Цель урока
1) Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи».
2) Познакомить учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные, а также с функцией этих союзов в предложении.
3) Уместно использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи.
1) Фронтальный опрос:
– На какие две группы делятся все части речи?– Какие части речи относятся к служебным?– Вспомните определение союза.– Какие группы союзов вам известны?– Приведите примеры простых и составных союзов.
Союзы
Сочинительные | Подчинительные |
Союзы
Сочинительные
А, НО, И,
ДА=И,
ДА=НО,
ИЛИ, ЛИБО,
НЕ ТО,
ТО…..ТО
Подчинительные
ЧТО, ЧТОБЫ,ХОТЯ,
ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО,
КАК, КУДА, ХОТЯ, ЕСЛИ
Определите значение союзов
1) Река точно засыпала, и холод старался сковать ее сонную (Мамин-Сибиряк).
2) То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов).
3) Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной (Паустовский).
4) Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени (Паустовский).
Укажите верные утверждения:
а) Союз является членом предложения.б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.в) Союзы бывают простые и составные.
Укажите пример с подчинительными союзами
а) Шли дни, а погода не улучшалась.б) Он сказал, что болен.в) То тут, то там вспыхивал огонек.г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
Укажите пример с сочинительным союзом
а) Вода играет и дышит.б) Сад полыхает, как в мае заря.в) Лица не было видно, потому что было темно.
г) Мы пошли гулять в парк, хотя прошел дождь.
Подведение итогов
Подводя итоги уроки, ответьте на вопросы:
На какие разряды делятся союзы?
Какую функцию выполняют сочинительные и подчинительные союзы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.