3. Алексей не мог подобрать слов,
передававшие всю глубину его
чувства.
4. Елизавета, воспитанная в строгих
правилах, очень любила и
восхищалась своей матерью.
1в, 2 г, 3а,4б