ПРЕДЛОЖЕН
ИЕ
Учитель высшей 
категории МАОУ 
«Гимназия №3» г. 
Саратов Трофименко 
О.В.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • ПРЕДЛОЖЕНИЕ  – это слово, 
 или  группа слов, 
связанных между собой по 
смыслу.
Предложение выражает 
законченную мысль.
Над  полями  ярко светит ласковое  
солнце.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Какие группы слов нельзя 
назвать предложением?
• Снег лежать много зима.
•  Наша семья очень дружная. 
• Поздно ночь светить звезда. 
• Зимой лежит много снега. 
• Поздно ночью светит звезда.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • По ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ предложения 
бывают:
1. повествовательные,  
    в которых о чём-либо сообщается, в конце 
предложения ставлю точку  (Дети идут в школу.);
2  вопросительные,  
    в которых содержится вопрос, в конце 
предложения ставлю вопросительный знак 
• (Дети идут в школу?);
3. побудительные,
   которые побуждают к действию, содержат 
просьбу, приказ, пожелание, в конце 
предложения ставлю точку или восклицательный 
знак (Дети, идите в школу (. или! )
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • По ИНТОНАЦИИ предложения 
бывают:
1. восклицательные, которые 
произносятся с сильным чувством, 
радостью, восторгом;(Дети идут в 
школу!)
2. невосклицательные  (Дети 
идут в школу.)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ И 
ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ  предложения 
бывают:
• 1.распространённые,
    в которых есть главные и второстепенные 
члены предложения;
    (Разноцветные листья опадают с деревьев.)
2. нераспространённые,
    где только главные члены 
предложения (Листья опадают.)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( грамматическая 
основа )
 
• Подлежащее – обозначает о ком или о 
чём говорится в предложении и 
отвечает на вопрос кто? или что?
Подчёркиваю одной чертой.
• Сказуемое – обозначает, что в 
предложении говорится о подлежащем 
и чаще всего отвечает на вопрос  что 
делает?
Подчёркиваю двумя чертами.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 
• 1. Дополнение – второстепенный член 
предложения, который отвечает на вопросы 
косвенных падежей (все, кроме 
Именительного ) и обозначает           предмет.
Выражено: именем существительным или 
местоимением.
(Я встретил друга.)  Подчёркиваю пунктирной 
линией _ _ _ _ _ _.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • 2. Определение – это 
второстепенный член 
предложения, который отвечает 
на вопросы: какой? чей? И 
обозначает признак предмета.
Выражено: именем 
прилагательным или именем 
существительным.
(Выпал пушистый снег.)  
Подчёркиваю волнистой линией.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • 3. Обстоятельство – это второстепенный член 
предложения, который обозначает признак действия 
или признак признака, место, время и способ 
действия.
Выражено: именем существительным, 
словосочетанием, разными частями речи.  
Подчёркиваю  . _. _. _ .
 Обстоятельства делятся на группы.
1. Обстоятельство образа действия 
    отвечает на вопросы: как? каким образом?  (Я 
шёл быстро.)
2. Обстоятельство места
    отвечает на вопросы: где? куда? откуда? 
 (Дорога шла в гору.)
3. Обстоятельство времени
    отвечает на вопросы: когда? как долго? с каких 
пор? до каких пор?  ( Дождь шёл с утра до вечера.)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • СЛОВОСОЧЕТАНИЕ –
• это 2 слова, связанные между собой по смыслу.
Одно слово – ГЛАВНОЕ ( от которого задаю вопрос )
Второе слово – ЗАВИСИМОЕ ( к которому задаю вопрос,
оно зависитот главного слова)
Свежий ветер шевелит листья деревьев.
ветер ( какой? ) свежий
шевелит ( что? )  листья
листья ( чего? ) деревьев
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Составьте словосочетания
• природа, рисунок, дорога, 
лопата, народ, желтый
• веселый, дальняя, детский, 
волшебная, лист, тяжелая
                        
                     
                                    
                        
                        
                            природа  
(какая?)  
волшебная
 
 
 
 
рисунок  (какой?)  детский
дорога  (какая?)  дальняя
лопата  (какая?)  тяжелая
народ  (какой?)  веселый
 (какие?)  любимые
животны
е
                        
                     
                                    
                        
                        
                            -Дополните предложение главным  
членом.
-Выпишите только грамматическую  
основу каждого предложения.
 1)Дует  ласковый  южный … 
2) В поле  …..                    проталинки.
3)  Звонко чирикают  неугомонные     …… 
появили
ветер.
сь
воробь
и.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Из  данных слов  составьте  предложения 
Озаглавьте  текст
•Пожары, часто ,  лесные, по вине, возникают  
людей.
•Костры, взрослые,  разводят,  и  дети, в лесу,  
забывают,  тушить, их, и.
•Гибнут,  звери,  от , пожара,  птицы, и, растения.
•Растет,  годы,  долгие, пожарище,  лес, на, 
новый.
•Лес, пожара,  от,  берегите.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Составь предложения и озаглавь текст.
• за, Вася, ухаживать, летом, 
помогай, дедушке, цветами;
•  срезал, огромный, утром, дед, 
осенних, букет, цветов; 
• принёс, класс, в, этот, Вася, букет; 
поставил, цветы, стол, мальчик, 
учительница, на; 
• как, цветы, красивы, эти, осенние.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Из  данных слов  составьте  предложения 
• листья, пожелтели, деревьях, на
• лист, влажную, в лесу, кроет, уж 
золотой землю
• перелетные, улетели, на, птицы, юг
• звери, зиме, к, готовятся
• несет, и туман, осень, и непогоду, 
поздняя
                        
                     
                                    
                        
                        
                            фронтальный опрос:
• Из чего состоит предложение?
• Как связаны между собой слова в 
предложении?
• Что выражает предложение?
• Как правильно выделить начало 
предложения на письме?
Укажи слова, которые не являются 
словосочетанием.
  а) забил молотком   
  б) лампа горит
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • По цели высказывания 
предложения бывают:  
• а) повествовательные  
• б) вопросительные 
•  в) невосклицательные 
• г) побудительные 
Сделать синтаксический разбор предложения
Пёстрый ковёр из листьев шуршал под 
ногами.