Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »
3 б класс
программа «Школа России»
Учитель начальных классов: Сказкина Ирина Владимировна
Цель урока: научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в
существительных».
Задачи урока:
Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском
языке.
Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
Развивать устную речь при работе с пословицей.
Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения
(выделение главных признаков, обобщение слов по основным
признакам в группы)
Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и
сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с
предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).
Ход урока
1.Организационный момент.
Настрой «Энергия».
2. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка.
1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях.
2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и,
если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и
ученику.
«Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу,
соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и
снова находят ладони соседа).
- Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)
- Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для
образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)
- Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите
суффикс.
3. Постановка учебной задачи. - Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске
нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь
совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам
войти внутрь? (открыть замочек ключиком)
В процессе работы ученики называют слова
ключ..к
замоч…к
- Каким способом образованы эти слова?
- Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это
орфограмма)
- Сформулируйте тему урока. (1 слайд)
4. Получение нового знания.
- Нам помогут слова из «Толкового словаря».
Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные
внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа.
Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их
вверх.
Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по
предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со
словом ребята размещают на доске.
гвоздик-
бантик-
барашек-
горошек-
орех-
- Что можете рассказать об этих словах?
- На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? ( два
человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в
тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод
можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).
- Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике).
- Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в
слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3
слайд).
- Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.
Физминутка. «Печатная машинка» ( если в слове пишется суффикс –ек ,
ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши
над головой).
- Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют
пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание. Запишите полученные словосочетания,
ключик
сыночек
дождик
столик
звоночек
5. Первичное закрепление нового материала.
- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена
существительные.
выделите
изученную орфограмму. ( два ученика работают у доски, остальные в парах).
Золотой ……………….
Заботливый…………….
Грибной…………………..
Деревянный………………
Мелодичный……………….
- Наш путь приводит к «Острову пословиц».
- Какие пословицы вы знаете?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов
пословицу. ( Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь ) Запишите её в тетрадь.
Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и
выделите её. Объясните написание.
- А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из
конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Звучит спокойная музыка.
- Придумайте и запишите несколько связных предложений , используя эти
слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).
Далее ребята по желанию зачитывают получившиеся истории.
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке, чему научились?
- Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе.
(слайд 4 – проверка)
- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке
вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и
прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с
правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и
прикрепите его на доску.
- Спасибо за работу.
6. Домашнее задание (дифференцированное)
1. С.125, у. 244, правило
2. с.125, у. 243
Презентация по русскому языку на тему "Правописание суффиксов -ЕК, -ИК" (3 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Правописание суффиксов -ЕК, -ИК" (3 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Правописание суффиксов -ЕК, -ИК" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.